Требования к пешеходным переходам
Новые стандарты пешеходных переходов
На протяжении всего времени существования пешеходные переходы были одним из основных элементов изучения в рамках обучения вождению. Дело в том, что любой пешеходный переход – это достаточно сложная система, которая должна подробно разбираться и с точки зрения водителя, и с точки зрения пешехода. К сожалению, многие пешеходные переходы в наше время далеки от совершенства. В результате было принято решение модернизировать саму систему, внося соответствующие поправки в закон.
Предложения по улучшению пешеходных переходов
На официальном сайте ГИБДД выступили с предложениями по улучшению системы пешеходных переходов, опираясь, прежде всего, на соответствие их нынешним стандартам и правилам. Дело в том, что большинство пешеходных переходов в стране не соответствуют нормам и стандартам, принятым в законодательстве, поэтому в наше время проходит массовая проверка их сотрудниками ГИБДД, а также составления списка замечаний для их дальнейшего устранения. Прежде всего, безопасность пешеходного перехода зависит от интенсивности потока автомобилей, а мы знаем, что количество автомобилей в каждом городе увеличивается ежегодно в несколько раз. В связи с этим и необходимо пересматривать системы пешеходных переходов в каждом населенном пункте отдельно и по стране в целом.
Также на возникновение аварийных ситуаций влияет дисциплинированность самих участников движения, то есть водителей и пешеходов. Изначально необходимо сформировать правильное представление о процедуре перехода проезжей части или проезда пешеходного перехода, так как ни одна идеальная система не спасет, если человек сам поступает глупо и неправильно.
Поэтому в ГИБДД, прежде всего, выдвинули предложения по проведению воспитательных работ в школьной среде с целью информирования детей о правильных действиях на проезжей части.
Также было выдвинуто предложение везде установить предупреждающие знаки, повысить видимость самой «зебры» и другие действия для улучшения видимости пешеходной зоны на проезжей части.
Альтернативные способы улучшения пешеходных систем
Все предложения, выдвинутые на сайте ГИБДД, подлежат активному обсуждению. Большинство из них на первый взгляд кажутся достаточно эффективными, однако данные изменения, скорее всего, не приведут к желаемому результату.
Дело в том, что некоторые из предложений уже проходят стадию реализации, но улучшения малозаметны.
Аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий в области пешеходных переходов, к сожалению, не становится меньше.
Итак, основные требования к пешеходным переходам, которые действуют на данный момент:
- расстояние между двумя пешеходными переходами в населенных пунктах – 200-300 метров;
- за пределами населенного пункта зона наземного пешеходного перехода должна быть видна за 150 метров в обе стороны;
- на широких дорогах (проезжая часть составляет от 15 метров) пешеходные переходы оснащаются специальными остановками безопасности;
- ширина самой пешеходной зоны должна составлять как минимум 4 метра.
Некоторые инструкторы по вождению желали бы дополнить данный список, так как он был разработан достаточно давно и уже устарел для современных ситуаций поведения на дороге.
Многие поддерживают популяризацию знаний в школе, а также оборудование некоторых пешеходных переходов работающими светофорами.
На данный момент мы можем видеть улучшения на дорогах, но, к сожалению, они не так значительны, как хотелось бы.
Видеоматериал на тему системы пешеходных переходов:
Желаем вам пользоваться только современными пешеходными переходами!
Изображение для статьи взято с сайта www.auto.vesti.ru.
Пешеходные переходы. Часть 1. Нерегулируемые переходы в России | ТрансСпот
Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут. Ключевые слова: video, БДД, Загородные дороги, Нормативы, ОДД, Пешеходы, Россия, Улицы.
Вступление
Данная серия статей рассмотрит плюсы и минусы различных пешеходных переходов в городских условиях. Вся информация получена из отечественных нормативных и методических документов и из зарубежных источников (нормативы и исследования в Германии).
Все пешеходные переходы разделим на следующие типы:
- Нерегулируемые пешеходные переходы
- Регулируемые пешеходные переходы
- Регулируемые диагональные пешеходные переходы
- Пешеходные переходы в разных уровнях: надземные и подземные пешеходные переходы (внеуличные пешеходные переходы)
- Пешеходные зоны
В данной статье рассмотрим нормативные документы в России для проектирования нерегулируемых пешеходных переходах.
Отечественные нормативные документы о нерегулируемых пешеходных переходах
Основной неприятный момент состоит в том, что нет единого современного норматива, который бы полностью охватывал принципы проектирования нерегулируемых пешеходных переходов. Все условия разнесены по нескольким документам.
Основной документ в РФ, регламентирующий проектирование транспортной инфраструктуры в городах СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывает в п. 11.9, что видимость для условий «транспорт-пешеход» должна быть обеспечена для одного из двух случаев — для скорости транспорта 25 км/ч или 40 км/ч. 60 км/ч в этом пункте отсутствует. Не смотря на это на практике существуют нерегулируемые пешеходные переходы без ограничения скорости 25 или 40 км/ч. А какие условия видимости при этом должны быть обеспечены — не ясно.
Требование ГОСТ Р 52289-2004 в п. 8.2.6. исключено:
Островки безопасности, выделенные на проезжей части разметкой или бордюрным камнем, устраивают на наземных пешеходных переходах при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части и на расстоянии между тротуаром и краем островка не менее 10,5 м.
Требования ГОСТ Р 52766-2007:
4.2.5 Островки безопасности 4.2.5.1 При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м. 4.2.5.2 Ширина островка должна быть не менее ширины пешеходного перехода, а длина — не менее 1,5 м. 4.2.5.3 Границу островка безопасности обозначают при помощи разметки и/или бордюра. Приподнятые островки с бордюрами на проезжей части устраивают при наличии стационарного электрического освещения. Высота бордюра должна быть (10 ± 1) см. При разделении встречных транспортных потоков путем установки ограждений по оси проезжей части приподнятые островки безопасности с бордюрами не применяют.
4.2.5.4 (Исключен. Изм. № 1). Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 метров для островков, обозначенных разметкой по ГОСТ Р 52289, а для приподнятых островков с бордюрами — не менее 10,5 метров
4.2.5.5 Центр островка на проезжей части должен находиться в створе линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.Допускается использование направляющего островка в качестве островка безопасности. (см. рис. ниже)
4.2.5.6 При размещении островка на проезжей части перед ним с двух сторон наносят сплошную наклонную линию разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256, отводящую транспортные потоки от островка (переходная линия), с наклоном к оси дороги 1:20 (1:50)1). 4.5.2.4 Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по 4.2.5.
Использование направляющего островка в качестве островка безопасности для перехода через одну полосу движения. Москва. Площадь Никитских Ворот. (Фото: Аркадий Гершман, http://gre4ark.livejournal.com/)Кроме того в ГОСТ Р 52289-2004 в п. 7.2.14 указаны условия установки светофоров на пешеходных переходах.
- Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.В населенных пунктах с числом жителей менее 10 000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов составляют 70% от указанных.
- Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условию 1 одновременно составляют 80% или более от указанных.
- На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условие 1 должно выполняться на 80% или более.
Ходят легенды, что после 3 смертей ставят светофор. Но судя по третьему пункту условий минимальная интенсивность пешеходов должна составлять при этом 120 человек в час в одном направлении. Иначе светофор имеют право не ставить.
В «Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» в п. 4.41 также можно найти несколько слов о островках безопасности: «Островки, обеспечивающие безопасность пешеходного движения, устраиваются при ширине проезжей части более 15 м, равными ширине центральной разделительной полосы. При отсутствии разделительной полосы островки безопасности шириной не менее 2 м могут устраиваться за счет уменьшения полосы движения до 3,25 м на магистральных улицах и дорогах общегородского значения и до 3 м на магистральных улицах и дорогах районного значения, а также за счет полос озеленения и тротуаров.»
Ширина разметки пешеходного перехода выбирается из расчета 500 пешеходов в час на 1 метр ширины. Но в любом случае пешеходный переход не может быть уже 4 метров. (ГОСТ Р 52289-2004 п. 6.2.17).
Для загородных дорог нерегулируемые пешеходные переходы следует устанавливать в соответствии с СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги.
Пункт 6.6 указывает, что нерегулируемые пешеходные переходы недопустимо устраивать на дорогах первой категории. Пункт 6.7 определяет границы использования пешеходных переходов различного типа в зависимости от интенсивности пешеходного движения (чел/час — по вертикали) и интенсивности автомобильного движения (авто/час — по горизонтали). Область I — это нерегулируемый пешеходный переход, II — регулируемый пешеходный переход, III — пешеходный переход в разных уровнях (подземный или надземный).
