На каких мостах должны быть устроены площадки убежища с перилами
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОХОДЕ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ И ПРОПУСКЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
«24» декабря 2012 г. Москва № 2665р
Об утверждении Правил по безопасному нахождению работников
ОАО «РЖД» на железнодорожных путях
В целях обеспечения безопасности работников филиалов ОАО «РЖД» при выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2013 г. прилагаемые Правила по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях.
2. Руководителям департаментов и управлений, филиалов ОАО «РЖД»:
довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
обеспечить в установленном порядке изучение Правил по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утвержденных настоящим распоряжением.
Старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович
Исп. Панасюк Сергей Александрович, ЦБТ
2-30-84
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от «24» декабря 2012г. №2665р
ПРАВИЛА
По безопасному нахождению работников ОАО «РЖД»
На железнодорожных путях
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Требования, изложенные в Правилах по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях (далее - Правила), должны соблюдаться всеми работниками независимо от занимаемой ими должности и принадлежности к филиалу и/или структурному подразделению ОАО «РЖД» во время выполнения трудовых обязанностей на железнодорожных путях общего пользования (далее – железнодорожные пути), при проходе от места сбора к месту работы и обратно, перерывах в работе, включая обеденный перерыв.
Вне рабочего времени работники ОАО «РЖД» обязаны соблюдать «Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» [1].
1.2. Требования, изложенные в настоящих Правилах должны выполнять работники дочерних обществ ОАО «РЖД» и подрядных организаций (подрядчиков, генеральных подрядчиков, субподрядчиков), деятельность которых связана с обслуживанием объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», в том числе, осуществляющих охрану и сопровождение вагонов и контейнеров при перевозке, охрану стационарных и передвижных объектов железнодорожного транспорта, а также, оказывающих услуги по обеспечению пожарной безопасности, погрузке и выгрузке грузов на путях общего пользования железнодорожных станций, осуществляющие ремонт, строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО «РЖД». Обязанность выполнения работниками данных Правил должна быть отражена в договорах на выполнение работ, заключаемых с вышеуказанными организациями.
1.3. При нахождении на железнодорожных путях все работники, включая руководящий состав, в том числе при выполнении ревизорских и инспекторских функций, должны быть одеты в жилеты сигнальные со световозвращающими полосами, изготовленными по нормативно-технической документации, утвержденной ОАО «РЖД». Работники филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» должны пользоваться жилетами сигнальными оранжевого цвета, а работники подрядных организаций - желтого цвета.
Со спины сигнальных жилетов должен быть нанесен трафарет из букв и цифр размером не менее 15х20 см, указывающий принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению ОАО «РЖД» или подрядной организации.
Руководителям центрального аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и центральных дирекций ОАО «РЖД», при нахождении по служебным обязанностям на железнодорожных путях станций и перегонов должны выдаваться сигнальные жилеты с трафаретом проверяемого подразделения. Для этого в структурных и производственных подразделениях у руководителей (депо, железнодорожной станции, дистанции, железнодорожного вокзала, путевой машинной станции, центре связи, базе и других подразделениях) должны храниться не менее двух дежурных сигнальных жилета. После завершения проверки сигнальные жилеты должны быть сданы в места хранения.
1.4. На сигналистов и/или работников, выполняющие их функции, при ограждении места производства работ на железнодорожных путях помимо жилетов должны быть надеты головной убор сигнальный желтого цвета и нарукавники специальные для сигналистов, изготовленные по нормативно-технической документации, утвержденной ОАО «РЖД».
1.5. Всем работникам, принимаемым на работу в филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также руководителям работ сторонних организаций, должен проводится вводный инструктаж, где они должны быть ознакомлены, помимо основных вопросов Программы вводного инструктажа, с мерами безопасности при нахождении на железнодорожных путях (маршруты служебного прохода, правила перехода через железнодорожные пути, пропуск железнодорожного подвижного состава по месту работ, порядок прохода вдоль железнодорожных путей).
На рабочем месте, до начала самостоятельной работы, с выше указанными работниками должен быть проведен первичный инструктаж, где до их сведения доводятся особенности условий труда на конкретных рабочих местах, в том числе меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях, с учетом местных условий.
Помимо прохождения инструктажей работники должны периодически обучаться и проходить проверку знаний мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях. Порядок обучения и проверки знаний установлены СТО РЖД 1.15.011 [2].
1.6. Перечень основных нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, приводящих к травматизму приведен в приложении 2 к настоящим Правилам.
1.7. На территории железнодорожных грузовых и сортировочных станций, складов железнодорожного транспорта, в местах пересечений служебных проходов с железнодорожными путями для прохода работников должны быть сделаны твердые покрытия на уровне головки рельсов шириной не менее 1,5 м. Места пересечений, в соответствии с планами, должны оборудоваться сигнализацией и искусственным освещением. В случае если покрытие временно снято, то соответственно должен быть изменен маршрут прохода.
