Установка опоры лэп


Правила установки опор линий электропередач — Moneyprofy.ru

Правила установки опор при монтаже высоковольтных линий электропередач следует соблюдать неукоснительно, так как от качества их установки в основном и зависит функциональность и работоспособность всей линии, и что самое главное — безопасность. Кроме того, правильная установка опор является залогом бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией.

Прежде чем приступить к непосредственной установке опор, нужно выполнить проектные работы, то есть составить проект, в котором будут учтены все необходимые данные — особенности рельефа на всем протяжении линии, вид и тип грунта, а также тип опор. Следует заметить, что составление грамотного проекта является очень важным моментом, более того, если все сделать по правилам, то удастся существенно снизить расходы на проведение работ. И одним из основных этапов составления проекта является расчет характеристик фундамента и бурение ям.

Вообще-то, работы по установке опор ЛЭП — это довольно сложный в технологическом плане процесс. Прежде всего, это связано с тем, что для его качественного выполнения требуется наличие специализированной техники, так как нужно будет поднимать и перемещать различные грузы и выполнять высотные работы. Таким образом, степень технической оснащенности организации, которая будет выполнять основные электромонтажные работы, должна находиться на высоком уровне, чтобы обеспечить высокое качество монтажа. Также всеми сотрудниками должны неукоснительно соблюдаться правила установки опор, а это значит, что они должны обладать высокой квалификацией и достаточным опытом работы.

Согласно действующим правилам установка, опоры для линий электропередач могут быть металлическими, деревянными или железобетонными. Самыми лучшими считаются опоры из железобетона, так как данный материал имеет некоторые преимущества перед металлом и деревом. На него практически не оказывает негативного воздействия окружающая среда, он не подвержен коррозии и стойко переносит воздействие даже сильно агрессивных химических веществ. Также большое значение имеет и срок эксплуатации, который у железобетонных опор составляет более пятидесяти лет.

Все действия по сборке и монтажу опор выполняются в строгом соответствии со строительными нормами и правилами. Перед тем, как непосредственно приступить к их установке, нужно подготовить площадку, где и будет проводиться установка.

В процесс установки входят следующие этапы — выкладка стоек и отдельных элементов опор, ее сборка, установка в проектное положение, тщательная выверка и закрепление. Как правило, опора и ее отдельные элементы выкладываются вдоль оси на всем протяжении линии. Но иногда, основываясь на рельефе данной местности, выкладка опор и их последующая сборка может осуществляться и поперек линии.

Если перед сборкой опоры после визуального осмотра обнаружится, что у нее имеются какие-либо дефекты или повреждения, которые могли стать следствием неправильной транспортировки, то категорически запрещается приступать к ее установке до устранения всех повреждений.

Правила установки опор, например высоковольтных линий, требуют использования стреловых кранов или специальных кранов-установщиков. Если требуется подтягивать стойки, то нужно использовать трактор.

Очень важно, чтобы после того как будет вырыт котлован, опору в него следует устанавливать в течение суток. После осуществления подъема и установки их в котлован, нужно закрепить их специальными растяжками, после чего крепить ригели. После этого котлован засыпается грунтом и хорошо трамбуется для окончательного закрепления. Если работы производятся зимой, то для защиты грунта от промерзания его нужно утеплить матами.

electrica69.ru

Монтаж воздушных линий напряжением 0,4 – 10 кВ

Электрические сети (ЭС), расположенные на открытых территориях вне зданий, часто выполняют воздушными линиями (ВЛ) . За длину пролета воздушной линии на местности принимают горизонтальное расстояние между центрами двух смежных опор.

Анкерным участком называют сумму длин пролетов между опорами анкерного типа. Под стрелой провиса проводов f при одинаковой высоте точек полвеса подразумевают вертикальное расстояние между линией, соединяющей точки подвеса, и низшей точкой провода. За габарит линии H принимают наименьшее расстояние по вертикали при наибольшем провисании проводов до уровня земли или пересекаемых сооружений.

Углом поворота трассы лини называют угол между направлениями линий в смежных пролетах. Под тяжением провода понимают усилие, направленное по оси провода. Механическое напряжение провода получают делением величины тяжения на величину площади поперечного сечения провода.

Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях не должны воспринимать усилий, направленных вдоль воздушной линии.

Угловые опоры устанавливают в местах изменения направления трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях должны воспринимать тяжение проводов смежных пролетов.

Анкерные опоры устанавливают на пересечениях с различными сооружениями, а так же в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы от разности тяжения проводов, направленные вдаль воздушной оинии. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию.

Концевые опоры устанавливают в начале и конце воздушной линии. А также в местах кабельных вставок. Они являются опорами анкерного типа. Ответвительные опоры устанавливают в местах ответвления от воздушной линии.

Перекрестные опоры устанавливают в местах пересечения воздушной линии в разных направлениях.

Промежуточный пролет – это расстояние по горизонтали между двумя смежными промежуточными опорами. На воздушной линии до 1 кВ длина пролетов от 30 до 50 м, а на воздушной линии выше 1 кВ длина пролетов от 100 до 250 м.

Устройство и конструкции воздушных линий

Воздушные линии имеют следующие конструктивные элементы: провода, опоры, изоляторы, арматуру для крепления проводов на изоляторах и изоляторов на опорах. Воздушные линии бывают одноцепные и двхцепные. Под одной цепью понимают три провода одной трехфазной линии или два провода однофазной линии. Для ВЛ применяют алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода. Опоры для воздушных линий изготавливают из дерева и железобетона. Деревянные опоры просты в изготовлении, дешевы, но недолговечны. Железобетонные опоры дороже, но прочнее.

При изготовлении деталей деревянных опор применяют пиломатериалы хвойных пород. Основные типы промежуточных опор на рис.

Железобетонные промежуточные опоры выполняют одностоечными с горизантальным расположением проводов на штыревых изоляторах. Опоры рассчитаны на подвеску проводов марок А25 – А70, АС16 – АС50, и ПС25. высота штыря до 175 мм. штыри заземляют приваркой к выпускам арматуры из железобетонной траверсы.

Для ответвлений до 1 кВ к вводам зданий можно применять алюминиевые провода и из его сплавов сечением не менее 16 мм кв.

На воздушных линиях применяют штыревые изоляторы, которые доставляют к месту монтажа в решетчатых ящиках. Отбраковку изоляторов производят визуально перед отправкой их на трассу.

Монтаж ЛЭП напряжением до 1 кВ

При прохождении воздушной линии по лесным и зеленым насаждениям вырубка просеки необязательна. Вертикальные и горизонтальные расстояния до проводов при наибольшей стреле провиса и небольшом отклонении до деревьев и кустов должно быть не менее 1 м.

Ямы бод опоры бурят с применением буровых машин. При невозможности использования буровых машин ямы копают вручную.

Под одностоечные опоры ямы бурят точно по оси трассы. Штангу бура при бурении размещают строго в вертикальном положении.

Размеры заглубления опор определяют по таблице в зависимости от высоты опор, числа укрепленных на опоре проводов, вида грунта , а также от способа производства земляных работ. При ручной копке ям, их копают на 30 – 50 см глубже.

Траверсы угловых опор располагают по биссектрисе угла поворота линии. На опоры наносят их порядковый номер и год установки. Нумерация опор идет от источника питания.

Траверсы, кронштейны и изоляторы устанавливают до подъема опоры. Изоляторы перед монтажом тщательно осматривают и отбраковывают. Изоляторы не должны иметь трещин, сколов, повреждений глазури. Чистка изоляторов металлическим предметом не допускается. Штыревые изоляторы навертываются на крюки или штыри, обмотанные паклей. Оси штыревых изоляторов располагают вертикально.

Крюки и штыри для предохранения от ржавчины порывают асфальтовым лаком.

Крепление проводов на штыревых изоляторах выполняют проволочными вязками.

Провода соединяют соединительными зажимами или сваркой. Провода можно соединять скруткой с последующей пайкой. Крепление проводов на опорах одинарное. Двойное крепление выполняется при пересечениях воздушной линии с линией связи и сигнализации, контактных проводов, дорог и в населенных пунктах.