Области применения пешеходных переходов различных типов: I — нерегулируемые переходы; II — переходы со светофорным регулированием; III — пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные). (Источник: СП 34.13330.2012)Есть еще познавательный документ (1977 год) «Рекомендации по регулированию пешеходного движения». Много детальной информации (в том числе методы обследования пешеходного движения), но не указаны основные принципы проектирования пешеходных переходов, например, максимально допустимая ширина проезжей части для устройства нерегулируемого пешеходного перехода или сужение проезжей части в местах пешеходного перехода, устройство автобусных остановок. Более того, некоторые пункты позволяют усомниться в адекватности этих рекомендаций в целом, так как они были написаны для других условий движения.
Выводы
Резюмируя, можно отметить, что в настоящее время нет обязательных документов, которые бы регламентировали ограничения скорости на нерегулируемых пешеходных переходах (это касается и загородных дорог). Вследствие этого получаем пешеходные переходы обозначенные только зеброй и знаками на четырехполосных магистралях, по которым водитель разгоняется в 80% случаев до 80 и более км/ч. На рисунке представлена как раз проспект Непокорённых в Санкт-Петербурге с подобными условиями движения (тут, кстати, шестиполосная улица).
Нерегулируемый пешеходный переход на шестиполосной магистральной улице. Санкт-Петербург. Проспект Непокорённых. (Фото: Сергей Давыдов, http://transspot.ru/)При оценке влияния на водителя множества факторов трудно его признать виновным в том, что он не заметил пешехода. Увидеть пешехода находясь во втором и третьем ряду проблематично, в том числе и из-за припаркованных автомобилей. Соблюдать скоростной режим на такой улице очень сложно в виду провоцирующей геометрии дороги. Кроме того при высокой скорости уменьшается угол обзора. Обезопасить же пешехода островком безопасности можно только при наличии на дорогах четырех и более полос.
Ниже приведен репортаж о смертельных пешеходных переходах в Санкт-Петербурге.
В следующей статье посмотрим, как решаются проблемы безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах в Германии.
История обновлений
2013.11.09 — Новая публикация.
2015.09.15 — Обновление 1. Пост обновлен в связи с изменениями в нормах проектирования.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Методические рекомендации по проектированию элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других
страница 2
5.4.4.8. Все подходы к подъемнику и лифту, а также сами эти объекты должны быть четко обозначены согласно ГОСТ Р 51631-2008, ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 50918-96 и СП 35-105-2002.
5.4.4.9. Применение подъемника или лифта в пределах тротуара или пешеходной дорожки должно иметь социально-экономическое обоснование в проекте.
5.4.4.10. Организация функционирования подъемников и лифтов регламентируется действующими нормативными документами.
Раздел 6. Технические требования к пешеходным переходам
6.1.1. Пешеходные переходы через автомобильные дороги, в т.ч. обоснование и выбор места их расположения, выбор типа и основных параметров выполняют согласно ГОСТ Р 52398-2005, ГОСТ Р 52765-2007, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, СНиП 2.07.01-89, СНиП 2.05.02-85, СНиП 2.05.03-84, ВСН 25-86.6.1.2. Пешеходный переход представляет собой обозначенное дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части, предназначенное для движения по нему пешеходов через проезжую часть автомобильной дороги.
Согласно ГОСТ Р 52765-2007, пешеходные переходы подразделяются на:
- наземные;
- надземные;
- подземные.
а) передвигающиеся при помощи вспомогательных опор (кроме опор на колесах), пожилые люди, беременные женщины, люди с детьми – рекомендуется обустройство пешеходного перехода бортовым камнем стандартной высоты и/или ступеней (данный тип обустройства наиболее приемлем также для людей, не имеющих физических ограничений);
б) передвигающихся при помощи вспомогательных опор на колесах, в креслах-колясках, с детскими колясками и тележками – рекомендуется применение пандусов или исполнение всего пешеходного перехода, а также его отдельных элементов в одном уровне с тротуаром или проезжей частью автомобильной дороги;
в) имеющие различные заболевания по зрению и/или имеющие нарушения ориентации, координации движений, отклонения правильного восприятия окружающей их ситуации по причине имеющихся у них психических расстройств – рекомендуется обустройство пешеходных пешеходов, соответствующее подпункту а) данного пункта, а также дополнительное информационное обеспечение (тактильное – для слепых; цветовое, световое и контрастное выделение опасных участков осязательное, в т.ч. звуковое и тактильное, выделение зон повышенной опасности, использование доступных для восприятия указателей, знаков и символов исполнение поверхностей – для остальных групп).
При наличии смешанного состава пешеходного потока, включающего различные группы инвалидов и другие маломобильные группы населения, оборудование пешеходных переходов должно быть выполнено с учетом требований, предъявляемых для каждой отдельной представленной группы.
На основных маршрутах движения инвалидов и других маломобильных групп населения, указанных в подпункте в) данного пункта, не рекомендуется организация их движения через нерегулируемые пешеходные переходы, а в условиях интенсивных транспортных потоков – не допускается.
6.1.4. Наземные пешеходные переходы, согласно ГОСТ Р 52398-2005, выполняют на автомобильных дорогах категорий IВ и II (4 полосы движения) – только со светофорным регулированием, а для категорий II (2 или 3 полосы движения), III-V – регулируемые и нерегулируемые.
Согласно ГОСТ Р 52289-2004 и ВСН 25-86, наземные пешеходные переходы должны выполняться под прямым углом к проезжей части автомобильной дороги и располагаются таким образом, чтобы обеспечить треугольник видимости «пешеход – транспортное средство» на расстоянии не менее 50 м.
6.1.5. Наземные пешеходные переходы классифицируются по следующим признакам (типам):
а) по расположению в пределах автомобильной дороги:
- расположенные на перегонах,
- расположенные на перекрестках:
- отнесенные,
- выполненные по продолжению тротуара или пешеходной дорожки;
б) по высоте относительно проезжей части автомобильной дороги:
- приподнятые,
- выполненные на одном уровне с проезжей частью;
Требования к обустройству пешеходных переходов, расположенных на перегонах и отнесенных пешеходных переходов на перекрестках по условиям доступности и безопасности для инвалидов и других маломобильных групп пешеходов принимаются одинаковыми, т.к. не имеют существенных отличий.
Отнесенный пешеходный переход, по сравнению с выполненным по продолжению тротуара или пешеходной дорожки, является наиболее безопасным, вследствие обеспечения лучших условий взаимной видимости пешеходов и водителей автомобилей, выполняющих поворот на перекрестке в направлении данного перехода.
6.1.6. Поверхность пешеходных переходов должна быть твердой и ровной. В пределах ширины пешеходной части пешеходных переходов не должно быть решеток ливневой канализации, смотровых колодцев и пр.
6.2. Габаритные размеры6.2.1. Ширина наземного пешеходного перехода определяется расчетным путем на основе данных: о перспективной (не менее 5 лет) максимальной интенсивности пешеходного потока, включающего в своем составе различные группы инвалидов и другие маломобильные группы населения, а также пешеходов, не имеющих физических ограничений; об особенностях пространственно-территориального размещения пешеходного перехода и параметров автомобильной дороги; об особенностях расположения зданий, сооружений в зоне влияния пешеходного перехода; о наличии и способе регулирования движения транспортных и пешеходных потоков в пределах данного пешеходного перехода.
6.2.2. Ширина пешеходного перехода определяется расчетом по формуле:
(м) (10)
где bi – ширина одной полосы, предназначенной для движения инвалидов, других маломобильных групп населения, м; bп – ширина одной полосы, предназначенной для движения людей, не имеющих физических ограничений, м; [ni] – количество полос, необходимых для беспрепятственного движения инвалидов, других маломобильных групп населения, ед.; [nп] – количество полос, необходимых для беспрепятственного движения людей, не имеющих физических ограничений, соответственно, ед.
6.2.3. Ширина одной полосы пешеходного перехода, предназначенной для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, принимается для каждой группы отдельно, в соответствии с Приложением А данных Методических рекомендаций, но не менее 1 м (соответствует ширине одной полосы движения основных групп пешеходов).
6.2.4. Количество полос пешеходного перехода определяется расчетом по формулам (2-4, 6, 7, 9), исходя из нормативной пропускной способности одной полосы – 500 чел./ч (ГОСТ Р 52289-2004). Поскольку уклоны на пешеходных переходах незначительны, их влияние не учитывается.