На станциях других типов и прочих производственных территориях должны быть установлены маршруты служебного прохода работников к служебным и вспомогательным зданиям и сооружениям, рабочим местам, пассажирским платформам и другим остановкам транспорта. Маршруты служебных проходов следует, как правило, прокладывать перпендикулярно оси железнодорожных путей в наиболее безопасных местах (по уширенным обочинам пути, широким междупутьям), удаленных от главных путей, с минимальным пересечением железнодорожных путей. Ширина служебных проходов должна быть не менее 1 м.
Служебные проходы должны быть пригодны для использования в любое время года и при любой погоде. Для этого их периодически следует очищать от мусора и посторонних предметов, а в зимнее время от снега и льда, а также, при необходимости, посыпать песком для предотвращения скольжения. На служебных проходах запрещается размещение и хранение, в том числе временное, каких либо изделий и материалов.
Схемы маршрутов служебных проходов разрабатываются и утверждаются руководством структурных подразделений, работникам которых в соответствии с технологией работ необходимо находиться на территории железнодорожной станции. До утверждения схемы маршрутов должны быть согласованы с руководством железнодорожной станции.
Проходы обозначаются знаками «Служебный проход».
Все работники, участвующие в производственном процессе работы станции, должны быть ознакомлены с маршрутами служебных проходов.
1.8. Здания, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Для предотвращения выхода работников непосредственно на железнодорожные пути около двери, параллельно пути, должен быть установлен барьер длиной 3 м и высотой 1 м. Здания, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути, имеющие выход прямо в сторону путей, должны иметь перед дверью барьер длиной 5 м и высотой 1 м. У выходов из таких зданий устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающие знаки «Берегись поезда».
1.9. Междупутья, по которым в соответствии с установленной технологией работники проходят к местам выполнения трудовых обязанностей должны быть отсыпаны мелкодисперсионным щебнем и иметь ровную поверхность с системой стока ливневых и талых вод, очищенную от мусора и посторонних предметов.
1.10. На территориях железнодорожных станций и перегонах, в местах, которые могут служить источником опасности для работников, должны быть размещены (установлены, нанесены, вывешены) знаки безопасности, и сигнальная разметка по ГОСТ Р 12.4.026 [3]. Порядок их применения осуществляется в соответствии с «Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта» [4] и «Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей» [5].
Порядок применения и основные виды знаков безопасности и сигнальной разметки, которые должны использоваться на территории железнодорожных путей железнодорожных станций и перегонов приведены в приложении 3 к настоящим Правилам.
1.11. Автоматическими системами оповещения о приближении подвижного состава, которыми оборудованы железнодорожные пути перегонов и железнодорожных станций и объекты инфраструктуры должны использоваться работниками всех хозяйств ОАО «РЖД» при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов железнодорожного транспорта, а также при выполнении строительно-монтажных, снегоуборочных и других работ. Функциональность и технические характеристики систем оповещения должны соответствовать требованиям, утвержденным ОАО «РЖД».
При организации ограждения места работ всегда следует принимать во внимание, что системы оповещения являются вспомогательными средствами обеспечения безопасности работников от наезда подвижного состава и их применение не отменяет необходимость ограждения места работ установленным порядком, в том числе использование сигналистов.
1.12. Контроль за соблюдением работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях должен осуществляться с использованием системы информации «Человек на пути» [6] и СТО РЖД 15.014 [7].
1.13. При выполнении работ, при проходе по территории железнодорожных станций и железнодорожным путям перегонов всем работникам, включая руководящий состав (в том числе при выполнении ревизорских и инспекторских функций) запрещается пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио и видеоплееры).
Переговоры по личным мобильным телефонам допускаются только во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.
Пользоваться личными мобильными телефонами разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:
обеспечением безопасности движения;
предотвращением террористических и противоправных действий;
пожаров на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД»;
несчастных случаях с работниками и/или гражданами.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОХОДЕ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ И ПРОПУСКЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
2.1. Требования безопасности при проходе по территории железнодорожной станции.
2.1.1. Проход по территории железнодорожной станции разрешается только по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам. При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения.
2.1.2. Выходя на путь из помещений, стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава с обеих сторон к месту перехода.
После выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.
2.1.3. При сильных морозах до выхода на открытый воздух работникам следует смазать открытые части тела кремом от обморожения на безводной основе.
При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту).
Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах работники должны пользоваться теплозащитной одеждой и теплозащитной обувью. Работникам также должны предоставляться регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена правилами внутреннего трудового распорядка.
2.1.4. При переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких либо предметов.
Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.
Подниматься в самоходный подвижной состав (мотовоз, дрезину, автомотрису) (далее - ССПС), локомотив, вагон и другие подвижные единицы и сходить с них до полной остановки запрещается.
2.1.5. Проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, ССПС разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м. При этом идти следует посередине разрыва. Обходить подвижной состав, стоящий на пути следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.
2.1.6. Работникам запрещается:
- пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них;
- протаскивать инструменты и материалы под вагонами;
- находиться на междупутье при следовании поездов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками «Негабаритное место»;
- наступать на рельсы и концы железобетонных шпал.
При пересечении стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин. Запрещается ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоб.