Собранные и развезенные по трассе опоры, устанавливают по трассе с помощью бурильно-крановых машин или автокранов.

Штыревые изоляторы, закрепленные на крюках, на стволах деревянных опор без траверс. В опоре буравом высверливают отверстия, в которые ввертывают хвосты крюков. Штыри с изоляторами для установки на траверсах закрепляются гайкой.

Стройка воздушной линии ведется поточным методом. Монтаж проводов разбивают на операции: раскатка проводов, соединение проводов, подъем проводов на промежуточные опоры, натяжка проводов и крепление проводов на анкерных и промежуточных опорах.

Раскатку проводов с барабанов производят тракторами или автомашинами и ведут от одной анкерной опоры до другой.

При раскатке отмечают места обнаруженных дефектов проводов. Перед натяжкой в этих местах выполняют ремонт.

Монтаж воздушных линий до 10 кВ

Разбивку котлованов под опоры проводят теодолитом, стальной мерной лентой или рулеткой по схеме, на которой указаны разбивочные оси и размеры котлованов поверху и понизу с учетом применяемого фундамента и требуемой крутизны откосов. Размеры дна котлованов не должны превышать размеров опорной плиты фундамента более чем на 150 мм на сторону.

Рытье котлованов с вертикальными стенками без креплений допускается в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод.

Механизированную разработку грунта в котлованах выполняют без нарушения его структуры в основании фундамента. Поэтому разработку котлованов экскаватором производят с недобором грунта на толщину 100 – 200 мм. разработка грунта ниже проектной отметки не допускается.

Вынутый грунт следует отбрасывать не менее 0,5 м от края котлована во избежания возможности обвала стенок котлована.

Для изготовления деревянных опор воздушных линий напряжением 10 кВ применяют сосну и лиственницу. Лес для изготовления опор, целиком ошкуривают и пропитывают антисептиком для устойчивости опоры от загнивания.

При прохождении трассы воздушной линии с деревянными опорами, где возможны низовые пожары, опоры защищают от загорания. Для этого вокруг каждой опоры на расстоянии 2 м от неё роют канавы глубиной 0,4 и шириной 0,6 м, вокруг каждой опоры очищают от травы и кустарника площадки радиусом 2 м. Или же на этих участках применяют железобетонные приставки.

Железобетонные опоры перед монтажом тщательно осматривают на наличие раковин, и выбоин размером не более 10 мм по длине, ширине и глубине. При этом на 1 м длины опоры не должно быть более двух раковин и выбоин. Раковины и выбоины необходимо заделывать цементным раствором.

Основной способ установки одностоечных жб опор – установка их в бурильные ямы с ненарушенной структурой грунта.

Расстояние от подземной части опоры воздушной линии до подземных канализационных трубопроводов должно быть не мене 2 м для воздушной линии напряжением до 10 кВ.

При сближении воздушной линии с магистральными газо- и нефтепродуктопроводами последние должны прокладываться вне охранной зоны воздушной линии. Для воздушных линий 10 кВ охранная зона 10 м. это расстояние отсчитывают от газопроводов и нефтепродуктопроводов до проекции крайних проводов. В стесненных условиях допускается снижение охранной зоны до 5 м для воздушных линий до 10 кВ.

Для защиты от грозовых перенапряжений заземлению подлежат: железобетноое опоры воздушных линий напряжением до 10 кВ в населенной и в ненаселенной местности, железобетнонные и деревянные опоры всех типов линий всех напряжений, на которых установлены устройства грозозащиты, все виды опор, на которых установлены силовые и измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители и другое оборудование.

Заземляющее устройства воздушных линий выполняют из вертикальных стержневых заземлителей из угловой стали.

electricalschool.info

Правила установки опор линий электропередач

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

УСТАНОВКА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на установку железобетонных опор линий электропередач (ЛЭП).

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для сооружения ВЛ напряжением до 750 кВ включительно широко применяются железобетонные опоры. В настоящее время доля ВЛ с железобетонными опорами составляет около 80% протяженности всех строящихся линий.