6.2.5. Ширина наземного пешеходного перехода по ГОСТ Р 52289-2004 должна быть не менее 4 м. Если значение ширины наземного пешеходного перехода, полученное по формуле (10), меньше указанного по стандарту, его следует принять равным 4 м.
6.2.6. Надземные и подземные пешеходные переходы, согласно ГОСТ Р 52398-2005, являются обязательными для применения на автомобильных дорогах категорий IA и IБ.
Для автомобильных дорог категорий IВ и II данные пешеходные переходы являются рекомендуемыми для применения в следующих случаях:
- при интенсивности пешеходного потока, пересекающего проезжую часть в пиковый период времени суток более 3000 чел./ч;
- при уровне загрузки автомобильной дороги z > 0,6;
- в местах расположения наземных пешеходных переходов, на которых совокупное время задержек транспортных средств в сутки, в среднем, составляет более 500 авт.-ч;
- в местах расположения наземных регулируемых пешеходных переходов, на которых количество ДТП с погибшими за последние три года, по причине несоблюдения водителями или пешеходами сигналов светофора, составило более трех человек.
6.2.7. Ширина надземных и подземных пешеходных переходов определяется по формуле (10) на основании данных о перспективной интенсивности движения пешеходов в пиковый период времени суток.
Полученное по результатам расчета значение ширины указанных пешеходных переходов должно составлять:
- для надземных пешеходных переходов – не менее 2,25 м;
- для подземных пешеходных переходов – не менее 3,0 м.
Ширину указанных пешеходных переходов, сооружаемых вне населенных пунктов, при соответствующем технико-экономическом обосновании, допускается принимать равной не менее 1,5 м, а при наличии в потоке пешеходов людей, передвигающихся в креслах-колясках, ширина переходов должна быть не менее 2,0 м, с учетом размещения в их пределах пандусов, подъемников или лифтов.
6.2.8. Ширина одной полосы движения пешеходов для подземных и надземных пешеходных переходов принимается равной 1 м. Расчетную пропускную способность 1 м их ширины следует принимать 1500 чел/ч.
6.2.9. Высота свободного пространства в подземных переходах и закрытых надземных пешеходных переходах в свету должна составлять не менее 2,30 м.
6.2. Наземные нерегулируемые пешеходные переходы6.2.1. Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, согласно ГОСТ Р 52289-2004, должны быть обозначены разметкой по ГОСТ Р 52290-2004 и дорожными знаками по ГОСТ Р 51256-99. Помимо этого, они должны быть обозначены техническими средствами визуальной и/или тактильной информации по ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 51261-99 и ГОСТ Р 52131-2003.
6.2.2. Наземные нерегулируемые пешеходные переходы всех типов, по которым осуществляется или предполагается движение групп пешеходов, указанных в подпункте а) пункта 6.1.3 данных Методических рекомендаций, должны иметь твердое, ровное покрытие, быть выполнены в соответствии с действующими нормативными документами. Они не требуют дополнительного обустройства для указанных групп пешеходов.
Исключение составляют пешеходные переходы, расположенные на автомобильных дорогах с шириной проезжей части 14 м и более, для которых устройство островков безопасности является обязательным. Требования к островкам безопасности определены пунктами 7.4.3 и 8.2.6 ГОСТ Р 52289-2004.
Длина островков безопасности должна составлять не менее 1,5 м, ширина – соответствовать ширине пешеходного перехода. Расстояние между каждой внешней границей островка и краем тротуара или пешеходной дорожки должно составлять не менее 7,0 м.
Островки безопасности по всей площади или на участках, не относящихся к их пешеходной части, должны быть приподняты над поверхностью проезжей части автомобильной дороги не менее чем на 0,15 м.
6.2.3. Наземные нерегулируемые пешеходные переходы всех типов, по которым осуществляется или предполагается движение пешеходов, указанных в подпункте б) пункта 6.1.3 данных Методических рекомендаций, должны иметь твердое, ровное покрытие, без резких перепадов уровней, превышающих 20 мм между поверхностями тротуара (пешеходной дорожки) и пешеходного перехода. Данное мероприятие обеспечивается обустройством приподнятого пешеходного перехода или пандуса.
Резкий перепад уровней, высотой более 20 мм является непреодолимым и опасным барьером для указанных групп пешеходов.
6.2.4. Обустройство пешеходных переходов средствами информации для групп пешеходов, указанных в подпункте в) пункта 6.1.3 данных Методических рекомендаций, приведены в разделе 10 данных Методических рекомендаций. 6.2.5. Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, приподнятые над поверхностью проезжей части автомобильной дороги
6.2.5.1. Приподнятый пешеходный переход относится к искусственным неровностям трапециевидного типа и должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52605-2006. Он позволяет обеспечить наиболее комфортные условия для движения людей в кресле-коляске при пересечении ими проезжей части автомобильной дороги.
6.2.5.2. На перекрестках автомобильных дорог III-V категорий с уклоном не более 50‰, допускается одновременно приподнимать все пешеходные переходы в один уровень с прилегающими к ним тротуарами, формируя приподнятую зону перекрестка.
Типовой проект приподнятой зоны перекрестка (США)
6.2.5.3. Приподнятый пешеходный переход и приподнятую зону перекрестка рекомендуется выполнять на автомобильных дорогах, расположенных в городах и сельских населенных пунктах вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, на улицах местного значения, в жилых кварталах городов.Не допускается применение приподнятых пешеходных переходов и приподнятой зоны перекрестка в следующих случаях:
- на дорогах федерального значения;
- на дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек);
- на магистральных дорогах скоростного движения в городах и на магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения;
- на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;
- над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.
6.2.5.4. Приподнятый пешеходный переход, располагаемый на перегоне или на перекрестке в качестве отнесенного, может иметь ширину горизонтальной части 4…6 м при длине наклонных участков в условиях ограничения скорости движения транспорта до 30 км/ч – 1,0…1,4 м, до 40 км/ч – 1,75…2,25 м. На автомобильных дорогах, по которым осуществляется регулярное движение безрельсовых маршрутных транспортных средств, длина наклонных участков должна составлять 2,0…2,5 м и 4,0…4,5 м, соответственно. Высота поверхности пешеходного перехода (гребня) относительно поверхности проезжей части автомобильной дороги не должна превышать 70 мм.
Для обеспечения равных уровней поверхности тротуара или пешеходной дорожки с поверхностью пешеходного перехода возможно превышение установленной ГОСТ Р 52605-2006 высоты поверхности пешеходного перехода данного типа при обеспечении уклона его наклонных участков величиной 10‰.
Примеры проектных решений наземных нерегулируемых пешеходных переходов, приподнятых над поверхностью проезжей части автомобильной дороги (Россия, США)
6.2.5.5. Внешняя граница горизонтальной поверхности приподнятой зоны перекрестка должна начинаться за 5…10 м до границы ближайшего пешеходного перехода, а при его отсутствии – до внешней границы перекрестка. Пешеходные переходы, размещаемые в пределах приподнятой зоны перекрестка должны иметь расчетную ширину, но не менее 4 м.
Наклонные участки, обеспечивающие плавность перехода от горизонтальной поверхности приподнятой зоны перекрестка к поверхности основной проезжей части автомобильной дороги, должны иметь уклон 10‰, при обеспечении скорости движения транспорта через перекресток – не более 40 км/ч.
6.2.5.6. Движение пешеходов по наклонным участкам возвышающегося пешеходного перехода, а также вне пешеходных переходов приподнятой зоны перекрестка должно быть ограничено применением пешеходных ограждений, размещаемых по краю тротуара или пешеходной дорожки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
6.2.5.7. Обустройство приподнятого пешеходного перехода и приподнятой зоны перекрестка дорожными знаками и разметкой осуществляется по ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 51256-99.
6.2.5.8. Водоотвод в пределах габаритов приподнятого пешеходного перехода, согласно ГОСТ Р 52605-2006, должен осуществляться через дождеприемные колодцы, сооружаемые возле пешеходного перехода с каждой стороны проезжей части автомобильной дороги (при продольном уклоне лотка менее 50‰) или с одной (верховой) стороны автомобильной дороги (при продольном уклоне лотка 30‰ и более).
Водоотвод в пределах габаритов пешеходных переходов, расположенных в приподнятой зоне перекрестка, должен выполняться по СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 52605-2006.