Следуя по маршруту работники должны соблюдать осторожность и не наступать на электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные (наземные) устройства.
2.2. Требования безопасности при проходе по перегону.
2.2.1. Перед выходом на перегон руководитель работ обязан:
- проверить наличие, комплектность и исправность у работников инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты;
- убедиться лично или по радиосвязи у дежурного по железнодорожной станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению;
- провести работникам целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.
Руководитель работ и сигналисты должны иметь при себе выписки из действующего на текущий период расписания движения поездов.
2.2.2. Проход от места сбора к месту производства работ и обратно должен осуществляться, как правило, в стороне от железнодорожного пути, по обочине земляного полотна или по середине междупутья под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда.
При движении необходимо обращать внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав и показания сигналов светофоров.
2.2.3. При невозможности прохода в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в негабаритных местах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть осуществлен с принятием следующих мер предосторожности:
руководитель работ обязан предупредить работников об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или рядами по два человека не допуская отставания;
руководитель работ должен находиться сзади группы работников, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы работников должен идти сигналист или специально выделенный и проинструктированный работник, ограждающий группу сигналами остановки;
в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии прямой видимости, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не менее 500 метров от идущей группы. О приближении поезда сигналист должен своевременно оповещать группу работников звуком рожка, а руководителя работ по носимой радиостанции.
Сигналисты должны идти с носимыми радиостанциями и с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) ограждая идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. Сигналисты и/или работники, выполняющие их функции, помимо жилетов должны быть одеты в нарукавники специальные и головные уборы с верхом желтого цвета.
В случаях, если группа своевременно не сошла с железнодорожного пути, сигналист обязан сойти с пути не ближе чем за 400 м от приближающегося поезда и продолжать подавать бригаде сигналы остановки до тех пор, пока группа не сойдет с железнодорожного пути. В случаях, когда сигналист не виден руководителю работ, должны выставляться промежуточные сигналисты.
Выполнять работы при отсутствии связи между руководителем работ и сигналистами запрещается.
Встречая поезд, сигналист должен стоять лицом к железнодорожному пути с полуоборотом головы навстречу движения, располагаясь на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса, а при установленной скорости более 140 км/ч - на расстоянии не менее 5 м.
На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.
В особо опасных негабаритных местах с ограниченными условиями видимости, местах, где отсутствует возможность схода с железнодорожного пути, проход работников должен быть организован в соответствии со специальными схемами ограждения. Перечень таких мест определяется руководством дистанций пути, где также разрабатываются схемы их ограждения, которые согласовываются с руководством службы пути дирекции инфраструктуры и утверждаются руководством дирекции инфраструктуры. Перечень особо опасных мест для прохода вдоль железнодорожного пути и схемы их ограждения доводятся до сведения всех причастных структурных подразделений дирекции инфраструктуры распорядительным документом.
Оригиналы схем ограждения должны храниться в службе пути дирекции инфраструктуры, на которые также возлагаются обязанности по контролю за актуальностью схем ограждения и организацией (при необходимости) их пересмотра.
По письменному запросу структурных подразделений, дирекций и подрядных организаций, находящихся в границах железной дороги служба пути дирекции инфраструктуры выдает заверенные копии схем ограждения особо опасных мест для прохода вдоль железнодорожного пути.
В туман, метель и других случаях, группу работников должны ограждать дополнительные сигналисты таким образом, чтобы приближающийся поезд был им виден на расстоянии не менее 50 0 м от идущей группы работников и своевременно оповещать ее о приближении поезда звуковыми сигналами.
2.2.4. При перевозке инструмента и материалов на путевых вагончиках, съемных портальных кранах, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, съемных вышках, а также при работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования должны быть назначены работники в количестве, достаточном (но не менее двух человек), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять груз и убрать с пути тележки, а также сигналисты. Остальные работники должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.
2.2.5. В случае, если работники или бригада доставлена к месту работ на подвижном составе, выходить из него следует только после его полной остановки и по команде руководителя работ. Посадка и высадка может осуществляться только с полевой стороны железнодорожных путей.
При доставке работника или бригады к месту работ в нерабочей кабине управления локомотива работники должны подниматься на локомотив и спускаться из него на специально предназначенные для этого площадки (платформы, пассажирские конструкции остановочных пунктов и т.п.), а при их отсутствии правой по ходу движения стороны локомотива.
2.3. Меры безопасности при проходе по мостам, тоннелям и другим искусственным сооружениям.
2.3.1. При проходе по мостам, тоннелям и другим искусственным сооружениям, в случае отсутствия на них постоянных, специально организованных и оборудованных маршрутов прохода, следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению). Порядок прохода по таким объектам должен быть организован в соответствии со схемами ограждения, которые разрабатываются, утверждаются и доводятся до сведения работников структурных подразделений и подрядных организаций порядком, определенном в пункте 2.2.3.
2.3.2. До начала прохода по тоннелям большой протяженности руководитель работ должен проинструктировать работников о наличии и расположении безопасных мест или ниш, в которых они могут укрыться при пропуске подвижного состава, предупредить их об особой осторожности. При следовании по тоннелю руководитель работ должен следить, чтобы работники шли по одному друг за другом или рядами по два человека, не допуская отставания.
