Каково назначение конусных шайб в коллекторе
§ 24.2. Устройство коллекторной машины постоянного тока
В настоящее время электромашиностроительные заводы изготовляют электрические машины постоянного тока, предназначенные для работы в самых различных отраслях промышленности, поэтому отдельные узлы этих машин могут иметь разную конструкцию, но общая конструктивная схема машин одинакова. Неподвижная часть машины постоянного тока называется статором,
Рис. 24.4. Устройство машины постоянного тока
вращающаяся часть — якорем (рис. 24.4).
Статор. Состоит из станины 6 и главных полюсов 4. Станина 6 служит для крепления полюсов и подшипниковых щитов и является частью магнитопровода, так как через нее замыкается магнитный поток машины. Станину изготовляют из стали — материала, обладающего достаточной механической прочностью и большой магнитной проницаемостью. В нижней части станины имеются лапы 11 для крепления машины к фундаментной плите, а по окружности станины расположены отверстия для крепления сердечников главных полюсов 4. Обычно станину делают цельной из стальной трубы, либо сварной из листовой стали, за исключением машин с весьма большим наружным диаметром, у которых станину делают разъемной, что облегчает транспортировку и монтаж машины.
Главные полюсы предназначены для создания в машине магнитного поля возбуждения. Главный полюс состоит из сердечника 6 и полюсной катушки 5. Со стороны, обращенной к якорю, сердечник полюса имеет полюсный наконечник, который обеспечивает необходимое распределение магнитной индукции в зазоре машины. Сердечники главных полюсов делают шихтованными из листовой конструкционной стали толщиной 1—2 мм или из тонколистовой электротехнической анизотропной холоднокатаной стали, например марки 3411. Штампованные пластины главных полюсов специально не изолируют, так как тонкая пленка окисла на их поверхности достаточна для значительного ослабления вихревых токов, наведенных в полюсных наконечниках пульсациями магнитного потока, вызванного зубчатостью сердечника якоря. Анизотропная сталь обладает повышенной магнитной проницаемостью вдоль проката, что должно учитываться при штамповке пластин и их сборке в пакет. Пониженная магнитная проницаемость поперек проката способствует ослаблению реакции якоря (см. § 26.2) и уменьшению потока рассеяния главных и добавочных полюсов (см. § 26.1).
В машинах постоянного тока небольшой мощности полюсные катушки делают бескаркасными — намоткой медного обмоточного провода непосредственно на сердечник полюса, предварительно наложив на него изоляционную прокладку (рис. 24.5, а). В большинстве машин (мощностью 1 кВт и более) полюсную катушку делают каркасной: обмоточный провод наматывают на каркас (обычно пластмассовый), а затем надевают на сердечник полюса (рис. 24.5, б). В некоторых конструкциях машин полюсную катушку для более интенсивного охлаждения разделяют по высоте на части, между которыми оставляют вентиляционные каналы.
Якорь. Якорь машины постоянного тока (рис. 24.4) состоит из вала 10, сердечника 3 с обмоткой и коллектора 7. Сердечник якоря имеет шихтованную конструкцию и набирается из штампованных пластин тонколистовой электротехнической стали. Листы покрывают изоляционным лаком, собирают в пакет и запекают. Готовый сердечник напрессовывают на вал якоря. Такая конструкция сердечника якоря позволяет значительно ослабить в нем вихревые токи, возникающие в результате его перемагничивания в процессе вращения в магнитном поле. На поверхности сердечника якоря имеются продольные пазы, в которые укладывают обмотку якоря.
Обмотку выполняют медным проводом круглого или прямоугольного сечения. Пазы якоря после заполнения их проводами обмотки обычно закрывают клиньями (текстолитовыми или гетинаксовыми). В некоторых машинах пазы не закрывают клиньями, а накладывают на поверхность якоря бандаж. Бандаж делают из проволоки или стеклоленты с предварительным натягом. Лобовые части 9 обмотки якоря крепят к обмоткодержателям бандажом.