6.2.6. Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, оборудованные пандусами
6.2.6.1. При разнице высот между поверхностями тротуара и проезжей части автомобильной дороги более 20 мм, наземные пешеходные переходы с двух сторон должны быть оборудованы короткими пандусами, длина которых не превышает 6 м (далее – пандусы).
6.2.6.2. По конструктивному исполнению пандусы различают:
- со скошенными боковыми гранями – уклон боковых граней пандуса не должен превышать значения, установленного для основной его поверхности, пандусы данного типа применяют в нормальных и стесненных условиях с целью обеспечения доступа инвалидов в креслах-колясках к пешеходному переходу по боковой грани пандуса;
- с колесоотбойными бортиками – применяют преимущественно для комфортных условий, в т.ч. при выделении зоны для движения инвалидов (пандусы данного типа при наличии поручней могут быть доступны для различных групп инвалидов);- смешанного типа – применяют, преимущественно, для нормальных условий, одна боковая грань пандуса выполняется скошенной (обычно по основному направлению движения инвалидов), а вторая – с колесоотбойным бортиком.
6.2.6.3. В зоне примыкания кромки пандуса к горизонтальной поверхности тротуара, они должны располагаться на одном уровне.
В месте примыкания кромки пандуса к поверхности проезжей части автомобильной дороги, они могут иметь следующее исполнение:
- для обеспечения комфортных условий движения инвалидов – на одном уровне;
- для нормальных и стесненных условий – пандус может быть приподнят над поверхностью проезжей части, но не более чем на 20 мм.
Пандусы, приподнятые над поверхностью проезжей части автомобильной дороги должны иметь закругление выступающей кромки радиусом, соответствующим разнице уровней поверхностей.
Пример обустройства пандуса в месте его сопряжения с проезжей частью автомобильной дороги
6.2.6.4. Величина уклона пандуса устанавливается в следующих пределах:- для комфортных условий – не более 25‰;
- для нормальных условий – не более 40‰;
- для стесненных условий – не более 80‰.
Исключение составляют:
- горные и приближенные к ним условия рельефа местности, зоны ремонта автомобильных дорог (тротуаров, пешеходных дорожек) – не более 100‰;
- в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года ниже 0оС – не более 40‰.
При определении приемлемого уклона пандуса перед пешеходным переходом следует принимать во внимание, что величина этого уклона влияет на длину пандуса и, соответственно, зависит от ширины тротуара или пешеходной дорожки, на которых его предполагается размещать.
6.2.6.5. Ширина пандуса должна приниматься с учетом максимальной среднечасовой интенсивности движения групп пешеходов, указанных в подпункте а) пункта 6.1.3 данных Методических рекомендаций:
а) 30 чел./ч и менее:
- для комфортных условий – 1,5…2,0 м,
- для нормальных и стесненных условий – 1,2…2,0 м;
б) более 30 чел/ч:
- для комфортных условий – расчетом по формуле (10), но не менее 2,0 м,
- для нормальных и стесненных условий – расчетом по формуле (14), но не мене 1,5 м.
Выполнение пандуса с уклоном более 25‰ на всю ширину пешеходного перехода не рекомендуется.
Пример выполнения пандусов по краю пешеходного перехода (Финляндия)
6.2.6.6. Для комфортных и нормальных условий движения людей в кресле-коляске, использующих вспомогательные опоры на колесах, пешеходов с детскими колясками или тележками в верхней части пандуса в пределах тротуара или пешеходной дорожки следует предусматривать горизонтальные площадки, шириной – соответствующей ширине пандуса и длиной:- для комфортных условий – 150 мм;
- для нормальных условий – 120…150 мм.
Кромку пандуса, примыкающую к горизонтальной поверхности тротуара следует выполнять также горизонтальной на протяжении 50 мм.
6.2.6.7. Поверхность пандуса должна быть твердой и ровной. Допускаются неровности в виде наземных тактильных указателей, высота рифов которых должна соответствовать ГОСТ Р 52875-2007.
6.2.6.8. Стыки в местах сопряжения пандусов с тротуаром (пешеходной дорожкой) и проезжей частью автомобильной дороги не должны превышать следующих значений:
- для комфортных и нормальный условий – 3 мм;
- для прочих условий – 5 мм.
6.2.6.9. Пандусы с колесоотбойными бортиками и смешанного типа должны располагаться в пределах полосы озеленения или иметь ограждение, выполняющее роль поручней. Колесоотбойный бортик, располагаемый по нижней боковой кромке пандуса должен иметь одинаковую высоту по всей его длине.
Требования к размещению и техническому исполнению поручней и колесоотбойных бортиков должны соответствовать пункту 5.4.3 данных Методических рекомендаций.
6.2.6.10. Рекомендуются следующие схемы размещения пандусов перед пешеходным переходом.
а) При ширине тротуара 4 м и более, а также при наличии полосы озеленения шириной не менее 2 м, разделяющей тротуар, ширина которого составляет не менее 2 м, и проезжую часть автомобильной дороги, рекомендуется выполнение пандуса с колесоотбойными бортиками, нижняя часть которого перед пешеходным переходом имеет горизонтальную площадку, длиной 1,5…2,0 м, оборудованную с двух сторон поручнями. Пандусы данного типа в пределах проезжей части автомобильной дороги следует размещать симметрично – по одному краю пешеходного перехода.
Данный вариант позволяет обеспечить наибольшую безопасность для людей, передвигающихся в креслах-колясках и обеспечивает наиболее комфортные условия их движения.
Другим, не менее эффективным, вариантом является применение нескольких пандусов: для первоначального понижения уровня тротуара или пешеходной дорожки и последующего понижения их уровня непосредственно перед пешеходным переходом.
Варианты размещения пандусов на отнесенных пешеходных переходах и
пешеходных переходах, располагаемых на перегонах
Вариант размещения пандусов на пешеходных переходах располагаемых
по продолжению тротуара (пешеходной дорожки)
б) На участках, где ширина тротуара и полосы озеленения менее 4 м (условия соответствуют нормальным) допускается выполнять пандусы аналогично варианту а), но без горизонтальной площадки, расположенной перед пешеходным переходом.
Варианты размещения пандусов на отнесенных пешеходных переходах и
пешеходных переходах, располагаемых на перегонах
Варианты размещения пандусов на пешеходных переходах, выполненных
по продолжению тротуара (пешеходной дорожки)
в) При ширине тротуара менее 4 м применяют пандусы со скошенным боковыми гранями. Такое проектное решение позволяет обеспечить беспрепятственное движение людей в кресле-коляске по тротуару или пешеходной дорожке при меньшей, по сравнению с вариантом а), ширине тротуара. Возможно размещение пандуса данного типа по ширине зоны озеленения или ширине парковочной зоны (при их наличии). Для повышения удобства движения инвалидов и других маломобильных групп населения, одну сторону пандуса, имеющего уклон более 25‰ рекомендуется оборудовать поручнем в соответствии с пунктом 5.4.3 данных Методических рекомендаций.Данный вариант исполнения пандуса обеспечивает нормальные условия движения людей в кресле-коляске. Недостатком пандуса данного типа является неудобство для движения по его боковой грани других групп инвалидов, маломобильных групп населения и пешеходов, не имеющих физических ограничений.
Вариант размещения пандусов на отнесенных пешеходных переходах и
пешеходных переходах, располагаемых на перегонах
Варианты размещения пандусов на пешеходных перехода, выполненных
по продолжению тротуара (пешеходной дорожки)
г) В стесненных условиях, когда ширина тротуара составляет менее 3,0 м, целесообразно выполнять понижение тротуара на всю ширину пешеходного перехода, что позволяет обеспечить удобство движения для всех групп пешеходов. Ширина горизонтальной площадки, при соответствующем обосновании, может быть уменьшена, но не должна быть менее 2,0 м.
Варианты размещения пандусов на отнесенных пешеходных переходах и пешеходных переходах, располагаемых на перегонах (Италия)
Варианты размещения пандусов на пешеходных переходах, выполненных
по продолжению тротуара (пешеходной дорожки)
В стесненных условиях допускается в угловой части перекрестка, ограниченной внешними границами пешеходных переходов, осуществлять понижение тротуара. С целью предупреждения въезда транспортных средств на тротуар и выхода пешеходов на проезжую часть вне установленных габаритов пешеходных переходов, следует на закруглении тротуара выполнять пешеходное ограждение.