В тоннелях должны быть устроены ниши или камеры. Ниши должны быть во всех тоннелях длиной более 50 м, а камеры - в тоннелях длиной более 300 м.
Руководитель работ должен иметь выписку из действующего на текущий период расписания движения поездов по участку нахождения тоннеля, знать протяженность объекта и время, необходимое бригаде для его прохождения.
Начинать движение по тоннелю разрешается только в том случае, когда время, оставшееся до прохождения поезда по данному месту, превышает время, необходимое для прохода всего тоннеля, увеличенное на 10 минут.
2.3.3. Перед порталом тоннеля протяженностью более 300 м должен быть выставлен сигналист с носимой радиостанцией, который следит за приближением поездов и своевременно информирует об этом руководителя работ, а при необходимости принимает меры по остановке поезда установленным порядком. Руководитель работ, получив информацию о приближении поезда от сигналиста, расположенного у входа в тоннель, должен уточнить на каком расстоянии от тоннеля находится поезд и принять решение о возможности скорейшего вывода бригады из тоннеля или укрытии ее в безопасном месте. Приняв решение, он доводит его до работников и обеспечивает его выполнение.
2.3.4. Мосты полной длиной более 25 м (в северных условиях* - более 10 м), а также все мосты высотой более 3 м мосты, расположенные в пределах железнодорожной станции, и все путепроводы должны иметь двусторонние боковые тротуары с перилами.
Проход через мосты должен осуществляться только по боковым тротуарам.
В случае отсутствия тротуаров проход через мосты с выше указанными характеристиками, а также по железнодорожному пути расположенному по верху водопропускных труб должен осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 2.2.3.
2.3.5. На мостах протяженностью более 50 м должны быть устроены площадки - убежища с перилами. На участках со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях площадки должны быть на всех мостах длиной более 25 м. Убежища должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке. На мостах длиной от 50 м до 100 м (от 25 м до 50 м на участках со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях) допускается устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути.
Стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда запрещается.
*) К северным условиям относятся районы со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки года ниже - 40 С0 (СНиП 2.01.01-82. «Строительная климатология и геофизика»)
2.3.6. При проходе по пассажирским платформам запрещается подходить к краю платформы ближе 0,5 метра, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты не заходить за нее. Во время прибытия и отправления поезда следует заблаговременно отойти от края платформы на расстояние не менее 1,5 м, повернуться лицом к движущемуся поезду и наблюдать за его движением.
2.4. Порядок пропуска подвижного состава.
2.4.1. Работники, оказавшиеся на пути следования поезда, до его приближения должны по команде руководителя отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья и наблюдать за прохождением подвижного состава. Минимальное расстояние от работника до крайнего рельса должно быть не менее 2 м при скорости движения поезда до 140 км/час и не менее 5 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.
Работники должны отойти в безопасное место при расстоянии не менее 400 м до поезда, при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее, чем за 10 минут до прохода пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.
При приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.
При пропуске подвижного состава все работники должны находиться по одну сторону от железнодорожного пути. Работникам запрещается для пропуска поезда переходить на соседний путь и находиться на нем.
Работникам запрещается переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущемся подвижным составом, когда расстояние до него менее 400 м.
2.4.2. В случае если поезд, для которого установлена скорость движения свыше 140 км/ч, не проследовал в установленное время, руководитель работ должен по радиосвязи или по другим средствам технологической связи уточнить у дежурного по станции, ограничивающей перегон, о фактическом времени его движения и только после этого принять решение о возможности дальнейшего безопасного движения к месту работ. В случае передачи станции на резервное управление их функции возлагаются на работников других железнодорожных станций.
При пропуске подвижного состава запрещается находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место. Работники должны заблаговременно отойти от железнодорожного пути на безопасное расстояние, указанное в пункте 2.4.1.
6.15. Требования охраны труда при производстве работ на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях.
Перед началом работы на мосту или в тоннеле монтеры пути должны по указанию руководителя работ подготовить места складирования инструмента, материалов, места схода с моста, площадки-убежища на мосту, ниши или камеры в тоннеле для своевременного схода при пропуске поезда.
При отсутствии в тоннеле автоматической светозвуковой сигнализации или ее неисправности перед началом работ с обеих сторон от места работ (за порталами тоннеля не ближе чем за 1 км от места работ) должны быть выставлены сигналисты, связанные с руководителем работ телефонной связью. Телефонная связь с руководителем работ может быть заменена таким числом промежуточных сигналистов, снабженных носимыми радиостанциями и сигнальными принадлежностями, которое должно своевременно и надежно обеспечивать оповещение работников о приближении поезда.
На предпортальных участках, где крутые откосы выемок, подпорные стены и другие устройства не позволяют разместиться монтерам пути сбоку от рельсовой колеи, место работ должно быть ограждено сигналами остановки.
Во время производства работ в тоннеле материалы и инструмент должны размещаться с соблюдением габарита подвижного состава и находиться в устойчивом положении.