Рис. 24.5. Главные полюсы с бескаркасной (а) и каркасной (б) полюсными катушками:
1 — станина, 2 — сердечник полюса, 3 — полюсная катушка
Коллектор 1 является одним из сложных узлов машины постоянного тока. Основными элементами коллектора являются пластины трапецеидального сечения из твердотянутой меди, собранные таким образом, что коллектор приобретает цилиндрическую форму. В зависимости от способа закрепления коллекторных пластин различают два основных типа коллекторов: со стальными конусными шайбами и на пластмассе. На рис. 24.6, а показано устройство коллектора со стальными конусными шайбами. Нижняя часть коллекторных пластин 6 имеет форму «ласточкина хвоста». После сборки коллектора эти части пластин оказываются зажатыми между стальными шайбами 1 и 3, изолированными от медных пластин миканитовыми манжетами 4. Конусные шайбы стянуты винтами 2. Между медными пластинами расположены миканитовые изоляционные прокладки. В процессе работы машины рабочая поверхность коллектора постепенно истирается щетками. Чтобы при этом миканитовые прокладки не выступали над рабочей поверхностью коллектора, что вызвало бы вибрацию щеток и нарушение работы машины, между коллекторными пластинами фрезеруют пазы (дорожки) на глубину до 1,5 мм (рис. 24.6, б). Верхняя часть 5 коллекторных пластин (см. рис. 24.6, а), называемая петушком, имеет узкий продольный паз, в который закладывают проводники обмотки якоря и тщательно припаивают.
Рис. 24.6 Устройство коллектора с конусными шайбами
В машинах постоянного тока малой мощности часто применяют коллекторы на пластмассе, отличающиеся простотой в изготовлении. Набор медных и миканитовых пластин в таком коллекторе удерживается пластмассой, запрессованной в пространство между набором пластин и стальной втулкой 4 и образующей корпус коллектора. Иногда с целью увеличения прочности коллектора эту пластмассу 2 армируют стальными кольцами 3 (рис. 24.7). В этом случае миканитовые прокладки должны иметь размеры большие, чем у медных пластин 1, что исключит замыкание пластин стальными (армирующими) кольцами 3.
Электрический контакт с коллектором осуществляется посредством щеток, располагаемых в щеткодержателях 4 (см. рис. 24.4).
Щеткодержатель (рис. 24.8) состоит из обоймы 4, в которую помещают щетку 3, курка 1, представляющего собой откидную деталь, передающую давление пружины 2 на щетку. Щеткодержатель крепят на пальце зажимом 5. Щетка снабжается гибким тросиком 6 для включения ее в электрическую цепь машины. Все щеткодержатели одной полярности соединены между собой сборными шинами, подключенными к выводам машины. Одно из основных условий бесперебойной работы машины — плотный и надежный контакт между щеткой и коллектором. Давление на щетку должно быть отрегулировано, так как чрезмерный нажим может вызвать преждевременный износ щетки и перегрев коллектора, а недостаточный нажим — искрение на коллекторе.
Рис. 24.7. Устройство коллектора на пластмассе
Рис. 24.8. Щеткодержатель (сдвоенный)
машины постоянного тока
Помимо указанных частей машина постоянного тока имеет два подшипниковых щита: передний 12 (со стороны коллектора) и задний 7 (см. рис. 24.4). В центральной части щита имеется расточка под подшипник. На переднем подшипниковом щите имеется смотровое окно (люк) с крышкой, через которое можно осмотреть коллектор и щетки, не разбирая машины. Концы обмоток выведены на зажимы коробки выводов. Вентилятор 8 служит для самовентиляции машины: воздух поступает в машину обычно со стороны коллектора, омывает нагретые части (коллектор, обмотки и сердечники) и выбрасывается с противоположной стороны через решетку.