Вариант размещения пандусов на отнесенных пешеходных переходах
6.2.6.11. Пандусы, границы которых расположены на расстоянии менее 1 м друг от друга, следует выполнять в виде одного конструктивного элемента большей ширины: пандуса или понижения тротуара.6.2.6.12. Если местные условия не позволяют выполнить пандус с уклоном 80‰ (100‰) и менее или невозможно обеспечить нормальные, либо комфортные условия для движения инвалидов и других маломобильных групп населения по тем же причинам, рекомендуется обеспечивать поэтапное снижение уровня тротуара перед пандусом или непосредственно, перед пешеходным переходом. Рекомендации по выполнению длинных пандусов (более 6 м) на тротуарах и пешеходных дорожках должны соответствовать разделу 5 данных Методических рекомендаций.
6.2.6.11. В местах расположения наземных пешеходных переходов не допускается применение дополнительных бортовых камней со скошенной верхней гранью, а также съездов, сужающих ширину проезжей части автомобильной дороги. Данные мероприятия могут привести к повреждению уборочной техники, а в некоторых случаях – явиться причиной ДТП с опрокидыванием автомобиля. 6.2.6.12. Для обеспечения безопасности движения пешеходов на пешеходных переходах могут предусматриваться островки безопасности. Данное мероприятие является важным для всех инвалидов и других маломобильных групп населения, передвигающихся со скоростью менее 0,8 м/с.
6.2.6.13. Рекомендуются следующие основные варианты обустройства островков безопасности для людей, передвигающихся в кресле-коляске, использующих для передвижения вспомогательные опоры на колесах, а также пешеходов с детскими колясками и тележками:
а) для отнесенных пешеходных переходов, расположенных на перекрестках, а также для переходов, расположенных на перегонах предусматривают центральные островки безопасности:
- пешеходная часть островка безопасности выполнена вдоль оси пешеходного перехода (на одном уровне с проезжей частью автомобильной дороги или приподнятая над ней и оборудованная с двух сторон пандусами),
- пешеходная часть островка безопасности выполнена под углом 45о к проезжей части автомобильной дороги, направляя пешеходов навстречу транспортному потоку (на одном уровне с проезжей частью автомобильной дороги или приподнятая над ней и оборудованная с двух сторон пандусами), - пешеходная часть островка безопасности выполнена в виде накопительной зоны, направляя пешеходов навстречу транспортному потоку (на одном уровне с проезжей частью автомобильной дороги или приподнятая над ней и оборудованная с двух сторон пандусами), она используется в условиях интенсивных пешеходных потоков для успокоения их движения;
б) для пешеходных переходов, выполненных по продолжению тротуара или пешеходной дорожки, в пределах перекрестка предусматриваются островки безопасности треугольного типа на участках разделения или слияния транспортных потоков:
- основной островок безопасности, пешеходная часть которого по всей ширине или только по ширине полосы, предназначенной для движения инвалидов и других маломобильных групп населения (стесненные условия) выполнена на одном уровне с проезжей частью автомобильной дороги, возможно наличие накопительной площадки, - основной островок безопасности, пешеходная часть которого по всей ширине или только по ширине полосы, предназначенной для движения инвалидов и других маломобильных групп населения (стесненные условия) приподнята над поверхностью проезжей части автомобильной дороги и оборудована пандусами шириной не менее 1,5 м, возможно наличие накопительной площадки,
- дополнительный островок безопасности выполняют в условиях интенсивных правоповоротных транспортных потоков, техническое исполнение такого островка принимается соответствующим одному из двух предыдущих вариантов.
6.2.6.14. Островки безопасности предусматривают при ширине проезжей части 15,0 м и более. Центральный островок безопасности принимают равным ширине центральной разделительной полосы. При отсутствии разделительной полосы островки безопасности шириной не менее 2,0 м могут устраиваться за счет уменьшения полосы движения до 3,25 м на магистральных улицах и дорогах общегородского значения, и до 3,0 м на магистральных улицах и дорогах районного значения, а также за счет полос озеленения и тротуаров. В случае расширения проезжей части в сторону красных линий, длина участка расширения принимается по ГОСТ Р 52289-2004, но не менее 40 м.
6.2.6.15. Форма и размеры островка безопасности, определяются схемой организации дорожного движения, допустимыми радиусами поворотов и условиями видимости границ островка.
Ширина островка безопасности должна определяться расчетом, исходя из максимально возможного числа пешеходов, находящихся на нем в ожидании перехода. Согласно ГОСТ Р 52289-2004 она должна быть не менее 1,5 м (рекомендуется принимать не менее 2,0 м). Длина островка безопасности принимается равной ширине пешеходного перехода. Расстояние между краем проезжей части и границей островка безопасности должно быть не менее 7,0 м (рекомендуемая длина – не менее 8,0 м). Наименьший радиус закругления защитных элементов островков принимается 1,0 м.
6.2.6.16. Островки безопасности в местах размещения пешеходного перехода выполняют приподнятыми на 0,15 м над проезжей частью автомобильной дороги. При размещении в пределах островков безопасности мачт, опор или указателей, высота бордюра принимается не менее 0,25 м.
6.2.6.17. При наличии в потоке пешеходов людей в кресле-коляске, использующих вспомогательные опоры на колесах, а также людей с детскими колясками или тележками на островке безопасности следует предусматривать пандусы (для стесненных и нормальных условий движения). Между крайними гранями пандусов в пределах островка безопасности необходимо наличие горизонтальной площадки, длиной не менее 1,2 м. Уклон пандусов не должен превышать значений уклонов пандусов, расположенных перед пешеходным переходом. Ширину пандусов следует принимать не менее 2 м.
Минимальная ширина полосы, выделенной для движения инвалидов и других маломобильных групп населения в пределах островка безопасности составляет 1,0 м. При наличии в потоке пешеходов людей в кресле-коляске, в центре островка безопасности должна быть предусмотрена зона для их разворота, диаметром не менее 1,5 м.
6.2.6.18. Для обеспечения комфортных условий движения людей в кресле-коляске и других маломобильных групп пешеходов, уровень поверхности островка безопасности следует понижать до уровня проезжей части автомобильной дороги по всей ширине пешеходного перехода. Данное мероприятие также рекомендуется и для других условий движения.
6.2.6.19. При выполнении островков безопасности следует принимать во внимание, что наилучшие условия видимости между водителями транспортных средств и пешеходами достигаются при выполнении пешеходной части островка под углом в 45% к приближающемуся транспортному потоку.
6.2.6.20. В условиях интенсивных пешеходных потоков необходимо ограничить скорость и повысить уровень внимания пешеходов на дорожную обстановку, в связи с чем следует обеспечивать смещение осей пешеходных переходов с выделением в пределах островка безопасности накопительной зоны пешеходов, при этом движение пешеходов в зоне островка безопасности осуществляется под углом в 45% к приближающемуся транспортному потоку.
Расстояние между внешними границами пешеходных переходов, расположенных на противоположных сторонах островка безопасности должно соответствовать ширине накопительной зоны.
6.2.6.21. В целях лучшего водоотвода пешеходная часть островка безопасности может выполняться с уклоном не более 20‰.
6.2.6.22. Все островки безопасности, за исключением выполненных в одном уровне с проезжей частью автомобильной дороги, должны оборудоваться поручнями, высотой 0,7…1,0 м, крайняя грань которых должна располагаться не ближе 0,35 м от края проезжей части автомобильной дороги.
Поручни не должны уменьшать ширину пешеходной части пандуса.
Рекомендуемая форма конструкции и основные параметры пешеходного ограждения,
примеры применения (Россия, Новая Зеландия)
6.3. Регулируемые наземные пешеходные переходы6.3.1. Регулируемые наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы средствами светофорной сигнализации по ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52282-2004, иметь дополнительные технические средства связи и информации (визуальные, звуковые и тактильные), обеспечивающие доступность и безопасность движения соответствующих категорий инвалидов, выполняемые по ГОСТ Р 50918-96, ГОСТ Р 51647-2000, ГОСТ Р 51648-2000, ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52131-2003, а в некоторых случаях – оборудованы опорными стационарными реабилитационными устройствами согласно ГОСТ Р 51264-99.
6.3.2. Конструктивное исполнение и планировочные характеристики регулируемых наземных пешеходных переходов для инвалидов и других маломобильных групп населения не должны отличаться от нерегулируемых наземных пешеходных переходов.
6.3.3. Регулируемые наземные пешеходные переходы классифицируются по следующим типам:
- с автоматическим регулированием (в т.ч. с вызывной кнопкой);
- с ручным регулированием.
Ручное регулирование рассматривается исключительно как временное мероприятие (относится к стесненным условиям движения) и осуществляется в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от 20.04.1999 № 297) и Правилами дорожного движения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2003 № 1090).