Ниши, предназначенные для укрытия работников, и проходы к ним должны быть свободными.
Складирование материалов и инструмента в тоннеле около стен допускается только на время производства работ.
Перед проходом поезда по тоннелю монтеры пути должны убрать инструмент за пределы габарита подвижного состава и укрыться в нишах, заранее указанных каждому из них руководителем работ.
В случае закрытия одного из путей двухпутного тоннеля монтеры пути, находящиеся на действующем пути, перед проходом поезда должны стать в один ряд у стены со стороны недействующего пути или укрыться в нишах.
На время пропуска путевых машин, поездов на тепловозной и паровозной тяге и проветривания тоннеля после их прохода, а также при визуально определяемой стойкой его задымленности, из-за выхода из строя вентиляционных установок, монтеры пути, работающие в тоннеле, должны надеть противогазы.
Все вспомогательные и заключительные работы должны проводиться не ранее, чем через 30 минут после выхода последней машины с двигателем внутреннего сгорания из тоннеля.
В тоннеле разрешается находиться только во время работы.
При перерывах на обед и по окончании работ оставаться в тоннеле запрещается.
При производстве работ на мостах настилы и подмости должны быть очищены от мусора, а в зимнее время - от снега и льда и посыпаны песком.
При работе на мостах длиной до 50 м монтеры пути заблаговременно, до подхода поезда, должны уйти за пределы моста, а при длине моста 50 м и более - укрыться в специальных площадках-убежищах с перилами. Стоять на тротуаре моста вне площадки-убежища во время прохода поезда запрещается.
На скоростных участках железной дороги, все работы на мосту должны быть прекращены не менее чем за 10 минут до прохода скоростного пассажирского поезда и выполнены требования, изложенные в пунктах 3.2.4 - 3.2.6 настоящей Инструкции.
При работах на высоте инструмент, материалы и детали следует располагать так, чтобы исключалась возможность их падения.
Производство работ на мостах, в тоннелях и на предпортальных участках тоннелей в темное время суток без достаточного освещения запрещается.
Перед началом работ в дренажных колодцах, в которых возможно появление вредного газа, необходимо провести анализ воздушной среды газоанализаторами.
В случае выявления наличия вредного газа должна быть проведена естественная или принудительная вентиляция колодца.
Естественная вентиляция создается открыванием люков не менее двух колодцев с установкой около них специальных козырьков, направляющих воздушные потоки. Перед началом работы продолжительность естественной вентиляции должна составлять не менее 20 минут.
Принудительная вентиляция от 10 до 15 минут должна обеспечиваться вентилятором или компрессором для полного обмена воздуха в колодце посредством рукава, опускаемого вниз и не достигающего дна колодца на 0,25 м.
Не разрешается применять для вентиляции баллоны со сжатыми газами. Если естественная или принудительная вентиляция не обеспечивают полное удаление вредных газов, спуск в колодец допускается только с применением изолирующих органы дыхания средств, в том числе с использованием шлангового противогаза.
Проверку, очистку и ремонт закрытых дренажей в колодцах должны выполнять не менее трех человек, один из которых выполняет работу в колодце, а двое других, в том числе руководитель работ, находясь у люка колодца, контролируют его действия.
Перед спуском в дренажный колодец монтер пути должен надеть защитную каску, предохранительный лямочный пояс и прикрепить к поясу конец страховочного каната.
Второй конец страховочного каната должен находиться в руках одного из наблюдающих или прикреплен к его предохранительному поясу.
С момента спуска в дренажный колодец монтера пути и до выхода из него наблюдающие, находящиеся у люка колодца, должны следить за состоянием спустившегося в колодец монтера пути, а также за тем, чтобы конец страховочного каната не упал в колодец.
Для освещения в дренажный колодцах должны применяться светильники напряжением 12 В или аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.
При появлении запаха газа в дренажном колодце монтер пути должен немедленно прекратить работу и выйти на поверхность, а при ухудшении самочувствия подать условный сигнал наблюдающим, которые обязаны помочь ему подняться из колодца или вытащить его с помощью страховочного каната.
Сигналом о необходимости оказания помощи в подъеме может быть требование голосом или частое подергивание страховочного каната, либо другой заранее оговоренный сигнал.
При спуске в колодец для оказания помощи монтеру пути, находящемуся в колодце, наблюдающий должен соблюдать требования правил безопасности.
Правила по безопасному нахождению работников ОАО РЖД на железнодорожных путях
КОНСПЕКТ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: «Правила по безопасному нахождению работников ОАО РЖД на железнодорожных путях»
«Правила по безопасному нахождению работников ОАО РЖД на железнодорожных путях», утверждены распоряжением ОАО «РЖД» №2665р от 30.01.2013г., введены в действие с 01.03.13 г. Изменения внесены распоряжением №1059р от 24.04.15г. за подписью В.А. Гапановича.
1. Требования безопасности при проходе по железнодорожным путям и пропуске подвижного состава
1.1. Требования безопасности при проходе по территории железнодорожной станции.