Из рассмотрения принципа действия и устройства коллекторной машины постоянного тока следует, что непременным элементом этой машины, включенным между обмоткой якоря и внешней сетью, является щеточно-коллекторный узел — механический преобразователь рода тока. Таким образом, коллекторные машины сложнее бесколлекторных машин переменного тока (асинхронной и синхронной) и, следовательно, уступают им (особенно асинхронной машине) в надежности и имеют более высокую стоимость.
Контрольные вопросы
-
Каково назначение коллектора в генераторе и двигателе?
-
Почему станину машины делают из стали?
-
Каково назначение конусных шайб в коллекторе?
-
Зачем в коллекторе на пластмассе применяют армирующие кольца?
Электрические машины - Учебник
Электрические машины - Учебник Все журналы по электротехнике и электрике а также Радиолюбительские журналы Радио, Схемотехника, Радиохобби, Радиомотор,и другие скачиваем здесь:
Рисунок 6 Устройство машины постоянного тока
1 – вал якоря;
2 – передний подшипниковый щит;
3 – коллектор;
4 – щеточный аппарат;
5 – якорь;
6 – главный полюс;
7 – катушка возбуждения;
8 – станина;
9 – задний подшипниковый щит;
10 – вентилятор;
11 – бандажи;
12 – лапы;
13 – подшипник.
Машина постоянного тока состоит следующих основных частей: неподвижной части – статора; вращающейся части – якоря; двух подшипниковых щитов, на которые опирается вал якоря и щеточного аппарата.
а) Статор
Состоит из станины 8 и главных полюсов 6.
1) Станина (корпус)
Служит для крепления главных полюсов и подшипниковых щитов и является частью магнитопровода. Станину изготавливают из ферромагнитного материала (обычно стали) из трубы или литой. Станина имеет лапы 12 для крепления машины. На станине обычно имеется коробка выводов, на зажимы которой выведены концы обмоток.
2) Главные полюса
с бескаркасной полюсной катушкой | с каркасной полюсной катушкой | ||
1 - станина; 2 - сердечник; 3 - полюсная катушка |
Рисунок 7 Главные полюса
Предназначены для создания основного магнитного потока и состоят из шихтованного (набранного из листовой электротехнической стали) сердечника 2 и катушки возбуждения 3. Шихтованный сердечник необходим для ослабления вихревых токов. Нижнюю, более широкую, часть сердечника полюса называют полюсным наконечником.
На машинах постоянного тока полюсные катушки делают бескаркасными – намоткой медного провода непосредственно на сердечник полюса, предварительно наложив на него изоляционную прокладку. В большинстве машин (мощностью более 1 кВт) полюсную катушку делают каркасной: обмоточный провод наматывают на каркас (обычно пластмассовый), а затем надевают на сердечник полюса.
б) Якорь
Якорь МПТ 5 состоит из вала 1, на который установлен шихтованный сердечник, в пазы которого уложена обмотка. На валу так же установлен коллектор, к которому присоединена обмотка якоря. Лобовые части обмотки якоря крепятся бандажами 11. Бандаж может быть проволочным, из стальной ленты или из стеклоленты. На валу якоря установлено вентиляторное колесо 10.
1) Сердечник якоря
Сердечник якоря является частью магнитной цепи и выполняется из отдельных листов электротехнической стали. Листы покрывают изоляционным лаком, собирают в пакет и запекают. Такая конструкция сердечника позволяет значительно ослабить в нем вихревые токи, возникающие в результате его перемагничивания в процессе вращения в магнитном поле. На поверхности сердечника имеются продольные пазы, в которые укладывают обмотку якоря. Пазы закрывают клиньями из текстолита или гетинакса.
2) Коллектор
Коллектор предназначен для преобразования переменной ЭДС в постоянную - в генераторе и постоянный ток в переменный - в двигателе.