Железобетонные опоры обладают высокой механической прочностью, долговечны и не требуют больших расходов при эксплуатации. Затраты труда на их сборку значительно ниже, чем на сборку деревянных и металлических. Недостатком железобетонных опор является большая масса, что удорожает транспортные расходы и вызывает необходимость применения при сборке и монтаже кранов большой грузоподъемности.

В железобетонных опорах основные усилия при растяжении воспринимает стальная арматура, а при сжатии — бетон. Примерно одинаковые коэффициенты температурного расширения стали и бетона исключают появление в железобетоне внутренних напряжений при изменениях температуры. Положительным качеством железобетона является также надежная защита металлической арматуры от коррозии. Недостаток железобетона — образование в нем трещин.

Для повышения трещиностойкости железобетонных конструкций применяют предварительное напряжение арматуры, которое создает дополнительное обжатие бетона. В качестве арматуры применяют стальную проволоку периодического профиля или круглую, стержни и семипроволочные стальные пряди.

Основными элементами железобетонных опор являются стойки, траверсы, тросостойки и ригели.

Железобетонные стойки кольцевого сечения (конические и цилиндрические) изготовляют на специальных центробежных машинах (центрифугах), формующих и уплотняющих бетон. Стойки прямоугольного сечения изготовляют способом вибрирования, при котором уплотнение бетона в формах производят вибраторами. Для линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше используют только центрифугированные стойки, а для опор ВЛ до 35 кВ — как центрифугированные, так и вибрированные.

Центрифугированные конические стойки СК изготовляют шести типоразмеров длиной 19,5-26 м (диаметр комля 560 и 650 мм), а цилиндрические СЦ — семи типоразмеров длиной 22,2-26,4 м (диаметр комля 560 мм). Начат выпуск новых центрифугированных цилиндрических стоек длиной 20 м и диаметром 800 мм, на базе которых разработаны свободностоящие анкерно-угловые опоры для ВЛ до 330 кВ включительно, а также промежуточные портальные опоры высотой 40 м, состоящие из двух стоек, соединенных фланцами.

Вибрированные стойки прямоугольного сечения имеют длину 16,4 м и сечение верхней и нижней частей соответственно 200х200 и 380х380 мм. Для опор ВЛ напряжением до 10 кВ применяют вибрированные стойки СНВ длиной 9,5 и 11 м с поперечным сечением нижней части от 170х170 до 280х185 мм, а также центрифугированные конические стойки с длиной 10 и 11 м с диаметром нижнего основания 320-335 мм и верхнего 170 мм, имеющие сквозные отверстия для крепления оснастки.

Опоры ВЛ до 1 кВ. На ВЛ до 1 кВ устанавливают унифицированные железобетонные свободностоящие одностоечные (промежуточные), а также одностоечные с подкосами и А-образные (угловые, анкерные и концевые) опоры. В отдельных случаях анкерные и угловые опоры собирают из двух установленных рядом вертикальных стоек.

Из вибрированных стоек СНВ собирают одностоечные опоры и опоры с подкосами, рассчитанные на подвеску от двух до девяти проводов ВЛ и двух-четырех проводов радиосети. Все типы опор имеют стальные траверсы с приваренными штырями. Стойки высотой 9,5 и 11 м снабжены закладными деталями с отверстиями, позволяющими крепить траверсы одним болтом. На этих опорах можно устанавливать светильники наружного освещения, кабельные муфты и кронштейны для ответвлений проводов.

На рис.1, а-в показаны железобетонные опоры с коническими центрифугированными стойками длиной 10,1 м и деревянными траверсами из пропитанного бруса сечением 100х80 мм. Промежуточные опоры (рис.5, а) состоят из стоек 1 и траверс 4. В слабых грунтах или при большом числе проводов их укрепляют ригелями.