Проход по территории железнодорожной станции разрешается только по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам, специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам.
При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения.
Выходя на путь из помещений, стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава с обеих сторон к месту перехода.
После выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.
При переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается пользоваться переходными площадками вагонов.
Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких либо предметов.
Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.
Подниматься в самоходный подвижной состав (далее – ССПС), локомотив, вагон и другие подвижные единицы и сходить с них до полной остановки запрещается.
Проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, ССПС разрешается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м., при этом идти следует посередине разрыва. Обходить подвижной состав, стоящий на пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.
Следуя по маршруту, работники должны соблюдать осторожность и не наступать на электроприводы, путевые коробки и другие устройства.
1.2. Требования безопасности при проходе по перегону.
Проход от места сбора к месту производства работ и обратно должен осуществляться, как правило, в стороне от железнодорожного пути, по обочине земляного полотна или по середине междупутья. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда.
При движении необходимо обращать внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав и показания сигналов светофоров.
При невозможности прохода в стороне от железнодорожного пути или по обочине проход по пути может быть осуществлен с принятием мер предосторожности.
В случае, если работники или бригада доставлена к месту работ на подвижном составе, выходить из него следует только после его полной остановки и по команде руководителя работ. Посадка и высадка может осуществляться только с полевой стороны железнодорожных путей.
При доставке работника или бригады к месту работ в нерабочей кабине управления локомотива работники должны подниматься на локомотив и спускаться из него на специально предназначенные для этого площадки, а при их отсутствии правой по ходу движения стороны локомотива.
1.3. Порядок пропуска подвижного состава.
При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти от путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч., не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 121-140 км/ч. и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов более 140 км/ч. При приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.
При пропуске подвижного состава все работники должны находиться по одну сторону от железнодорожного пути.
2 Требования безопасности при производстве работ на железнодорожных станциях.
Работники, выполняющие работу на станционных путях, должны оповещаться о предстоящих маневрах, роспуске состава с сортировочной горки, приеме и отправлении поездов. Оповещение осуществляют дежурные по железнодорожной станции, сортировочной горке, маневровые диспетчеры по громкоговорящей связи.
Информацией о приближении подвижного состава для работающих на железнодорожных путях железнодорожной станции являются:
• звуковые и видимые сигналы, подаваемые сигналистом;
• сигналы, подаваемые автоматической системой оповещения;
• объявления, даваемые по громкоговорящей связи;
• сообщения по телефонной или радиосвязи;
• сигналы дежурного стрелочного поста составителя или другого дежурного работника железнодорожной станции;
• сигналы поездных и маневровых локомотивов, ССПС, путевых машин;
• показания сигналов светофоров (входных, выходных, пригласительных, маршрутных, маневровых, горочных, групповых) и индикаторов на них;
• положения стрелочных переводов. При неблагоприятных условиях погоды (сильный ветер, туман, метель), а также на неосвещаемых путях в темное время суток маневровая работа должна производиться с собой осторожностью, а в необходимых случаях – с пониженной скоростью.
При производстве маневров в местах производства работ, с пересечением переездов, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, производственных баз составительские и локомотивные бригады должны проявлять бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении подвижного состава к находящимся около пути или на платформах людям.
3. Меры электробезопасности при нахождении на железнодорожных путях
Любые провисающие или оборванные и лежащие на земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни. Их следует считать находящимися под напряжением. К ним нельзя приближаться на расстояние менее 8 м, а также допускать приближения других работников и/или посторонних лиц. Место нахождения лежащих на земле проводов следует оградить доступными средствами и сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю пользуясь любыми видами связи.
Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
В случае падения спиленного или упавшего дерева на провода запрещается до снятия напряжения с воздушной линии или с контактной сети и их заземления приближаться к стволу дерева или к веткам на расстояние менее 8 м.
В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками работники, обнаружившие эту неисправность, обязаны отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающего поезда ручной сигнал «Опустить токоприемник»: • днем – повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;
• ночью – повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.