Рисунок 8 Устройство коллектора с конусными шайбами
Основными элементами коллектора являются медные коллекторные пластины, собранные таким образом, что коллектор приобретает цилиндрическую форму. Нижняя часть коллекторных пластин 6 имеет форму «ласточкина хвоста». После сборки коллектора эти части пластин оказываются зажатыми между стальными шайбами 1 и 3. Конусные шайбы стянуты винтами 2. Коллекторные пластины изолированы друг от друга и от стальных шайб миканитовыми прокладками 4. Верхняя часть коллекторных пластин 5, называемая петушком, имеет узкий продольный паз, в который закладывают проводники обмотки якоря и припаивают.
В машинах малой мощности часто применяют коллекторы на пластмассе, отличающиеся простотой в изготовлении.
Рисунок 9 Устройство коллектора на пластмассе
Набор медных и миканитовых пластин в таком коллекторе удерживается пластмассой 2, запресованной в пространство между набором пластин 1 и стальной втулкой 4. Для увеличения прочности коллектора пластмассу 2 армируют стальными кольцами 3.
3) Обмотка якоря
Обмотка якоря состоит из секций (катушек), намотанных из медного провода круглого или прямоугольного сечения, и специальным образом уложенных в пазы сердечника якоря. Пазы затем закрывают текстолитовыми или гетинаксовыми клиньями. Концы секций припаены к петушкам коллектора. Лобовые части секций крепятся бандажами 11 к сердечнику якоря. Бандажи делают из стальной проволоки, стальных полос или стеклоленты.
в) Щеточный аппарат
Электрический контакт с коллектором осуществляется посредством щеток, установленных в щеткодержателях.
Рисунок 10 Щеткодержатель (сдвоенный) машины постоянного тока
Щеткодержатель (сдвоенный) состоит из корпуса 4, в который помещены щетки 3, курка 1, представляющего собой откидную деталь, передающую давление пружины 2 на щетку. Щеткодержатель крепят на пальце зажимом 5. Щетка снабжена гибким тросиком 6 для включения ее в электрическую цепь машины.
Все щеткодержатели одной полярности соединены между собой медными шинами, подключенными к выводам машины. Количество щеточных комплектов соответствует числу главных полюсов. Щетки располагают на коллекторе по оси главных полюсов.
г) Подшипниковые щиты
МПТ имеет два подшипниковых щита: передний 2 (со стороны коллектора) и задний 9. Оба щита имеют подшипниковые узлы, в которые установлены подшипники 12, закрытые с обеих сторон крышками.
На переднем щите имеется смотровое окно (люк) с крышкой для осмотра коллектора и щеток.
д) Вентиляция
Вентилятор служит для самовентиляции машины: воздух поступает в машину обычно со стороны коллектора, омывает нагретые части (коллектор, обмотки и сердечники) и выбрасывается с противоположной стороны через решетку.
273 экз. коллекторные конические шайбы?
барби6043
барби 6043
- #1
нутха вопрос!? в коробке запчастей если попал! есть 8 конических шайб, достаточно для 8 коротких exh man. болты. но так ли они идут, или все болты нуждаются в конической шайбе? или что.!? У меня есть руководство по FSM, они почему-то считают, что я все знаю!!??? ЛОЛ ( хоть что-то! ЛОЛ)///
по крайней мере я не имею дело с 340 exh. мужчина. гайки втулки!!!?? ЛОЛ спасибо за помощь. остановитесь следующим летом на пиво или этой зимой на чашку горячего кофе..
Bad Sport
СКИДКА НА ПОЛОВИНУ
- #2
Я почти уверен, что они все получают по одному, кто-нибудь поправит меня, если я ошибаюсь.
Конусные/полые поверхности предназначены для распределения зажимного усилия.
65dartcharger
Dart Charger 273 Историк
- #3
Конусная шайба должна быть только на внешних шпильках выпускного коллектора. Всего их 4 на одной машине.
cosgig
MoBro Inc.