6.3.4. Согласно ГОСТ Р 52289-2004, пешеходные светофоры типов П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а также на разделительной полосе или приподнятом островке безопасности, при их наличии.
При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги, в т.ч. для людей с ослабленным зрением.
6.3.5. Пешеходными светофорами должны быть оборудованы все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.
На регулируемых наземных пешеходных переходах, по которым осуществляется или предполагается движение инвалидов и/или других маломобильных групп населения, не допускается выполнение светофорных объектов с неполным регулированием (при котором пешеходные светофоры типов П.1, П.2 отсутствуют или сигнал транспортного светофора разрешает поворотное движение транспортных средств с пересечением потока пешеходов, движущихся на разрешающий сигнал пешеходного светофора).
6.3.6. Режим регулирования светофорного объекта, с учетом планировочных характеристик пешеходного перехода, должен обеспечивать достаточное время для беспрепятственного перехода инвалидами или другими маломобильными пешеходами проезжей части автомобильной дороги с учетом их физических возможностей.
При отсутствии данных о скорости движения указанных групп пешеходов, рекомендуется использовать значения, приведенные в таблице 5.3 данных Методических рекомендаций.
6.3.7. Размещение опор и контроллеров светофорных объектов в пределах регулируемых наземных пешеходных переходов не должно препятствовать движению инвалидов и/или других маломобильных групп населения в пределах установленной ширины тротуара (пешеходной дорожки) и пешеходного перехода.
6.3.8. При наличии светофоров с вызывной кнопкой, для инвалидов и/или других маломобильных групп населения кнопка вызова должна иметь круглое сечение, диаметром не менее 25 мм. Сила надавливания на кнопку вызова светофорной сигнализации не должна превышать 2,5 Н.
Для людей, передвигающихся в креслах-колясках, а также для детей и людей невысокого роста, размещение вызывной кнопки на опоре светофора или отдельно стоящей опоре должно предусматриваться на уровне 0,9…1,2 м от поверхности земли.
6.3.9. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слабовидящие и слепые пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Звуковая сигнализация, согласно ГОСТ Р 51648-2000, должна предусматривать звуковые сигналы перехода.
6.3.9.1. Звуковой сигнал перехода должен сопровождать зеленый сигнал светофора, разрешающий движение по пешеходному переходу, и действовать в согласованном режиме с пешеходным светофором.
6.3.9.2. Звуковой сигнал перехода следует предусматривать прерывистым, многократного повторения с частотой повторения 2,0 Гц и более.
При использовании в качестве звукового сигнала голоса человека или птицы частота его повторения должна быть не менее 0,7 Гц. Количество таких повторений следует устанавливать не менее двух.
6.3.9.3. Частота звукового сигнала перехода должна находиться в диапазоне 830…3500 Гц. При наличии в пешеходном потоке людей пожилого возраста рекомендуемая частота звукового сигнала должна составлять 830…1000 Гц.
6.3.9.4. Уровень звука сигнала перехода должен находиться в диапазоне 30…90 дБА и превышать уровень окружающего шума не менее чем на 5 дБА. Для инвалидов с заболеваниями слухового аппарата (кроме глухих) рекомендуемое соотношение внешнего шума и звукового сигнала должно составлять 1:5. Звуковой сигнал перехода должен быть слышен с противоположной стороны пересекаемой пешеходом проезжей части дороги в пределах 1/3 ширины пешеходного перехода для каждого направления перехода.
6.3.9.5. Источник звуковых сигналов располагают на высоте 0,9 - 3,5 м от уровня поверхности земли.
6.3.10. Цифровые табло, предназначенные для информирования пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого сигнала, должны быть приспособлены по условиям видимости для людей с ослабленным зрением согласно ГОСТ Р 51671-2000.
6.3.11. Для слепых пешеходов в качестве дублирующего сигнала светофора необходимо использовать звуковой сигнал ориентации, требования к которым установлены ГОСТ Р 51671-2000.6.3.11.1. Звуковой сигнал ориентации должен быть слышен в радиусе (4 ± 1) м от колонки, на которой расположен его источник.
6.3.11.2. Звуковой сигнал ориентации должен быть прерывистым, с максимальной частотой повторения 1,2 Гц и действовать постоянно.
6.3.11.3. Частота звукового сигнала ориентации и уровень звука устанавливаются аналогично пунктам 6.3.9.3-6.3.9.4 данных Методических рекомендаций.
6.3.11.4. Если для звуковых сигналов ориентации и перехода используют сигналы одной и той же частоты, то частоты повторения звуковых сигналов должны отличаться друг от друга не менее чем на 1,3 Гц.
6.3.12. Для слепо-глухих пешеходов в качестве дублирующего сигнала светофора необходимо применять осязательный сигнал перехода, передаваемый посредством тактильного вибратора.
6.3.12.1. Тактильный вибратор должен обеспечивать вибрационное механическое воздействие на кожные покровы слепо-глухого человека и иметь диапазон рабочих частот выходного уровня силы 50…600 Гц.
6.3.12.2. Тактильный вибратор располагают на высоте 0,9…1,2 м от уровня поверхности земли на специальной опоре высотой не менее 1,5 м, при этом само устройство и опора, на которой оно установлено, должны быть окрашены в цвета, контрастирующие с окружающим их фоном.
Допускается установка тактильного вибратора на опоре светофора. 6.3.13. Для слепых и слабовидящих пешеходов на опорах светофоров, поручнях, специальных опорах и столбиках следует предусматривать тактильную информацию, в т.ч. с использованием шрифта Брайля, указывающую о направлении и характере движения в зоне пешеходного перехода. Требования к тактильным поверхностям установлены в разделе 10 данных Методических рекомендаций.
6.3.14. Светофорные объекты с вызывной кнопкой, расположенные на маршрутах движения людей, имеющих заболевания по зрению, а также страдающих психическими расстройствами, кнопка должна быть дублирована световыми, звуковыми и тактильными указателями по ГОСТ Р 50918-96, ГОСТ Р 51648-2000 и ГОСТ Р 51671-2000.
6.3.14.1. К числу дублирующих указателей относятся:
- контрастное выделение поверхности, на которой располагается кнопка;
- информационная табличка;
- световые и звуковые индикаторы, подтверждающими факт срабатывания устройства;
- тактильная стрелка, указывающая направление движения по пешеходному переходу.
6.3.14.2. Поверхность, на которой располагается вызывная кнопка, должна быть выделена ярким контрастным цветом по отношению к окружающему ее фону (рекомендуется желтый или оранжевый цвет). 6.3.14.3. Информационная табличка, размещаемая над вызывной кнопкой и имеющая размер не менее 100х200 мм, должна содержать наглядную информацию о наличии, месте размещения вызывной кнопки, необходимых действиях для ее срабатывания, а также направлении дальнейшего движения для перехода проезжей части автомобильной дороги. Надписи, выполненные на информационной табличке, рекомендуется делать выпуклыми.
6.3.14.4. С целью подтверждения факта срабатывания вызывного устройства, вызывную кнопку следует дублировать световым индикатором контрастного цвета (рекомендуется красный цвет), размером не менее 5х5 мм и яркостью 100…200 лк. Индикатор размещают непосредственно на вызывной кнопке или рядом с ней.
Световой индикатор может дублироваться разовым звуковым сигналом, продолжительностью 0,5…1 с, имеющим частоту и уровень звукового сигнала, отличные от других звуковых сигналов ориентации и перехода, используемых на данном светофорном объекте.
6.3.14.5. Для слепых пешеходов вызывную кнопку следует выполнять размером не менее 100х200 мм с размещением возле нее обязательных дублирующих указателей, а также тактильной информации на боковых гранях блока управления вызывной кнопкой, в т.ч. с использованием шрифта Брайля.
Для слепых пешеходов в качестве вызывной кнопки допускается применять тактильные вибраторы, размещение и основные технические характеристики которых должны соответствовать пункту 6.3.12 данных Методических рекомендаций.
6.3.14.6. Размещение и основные параметры вызывной кнопки должны соответствовать требованиям пункта 6.3.8 данных Методических рекомендаций. 6.4. Наземные пешеходные переходы через трамвайные пути
6.4.1. Наземные пешеходные переходы через трамвайные пути следует проектировать регулируемыми.