Возможные нарушения требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
1. Нахождение работников при пропуске поездов, следующих со скоростью более 140 км/ч, на расстоянии менее 5 метров от крайнего рельса. | 2. Несвоевременный уход работающих с пути на безопасное расстояние (ближе 2 м от крайнего рельса в сторону обочины и менее чем за 400 м до приближающегося поезда), в том числе и при проходе поезда по соседнему пути, если место работ не ограждено сигналами остановки. |
3. Расположение работников сидя на рельсах, трансформаторных ящиках, других напольных и наземных устройствах, а также на концах шпал и пирамидах покилометро-вого запаса рельсов. | 4. Спрыгивание со стоящего состава на междупутье. |
5. Передвижение внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поездов на перегоне (на двухпутном участке). | 6. Передвижение и нахождение на междупутье во время прохода поездов по смежным путям. |
7. Переход через путь перед близко идущим поездом менее чем за 400 метров до приближающего поезда. | 8. Подлезание под вагон |
9. Протаскивание инструментов под вагонами | 10. Переход через путь под автосцепками между вагонами стоящего состава |
11. Проход людей между автосцепками расцепленных вагонов на расстоянии меньше 10 м. | 12. Выход на соседний путь и переход пути вблизи стоящего состава на расстоянии менее 5 метров с головы или хвоста состава. |
13. Сход с подножки вагона или поднятие на подножку вагона до полной остановки состава. | 14. Наступание па рельс, крестовину, контррельс, расположение частей рук и ног между рамным рельсом и остряком, крестовиной и подвижным сердечником крестовины |
15. Работа людей на железнодорожном пути без сигнальных жилетов или в жилетах, не отвечающих своему назначению (без световозвращающих вставок и обозначения принадлежности работника к соответствующему структурному подразделению или подрядной организации). | 16. Отсутствие у сигналистов, ограждающих место производства работ сигнального жилета, головного убора сигнального желтого цвета и/или нарукавников специальных для сигналистов. |
17. Нахождение на соседнем пути при проходе поезда (кроме случаев, когда место работ ограждено сигналами остановки или на пути находится бригада контактной сети, работающая с изолирующей съемной вышки). | 18. Нахождение работников на расстоянии менее 5 метров от крайнего рельса при работе машин, оборудованных щебнеочисти-тельными устройствами, путеукладчиков, электробалластеров и других машин тяжелого типа. |
19. Работа без выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности локомотивных бригад в случаях, предусмотренных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации. | 20. Работа без ограждения места работ установленным порядком, в том числе отсутствие сигналистов, неполное ограждение места работ, в том числе использование нетиповых переносных сигналов остановки. |
21. Не прекращение работ на смежном пути в «окно» при проходе поезда. | 22. Нахождение на междупутье во время производства работ в «окно» при проследовании поезда по смежному пути. |
23. Работа на пути в одно лицо (кроме путевых обходчиков, обходчиков искусственных сооружений, дежурных по переездам, бригадира пути или мастера, выполняющих промеры пути, работника дистанции электроснабжения, выполняющего обход контактной сети и ВЛ). | 24. Неограждение сигналами остановки места работ (требующее ограждение сигналами остановки) на перегоне и железнодорожной станции. 25. Перевозка инструмента и материалов на съемных тележках без сопровождения работниками пути в количестве, достаточном для заблаговременного, до подхода поезда, снятия с пути тележки. |
26. Отсутствие ограждения дефектоскопной и путеизмерительной тележки или тележки для перевозки инструмента и материалов с обеих сторон специально выделенными сигналистами с красными флажками | 27. Проезд составителя поездов на подножке вагона в негабаритном месте. |
28. Вход на переходную площадку (подножку) вагона или сход с нее до полной остановки поезда. | 29. Переход через путь перед вагонами (при роспуске вагонов на сортировочных горках или при осуществлении маневров толчками) или вход в пространство между вагонами после начала их движения. |
30. Нахождение составителя поездов в кабине маневрового локомотива при движении вперед | 31. Проезд составителя поездов на автосцепке, на раме платформы, стоя на платформе, сидя на ее бортах, на грузах, находящихся на платформе. |
32. Расцепка вагонов в пределах стрелочных переводов, настилов переездов, в негабаритных местах, а также в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов во время движения маневрового состава. | 33. Выполнение работ по техническому обслуживанию вагонов, нахождение под ними на неогражденном в установленном порядке составе. 34. Нахождение внутри вагонов, под ними или на них во время маневров и других перемещениях |
35. Нахождение осмотрщика вагонов, принимающего «поезд с ходу» вне зоны «островка безопасности» | 36. Проход осмотрщика вдоль состава для осмотра при движении поезда по смежному пути. |
37. Неограждение сигналистами бригады, работающей со съемной изолирующей вышки. | 38. Нахождение у съемной изолирующей вышки при работе на пути менее 4-х человек (включая руководителя работ и работающих наверху монтеров). |
39. Нахождение на изолированной приставной лестнице при работе на контактной сети более одного исполнителя. | 40. Непрекращение работ с площадки, изолирующей съемной вышки при проходе поезда по смежному пути. |
41. Выполнение работы на светофорах (мостиках, консолях) во время движения поездов по железнодорожному пути, к которому относится светофор, и смежным железнодорожным путям на перегоне |
44. Неограждение мест проведения работ по ремонту кабеля на перегонах при по перечном пересечении железнодорожных путей и параллельном прохождении в теле земляного полотна. |
Литература.
«Правила по безопасному нахождению работников ОАО РЖД на железнодорожных путях», утверждены распоряжением ОАО «РЖД» №2665р от 30.01.2013г., введены в действие с 01.03.13 г. Изменения внесены распоряжением №1059р от 24.04.15г. за подписью В.А. Гапановича.
Контрольные вопросы.
- Требования безопасности при проходе по территории железнодорожной станции?
- Требования безопасности при проходе по перегону?
- Порядок пропуска подвижного состава?
- Требования безопасности при производстве работ на железнодорожных станциях?
- Меры электробезопасности при нахождении на железнодорожных путях?
- Возможные нарушения требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях?