- #4
Ну, я должен не согласиться с Ульфом, хотя я знаю, что он очень хорошо осведомлен! В машине, над которой я работаю, это оригинальная машина коммандос, на каждом болте есть коническая шайба, но нет ни одной на внешних шпильках!! Это по 4 с каждой стороны, что удвоит общее количество, предлагаемое Ульфом! Внешние шпильки на моей имеют стопорные шайбы под гайкой, а шпилька недостаточно длинная, чтобы поставить под нее коническую шайбу и иметь много резьбы для гайки! ! БСЭ на этом кто-нибудь??
барби6043
барби 6043
- #5
вау!!!! Я ценю совет ... просто еще не знаю ответа !!! РЖУ НЕ МОГУ! У меня есть 8 конусных шайб в ведре с деталями этой жемчужины! но это ничего не значит, так как почтальон потерял ДОЛГИЙ список ВЕЩЕЙ!!!! LOL Я действительно запустил двигатель некоторое время назад, ..... если бы это было легко, женщины и дети делали бы это .... ПОДОЖДИТЕ минутку, некоторые женщины ДЕЛАЮТ !!!!!! сколько лет тебе должно быть, чтобы быть ребенком!?????
65dartcharger
Dart Charger 273 Историк
- #6
cosgig сказал:
Что ж, позволю себе не согласиться с Ульфом, хотя я знаю, что он очень хорошо осведомлен! В машине, над которой я работаю, это оригинальная машина коммандос, на каждом болте есть коническая шайба, но нет ни одной на внешних шпильках!! Это по 4 с каждой стороны, что удвоит общее количество, предлагаемое Ульфом! Внешние шпильки на моей имеют стопорные шайбы под гайкой, а шпилька недостаточно длинная, чтобы поставить под нее коническую шайбу и иметь много резьбы для гайки! ! БСЭ на этом кто-нибудь??
Нажмите, чтобы развернуть. ..
Косгиг!
Вы правы! Я проверил книгу запчастей. Номер детали 2121 233 — коническая шайба. Согласно книге должно быть 4 шайбы "винт выпускного коллектора" и 4 шайбы "гайка стойки выпускного коллектора. Поскольку моя машина была нетронутой, я использовал номер, который был на ней. У моего друга была машина 1965 года с 12 шайбами!!
69conv
ошибка 401
- #7
Только что разобрал оригинальный 318 из 69 и у него было 4 шпильки выхлопа. Может быть, в разные годы у них были разные приложения?
Ту7Т3Дарт
.
...- #8
На моей 273 67 года были конические шайбы только на шпильке и болте на внешнем цилиндре отв. порты....на 4 средних болтах вообще ничего. Мне сказал ориг.владелец, что у этого двигателя никогда не было бывшего. мани удален из нового. {пожимает плечами}
toolmanmike
Модератор
- #9
Похоже, мои были на внешних портах.
барби6043
барби 6043
- #10
Two7T3Dart сказал:
На моей 273 67 года были конические шайбы только на шпильке и болте на внешнем цилиндре отл. порты....на 4 средних болтах вообще ничего. Мне сказал ориг.владелец, что у этого двигателя никогда не было бывшего. мани удален из нового. {пожимает плечами}
Нажмите, чтобы развернуть...
Я нашел то, что, скорее всего, является нетронутым двигателем грузовика 72 318. он как у тебя, 2 конусные шайбы на 2 внешних отверстиях. похоже, что у других не было шайбы любого типа. Спасибо за информацию. Я ценю это.
Я не "пурист", но Ма Мопар спроектировала вещи, если фигура не просто так!??
никогда не минируйте левые выступы!!???? и т.д. ЛОЛ
AJ/форма
68 Формуа-С фастбэк клон 367/А833/ГВод/3.55с
- #11
Я снес всего дюжину, как мне казалось, нетронутых небольших блоков 60-х и начала 70-х годов. Насколько я помню, у всех были специальные шайбы на внешних шпильках. Не могу сказать, что правильно, только то, что я нашел.