Нерегулируемые пешеходные переходы через трамвайные пути допускается выполнять при интенсивности движения трамваев во встречных направлениях в период их максимальной интенсивности движения - до 60 ед./ч и максимальной интенсивности движения инвалидов и других маломобильных групп населения – до 30 чел./ч.
6.4.2. Расположение наземного пешеходного перехода в пределах трамвайных путей выполняется аналогично участкам, расположенным на проезжей части автомобильной дороги.
С целью повышения безопасности и обеспечения комфортных условий уровня движения различных групп пешеходов, рекомендуется ось пешеходного перехода, расположенного в пределах трамвайных путей, смещать относительно оси пешеходного перехода, расположенного на проезжей части автомобильной дороги. 6.4.3. Поверхность наземных пешеходных переходов в пределах трамвайных путей должна быть твердой, ровной, без выбоин и трещин, а разность уровней между верхней частью головки рельса и поверхностью пешеходного перехода должна составлять:
- для комфортных условий – 0…5 мм;
- для нормальных условий – 6…10 мм;
- для стесненных условий – 11…20 мм.
Промежутки между рельсами должны быть максимально закрыты, например, за счет применения резиновых покрытий. В любом случае, расстояние между покрытием и головкой рельса не должно превышать 20 мм. 6.4.4. Для обеспечения безопасных и комфортных условий движения различных групп пешеходов, пешеходные переходы, проходящие через трамвайные пути рекомендуется выполнять подземными или надземными.
6.5. Надземные и подземные пешеходные переходы
6.5.1. Необходимость приспособления надземных и подземных пешеходных переходов для инвалидов и других маломобильных групп населения может быть установлена только на основании результатов обследований и прогноза корреспонденций каждой отдельной из указанных групп пешеходов в зоне размещения данного объекта инфраструктуры.
6.5.2. Надземные и подземные пешеходные переходы должны обеспечивать связь пешеходов по кратчайшему пути, в т.ч. инвалидов и других маломобильных групп населения с основными объектами их притяжения: вокзалами, станциями, остановочными пунктами, крупными культурными и торговыми центрами, и пр.
Рациональная схема размещения пешеходных переходов должна определяться на основе вариантного проектирования.
6.5.3. Основные требования к проектированию надземных и подземных пешеходных переходов установлены СНиП 2.05.03-84.
6.5.4. Для обеспечения доступности и безопасности движения людей, передвигающихся при помощи вспомогательных опор (кроме опор на колесах), людей, имеющих заболевания по зрению, в т.ч. слепых, а также людей, не имеющих физических ограничений, надземные и подземные пешеходные переходы должны быть оборудованы лестницами.
Основные параметры лестниц и их обустройство с учетом потребностей указанных групп инвалидов и других маломобильных групп населения, должны соответствовать разделу 5 данных Методических рекомендаций.
6.5.5. При максимальной интенсивности пешеходного движения через переход более 6,0 тыс.чел./ч и разнице высот поверхностей пешеходного перехода и проезжей части автомобильной дороги более 5,0 м, допускается применение эскалаторов и траволаторов, которые выполняют по ПБ 10-77-94.
6.5.6. Для людей, передвигающихся в креслах-колясках, использующих для передвижения опоры на колесах с детскими колясками, тележками или велосипедами, надземные и подземные пешеходные переходы должны быть дополнительно оборудованы пандусами, подъемниками или лифтами. В отдельных случаях применяются комбинированные схемы.
Основные требования к размещению и обустройству пандусов, подъемников и лифтов с учетом потребностей указанных групп пешеходов, должны соответствовать разделу 5 данных Методических рекомендаций.
Примеры типовых проектов пандусов и лифтов для инвалидов и других маломобильных групп населения на надземных пешеходных переходах (Италия, Австралия, Великобритания, Германия, США, Швеция)6.5.7. Открытые участки подземных и надземных пешеходных переходов рекомендуется оборудовать навесом, с целью защиты пешеходов от осадков (в виде дождя, снега или града), а также обеспечения лучшей доступности этих объектов в условиях снегопада.
В случае выполнения надземных пешеходных переходов закрытого типа (оборудованных навесом и боковыми панелями), они должны иметь хорошую вентиляцию, обеспечивать поддержание температурного режима не хуже окружающей среды и приемлемые условия видимости для соответствующих групп инвалидов и других маломобильных групп населения. Уровень освещения принимается с учетом положений раздела 10 данных Методических рекомендаций.
Конструктивное исполнение надземных пешеходных переходов закрытого типа не должно создавать опасность для водителей транспортных средств (например, наличие направленного потока солнечного света, бликов, яркого освещения, направленного в сторону водителей).
Для данного варианта обустройства пешеходных переходов система искусственного обогрева поверхности может не предусматриваться.
6.5.8. В случае применения открытых надземных пешеходных переходов и открытых сходов подземных пешеходных переходов, в районах, где возможно выпадение осадков в виде снега или образование гололеда, эти участки пешеходных переходов, включая промежуточные площади между ними, должны быть оборудованы системой искусственного обогрева.
В стесненных условиях (при отсутствии технической возможности использования систем искусственного обогрева в зимний период времени) содержание пешеходных переходов должно быть не хуже уставленного ГОСТ Р 50597-93.
6.5.9. Надземные и подземные пешеходные переходы должны иметь надежную систему водоотвода.
6.5.10. На надземных пешеходных переходах, на которых не предполагается движение людей в креслах-колясках, людей, использующих опоры на колесах и пешеходов с детскими колясками или тележками, а также в случаях, когда для этих групп пешеходов предусматриваются отдельные пути в пределах пешеходного перехода (подъемники, лифты), допускается выполнение винтовых лестниц квадратного или прямоугольного сечения, лестничные марши и горизонтальные площадки, соответствующие разделу 5 данных Методических рекомендаций.
6.5.11. Обустройство подземных и надземных пешеходных переходов техническими средствами информации, в т.ч. дорожными знаками, осязательными и тактильными указателями выполняют по ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 51671-2000.
Раздел 7. Технические требования к остановочным пунктам 7.1. Общие требованияРазмещение остановочных пунктов и их обустройство должны выполняться по ГОСТ Р 52766-2007 и ОСТ 218.1.002-2003.
Следует учитывать, что основные положения указанных нормативно-технических документов выполнены без учета обеспечения доступности и безопасности остановочных пунктов для инвалидов.
Перечень элементов остановочного пункта, которые нуждаются в адаптации к потребностям инвалидов, приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1.
Элементы остановочных пунктов автобусов | Необходимость в адаптации для инвалидов |
1. Остановочная площадка | + |
2. Посадочная площадка | + |
3. Площадка ожидания (для дорог I-III категорий) | + |
4. Переходно–скоростные полосы | - |
5. Заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог) | - |
6. Боковая разделительная полоса (для дорог I-III категорий) | - |
7. Тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I-III категорий) | + |
8. Пешеходный переход, примыкающий к остановочному пункту | + |
9. Автопавильон | + |
10. Скамьи | + |
11. Туалет (для дорог I-III категорий) | + |
12. Контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна) | + |
13. Технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) | + |
14. Освещение (на остановках в пределах населенных пунктов) | + |
15. Другие элементы обустройства остановочного пункта | Средства информаци-онного обеспечения |
7.2. Размещение остановочных пунктов
7.2.1. Размещение остановочных пунктов осуществляется в соответствии с пунктом 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 и пунктом 4 ОСТ 218.1.002-2003.
7.2.2. При размещении остановочных пунктов следует учитывать максимально возможное расстояние, которое инвалиды могут преодолевать без остановки на отдых. Это расстояние различно для каждой группы инвалидов, оно зависит от их физических возможностей, наличия или отсутствия препятствий, уклонов на тротуаре или пешеходной дорожке, погодных условий, и т.д. При отсутствии специальных исследований, они могут быть приняты усредненными по таблице 7.2. Таблица 7.2
Категория инвалидов | Средние расстояния, преодолеваемые |
без остановки на отдых, м*
Можно ли добиться установки зебры?
Участниками дорожного движения являются не только водители транспортных средств, но и велосипедисты и пешеходы. Они так же несут ответственность за безопасность движения, имеют свои права и обязанности.
Часто в дорожно-транспортном происшествии с наездом на пешехода виноваты они сами, поскольку переходят проезжую часть в неположенном месте или на красный светофор.
Тем не менее, положенных мест в населенных пунктах не так много, и порой добиться усовершенствования дорожной разметки и установки пешеходного перехода по всем правилам очень сложно.
Пешеходный переход
Пешеходным переходом называют специальное место на дорожном полотне, которое служит для перехода пешеходами на другую сторону улицы.