Эксплуатационные обустройства на железнодорожных и автодорожных мостах
Для проведения работ по надзору за сооружением и его ремонту мосты оборудуются специальными эксплуатационными обустройствами:
1. смотровые приспособления;
2. площадки-убежища;
3. контрольно-габаритные устройства (КГУ);
4. электроосвещение;
5. заземление конструкций мостаи ограждение контактного провода;
6. противопожарный инвентарь;
7. судоходная сигнализация;
8. обустройство разводных мостов;
9. колонки воздухозаборные;
10. энергоснабжение для ремонтного оборудования;
11.механизированный инструмент;
12.аппаратура телефонной связи;
И др.
1. Смотровые приспособлениямидолжны обеспечивать безопасный доступ обслуживающего персонала ко всем основным несущим конструкциям мостов. Сейчас при проектировании и строительстве новых мостов и при капитальном ремонте существующих (обязательно!) предусматривают устройство смотровых приспособлений.
Смотровой ход. В металлических сплошностенчатых пролетных строениях мостов с ездой поверху внутренние поверхности главных балок и элементов связей осматривают с внутреннего настила (внутренний смотровой ход) которого расположен на продольных связях пролетных строений. Для облегчения осмотра внешних поверхностей главных балок целесообразно устраивать наружные смотровые ходы.
Лестницы для спуска на опоры. Облуживающий персонал спускается с тротуаров проезжей части моста к внутренним и наружным смотровым ходам, к оголовкам промежуточных опор, устоев и опорным частям по специальным лестницам, устраиваемым над каждой изопор моста.
Ограждения. Смотровые проходы ограждаются перилами. Оголовки опор высотой более 5 м (над землей или водой) ограждаются перилами.
На рисунке 8.1 показаны смотровые приспособления металлических сплошностенчатых пролетных строений с ездой поверху.
Рисунок 8.1 – Смотровые приспособления металлических сплошностенчатых пролетных строений с ездой поверху:
1—лестница внутреннего смотрового хода;
2—внутренний смотровой ход в плоскости нижних продольных связей;
3—наружный смотровой ход;
4—верхняя площадка лестницы спуска на опору;
5—лестница;
6—нижняя площадка спуска на опору.
Смотровые приспособления сквозных пролетных строений мостов с ездой понизу, особенно при большой их высоте и длине имеют более сложную конструкцию. Доступ к нижним поясам главных ферм, элементам проезжей части и нижних продольных связей обеспечивается при помощи нижней смотровой тележки, перемещающейся под пролётным строением. Осмотр и работы по содержанию верхних поясов и элементов решетки главных ферм, поперечных и верхних продольных связей выполняются с верхней катучей балки: к ней на тросах подвешивают две самоподъемные люльки, перемещаемые в пределах высоты пролетных строений.
Нижняя смотровая тележка и верхняя катучая балка перемещаются вдоль пролетного строения электрифицированным или ручным приводом. Самоподъемные люльки, оборудованные каждая двумя лебедкаии грузоподъемностью по 250 кг, подвешивают к катучей балке снаружи или внутри пролетного строения.
К верхним смотровым приспособлениям поднимаются по наклонным лестницам, расположенным на портальных раскосах, а к нижним - по лестничному спуску на опору. Все лестницы и проход по верхним поясам пролетных строений с ездой понизу снабжены перилами. Конструкция смотровых приспособлений показана на рисунке 8.2.
Смотровые приспособления металлических пролетных строений с ездой понизу. 1,2-лестница для спуска на опору по портальному раскосу. 3-катучая балка по верхним поясам. 4-самоподъемная люлька. 5-пути катания передвижной балки. 6-трос подвеса люльки d=8mm. 7-смотровая тележка по нижнему поясу. |
Рисунок 8.2 – Смотровые приспособления металлических пролетных строений с главными фермами
Поверхности опор осматривают стоя на переносных лестницах, в люльках или на плавучих средствах.
У устоев мостов, путепроводов и около водопропускных труб при высоте насыпи более 2 м устраивают постоянные лестничные сходы по откосам.
2. Площадки-убежищаслужат укрытием для людей и переносного оборудования при прохождении по мосту поезда, на них хранится противопожарный инвентарь. Все мосты длиной более 50 м имеют площадки-убежища, которые располагаются через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке. При длине моста от 50 до 100 м разрешается устраивать по одному убежищу в середине моста с каждой стороны.
Рисунок 8.3 – Расположение площадок - убежища
Ha мостах, расположенных нa участках со скоростями движения поездов более 120 км/ч и в северной строительно-климатической зоне, длина мостов, на которых необходимо устройство площадок-убежищ, расстояние между убежищами сокращается в 2 раза. Ha линиях скоростного движения вместо увеличенного числа площадок-убежищ можно применить оповестительную сигнализацию: звуковые сигналы, автоматически включаемые при приближении к мосту поезда.
3. Контрольно-габаритные устройства (КГУ). КГУ предназначены для предотвращения прохода по мосту негабаритных грузов. КГУ устраивают на расстоянии от моста, достаточном для остановки состава и на выходе с промышленных предприятий, где грузят составы грузом, который может быть негабаритным.