66fs
Золотой участник FABO
- #12
Two7T3Dart сказал:
На моей 273 67 года были конические шайбы только на шпильке и болте на внешнем цилиндре отл. порты....на 4 средних болтах вообще ничего. Мне сказал ориг.владелец, что у этого двигателя никогда не было бывшего. мани удален из нового. {пожимает плечами}
Нажмите, чтобы развернуть...
Да
oldkimmer
Золотой член FABO
- №13
. .....Я точно знаю 4 2 средних болта с каждой стороны не имеют конических шайб.....у некоторых только болт, а у других плоская шайба....ким.... ......
Ржавый ключ
Известный член
- №14
В заводском руководстве для Valiant 273 1968 года конические шайбы показаны на шпильке и болте только для внешних патрубков коллектора, а на болтах центрального отверстия отсутствуют.
моэ7404
моэ7404
- №15
заводское руководство по техническому обслуживанию моего Крайслера 1967 г. для 273-318. Там написано, что если шпильки вылезут, нанесите герметик на ходовую резьбу. болт и шпилька на каждом конце спереди и сзади имеют конические шайбы. Подсказка от меня: ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте противозадирный состав на ВСЕ резьбы. при первой установке доверните болты до 70-80 % полного крутящего момента. после 4-5 полных циклов нагрева принимают до 30 ft lbs. 30 ft lbs прямо из книги. звучит немного высоко для меня.
66fs
Золотой участник FABO
- №16
moe7404 сказал:
мой заводской сервисный мануал chrysler 1967г. для 273-318. Там написано, что если шпильки вылезут, нанесите герметик на ходовую резьбу. болт и шпилька на каждом конце спереди и сзади имеют конические шайбы. Подсказка от меня: ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте противозадирный состав на ВСЕ резьбы. при первой установке доверните болты до 70-80 % полного крутящего момента. после 4-5 полных циклов нагрева принимают до 30 ft lbs. 30 ft lbs прямо из книги. звучит немного высоко для меня.
Нажмите, чтобы развернуть...
Слишком высоко, это было бы для больших блоков, в которых используются болты / шпильки 3/8, больше похоже на 240 дюймовых фунтов. Затяните от центра наружу.
конические шайбы выпускного коллектора | Только для тела Mopar Forum
65scoutsc
Новый член
- #1
Привет, ребята, восстанавливаю коммандос 273 и нужны эти конусообразные шайбы для болтов коллектора, помогите?
dukes69
Золотой член FABO
- #2
Я купил свой у
http://www.restorationperformance.c...1968-dsh-70-Mopar-273-fdsh-318,-Engine/Detail
или напрямую у
https://www. amkproducts.com/
Однако я хотел все новые застежки.. Вы можете приобрести шайбы сами по себе в специализированных магазинах R/T, а также по всему электронному пакету. ..
Надеюсь, это поможет. Я бы порекомендовал все новое оборудование для выпускного коллектора, так как оно со временем становится хрупким из-за нагрева и охлаждения с годами. Показательный пример, восстановил 273 в cuda моей жены и вставил концы шпилек обратно, и первая, которую я затянул, сломалась и упала в голову. Хорошо, что он стоял на подставке для двигателя, так что я мог его опрокинуть, и он выпал.
Рэнди
Рубль
Известный член
- #3
Позвоните местному дилеру Dodge Chrysler.
деталь № 53010091 указана как: хомут, выпускной коллектор. список $2,35
бурдар
Папа Оуэна
- #4
Я не уверен насчет всех годов выпуска SB, но те, которые я видел, не используют эти шайбы на двух центральных креплениях... только внешние. (всего 8 на двигатель)
ГГ1
Известный член
- #5
Они были у моей машины 86 5th Ave Parts.