Выполнена зебра может быть, как наземным методом, с соответствующими знаками, дорожной разметкой, иметь светофор либо конструкцию над проезжей частью, либо подземным.
Мэр сделал пешеходный переход из отписок чиновников. Респект!Как правило, пешеходные переходы устанавливают перед перекрестками, в непосредственной близости к остановкам автобусов, маршрутных такси и троллейбусов, а также на других участках, где поток пешеходов требует регулирования дорожного движения: в районе школ, спортивных площадок, поликлиник, развлекательных центров и т.д.
Наземные пешеходные переходы могут быть:
- регулируемые;
- нерегулируемые.
Наземные переходы, как правило, обозначаются разметкой «зебра», при этом, в зависимости от интенсивности автомобильного движения она может перемежаться с полосами красного или желтого цвета, дополнительно должны быть установлены дорожные знаки и светофор.
Нерегулируемые «зебры»
Нерегулируемые пешеходные переходы – наиболее просты в установке и очень дешевые. На этих участках дорожного полотна водители автотранспортных средств обязаны уступать дорогу прохожим.
Как правило, такие зебры устанавливаются на проезжей части, имеющей не более двух полос в одну сторону, а поток автомобилей не слишком большой. Обозначаются они предписывающими знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
Также, этот участок может быть оборудован светофором, однако, он будет нерегулируемым по причине того, что он выключен либо постоянно включен мигающий желтый сигнал.
В мегаполисах, начиная с 2010 года на улицах и проспектах с интенсивным движением, довольно часто применяются и дополнительные средства для того, чтобы пешеходный переход был более заметен.
К таким средствам относятся:
- светоотражающие окантовки вокруг дорожного знака «Пешеходный переход» желтого или зеленого цвета;
- установка дубликата знаков 5.19 над дорожным полотном;
- анимированные знаки;
- дополнительное освещение зоны «зебры»;
- искусственные неровности перед «зеброй» в виде лежачих полицейских;
- желтые мигающие сигналы или светофор Т7;
- дополнительные полосы на зебре красного или оранжевого цвета.
К сожалению, все эти методы не могут гарантировать полной безопасности для пешеходов.
Причин для этого несколько:
- невнимательность пешеходов и несоблюдение правил дорожного движения;
- нарушение скоростного режима водителями автотранспортных средств.
Регулируемые переходы
Основным средством, регулирующим пешеходные переходы является исправный, работающий в обычном режиме, светофор. Регулируемые зебры, как правило, устанавливаются в районах перекрестков улиц.
Также, регулируемые пешеходные дорожки устанавливают и вне этих участков, тогда светофоры оборудуются кнопками включения зеленого света по требованию прохожего.
Правила перехода и проезда
Правила дорожного движения России регламентируют права и обязанности водителей и пешеходов, касательно перехода через дорогу на участке с «зеброй».
Проезжая нерегулируемый пешеходный переход, а также, если светофор на данном участке не работает, водитель обязан дать преимущество пешеходу.
Если пешеходный переход оснащен светофорами для пешеходов и для водителей, то переход можно осуществлять только на зеленый сигнал.
Водитель обязан уступить дорогу проходящим через него людям, при осуществлении поворота на дорожное полотно, где включен зеленый сигнал светофора.
Стандарты пешеходных переходов
Сегодня существует свод требований, применяемых к размещению переходов, а также к оснащению этих участков дорожными знаками на улице, разметкой, средствами ограничения скорости и светофорами.
На автомобильных дорогах в черте города или населенного пункта «зебры» должны располагаться через каждые 200-300 метров. При протяженности дорожного полотна до 500 метров, должно быть установлено не более двух переходов с интервалом 150-200 метров.
В черте города зебры для пешеходов должны обустраиваться в местах размещения точек торговли и общепита, в районе медицинских учреждений, а также напротив тротуаров и дорожек для пешеходов, ведущих к этим учреждениям.
За городом либо населенным пунктом, места перехода должны хорошо просматриваться с обеих стороны трассы или дороги для автомобилей, на расстоянии не меньше 150 метров.
Если дорога имеет ширину проезжей части свыше 15 метров, то наземные «зебры» оборудуются специальными участками, именуемыми «островок безопасности». Кроме того, такие широкие дороги должны иметь рядом светофор с кнопкой включения зеленого света по требованию.
Оборудование предписывающими знаками
Знак «Пешеходный переход» должен устанавливаться перед всеми наземными зебрами, не оборудованными светофорами, а также, в населенных пунктах, перед участками, расстояние видимости которых меньше 150 метров.
Существует 2 вида знаков: 5.19.1 должен устанавливаться справа от дорожного полотна, а 5.19.12 – слева. Если дорога имеет разделительную полосу в виде проспекта или бульвара, то знаки должны быть соответственно установлены с каждой части полотна для движения автомобилей.
Установка знака должна осуществляться на расстоянии не больше 100 см от границы зебры.
Оборудование разметки
Для обозначения места пешеходного перехода используют дорожную разметку 1.14.1 и 1.14.2. В народе её называют зеброй.
При ширине дорожного покрытия, не превышающую 6 метров, часть дороги оборудуется разметкой 1.14.1, а если более 6 метров 1.14.2. Линии должны быть нанесены параллельно оси полотна дороги.
Оборудование светофором
Пешеходные переходы в местах интенсивного автомобильного движения должны оборудоваться светофорами. Существует несколько видов этого средства регулирования.
Светофор Т.7 применяется для того, чтобы обозначить нерегулируемые перекрестки и места для пересечения улицы пешеходами, тогда, как модели П1 и П2 предназначены для регулирования движения прохожих на перекрестках.
С 2004 года согласна ГОСТу Р 52289 эти устройства предусматривают применение звукового сопровождения для людей с ограниченными физическими возможностями.
Оборудование искусственными неровностями
Нерегулируемые пешеходные переходы могут оснащаться искусственными неровностями, вынуждающими водителей снижать скорость.
Согласно ГОСТа их следует устанавливать перед детскими учебными заведениями, площадками, местами общественного отдыха, стадионами, вокзалами, супермаркетами и другими объектами массового скопления людей.
Также, согласно ГОСТа, данная консутрукция должна сопровождаться дорожным знаком 3.24 и 5.3.1.
Куда обращаться для установки
К сожалению, на сегодня все нормы и стандарты соблюдаются не в полной мере. И если для жителей крупных городов, а также в столице, создаются максимально комфортные условия для перехода улиц, то в провинциальных населенных пунктах существует серьезная проблема.
Статистика показывает, что в львиной доле ДТП со смертельным исходом в мегаполисе, как правило, виноваты пешеходы, так как они осуществляют пересечение улицы в неположенном месте, тогда, как большинство аналогичных происшествий в небольших городках происходит по вине автомобилистов и несоответствию требований ПДД дорожной разметки.
Сегодня добиться установки зебры достаточно сложно, однако, как показывает практика, это возможно. Решает такие вопросы Государственная Автоинспекция, поэтому запросы с просьбой установить светофор, дорожный знак, переход, а также усовершенствовать разметку, нужно направлять именно к ним.
Сложности в решении этого вопроса возникают чаще всего по причине принадлежности того или иного отрезка дороги. Поэтому, схема действий должна быть следующей.
Обращение в районное ГИБДД, куда подается заявление с свободной форме, с просьбой установить пешеходный переход или светофор на том или ином участке дороге.
В заявлении необходимо изложить всю суть вопроса, обязательно ссылаясь на нормы и стандарты обустройства зебры. Также, к заявке необходимо приложить фотографии участка дорожного полотна с учетом привязок к местности.
Заявка должна быть написана собственноручно, подана в районное управление ГИБДД и зарегистрирована. По закону в течение 10 рабочих дней, вам должны дать развернутый ответ.
В случае, если ГИБДД игнорирует вашу просьбу, можно написать жалобу в прокуратуру на бездействие работников дорожно-патрульной службы. Не исключается и «политический» способ организации дорожного движения. Можно обратиться к депутатам местного совета с просьбой рассмотреть данный вопрос.
Вопрос безопасности дорожного движения – это прерогатива и водителей, и пешеходов. Тем не менее, случаются нелепые аварии в результате объективных причин, когда никто не виноват. Виновата плохая погода, неправильная разметка, просто банальное стечение обстоятельств.
Становится грустно, когда единственный виновник произошедшего остается в стороне, тогда, когда можно было предотвратить трагедию заранее, установив все необходимые конструкции.
Будьте внимательны!