Рис.1. Железобетонные опоры ВЛ до 1 кВ:

а — промежуточная, б — угловая, в — анкерная (концевая); 1 — центрифугированная коническая стойка, 2 — раскос, 3 — штыри, 4 — траверсы, 5 — подтраверсники, 6, 7 — анкерная и опорная плиты

Угловые А-образные опоры (рис.1, б) имеют две стойки одинаковой длины, верхушки (рис.2) которых соединены между собой пластинами 2 и двойными траверсами 3. Траверсы закрепляют настойках сквозными болтами и соединяют между собой для жесткости планками 6. На стойке, работающей на растяжение (см. рис.1, б), устанавливают анкерную плиту 6, усиливающую сопротивление опоры выдергиванию, а на сжатой стойке — опорную плиту 7, уменьшающую удельную нагрузку на грунт.

Рис.2. Верхушка. А-образной угловой железобетонной опоры ВЛ до 1 кВ:

1 — центрифугированные стойки, 2 — пластина, 3 — траверсы, 4 — штыри, 5 — болты крепления траверс, 6 — планки

Концевые А-образные опоры (см. рис.1, в) аналогичны по конструкции угловым и отличаются от них креплением траверс (применены подтраверсники 5).

Проводятся работы по созданию стеклопластиковых траверс, одностоечных анкерных и угловых опор. Отдельные участки ВЛ с такими траверсами и опорами находятся в опытно-промышленной эксплуатации.

Опоры ВЛ 6-10 кВ. На ВЛ 6-10 кВ применяют одностоечные промежуточные, одностоечные с подкосами и А-образные — угловые, концевые и анкерные опоры. Одностоечные промежуточные опоры из вибрированных стоек СНВ (рис.3, а) снабжены траверсой 2, рассчитанной на подвеску трех алюминиевых проводов сечением до 120 мм . На одностоечных с подкосом угловых (рис.3, б) и анкерных опорах из таких же стоек подкосы 5 крепят металлическими кронштейнами 4, а провода — на отдельных для каждой фазы стальных траверсах 3.

Рис.3. Железобетонные одностоечные опоры ВЛ 6-10 кВ:

а — промежуточная, б — угловая с подкосом; 1 — стойка, 2, 3 — стальные траверсы, 4 — кронштейн для крепления подкоса, 5 — подкос

Одностоечные промежуточные, а также угловые, концевые и анкерные А-образные опоры из центрифугированных стоек имеют стандартные деревянные траверсы сечением 100х80 мм (их крепят сквозными болтами и раскосами), а также верхушечные штыри.

Опоры ВЛ 35-500 кВ. На ВЛ 35-500 кВ применяют унифицированные свободностоящие и с оттяжками одностоечные и портальные опоры (рис.4, а-в), основными элементами которых являются стойка 1, траверсы 2 и тросостойка 3. Стойка 1 имеет гидроизоляцию нижней части на длине 3,2 м, выполненную асфальтобитумным лаком. Чтобы предупредить попадание влаги внутрь стойки, в ее торцах установлены крышки-заглушки. Нижняя крышка, кроме того, увеличивает площадь опирания стойки, что повышает прочность ее заделки в грунт. В верхней части стойки выполнены сквозные отверстия для крепления траверс. Внутри вдоль стойки в бетоне проложен специальный заземляющий спуск.

Рис.4. Промежуточные железобетонные опоры:

а, б — одностоечные одно- и двухцепные для ВЛ 35-220 кВ, портальная с металлической траверсой для ВЛ 330 кВ, 1 — стойка, 2 — траверсы, 3 — тросостойка

Траверсы крепят к стойке сквозными болтами (рис.5, а) или хомутами (рис.5, б). В траверсах и тросостойках делают отверстия для установки специальных скоб, хомутов, валиков, к которым крепят детали сцепной арматуры — серьги или скобы. Тросостойки имеют сварную металлическую конструкцию и крепятся к стойке хомутами.

Рис.5. Крепление траверс к стойкам железобетонных опор:

а — сквозными болтами; б — хомутами

На ВЛ 35-220 кВ в качестве промежуточных устанавливают железобетонные одностоечные свободностоящие одно- и двухцепные опоры с коническими и цилиндрическими стойками (рис.4, а, б), а на ВЛ 330-500 кВ — одноцепные портальные с металлическими траверсами (см. рис.4, в).

В качестве угловых анкерных опор на ВЛ 35-110 кВ используют одностоечные железобетонные опоры с оттяжками, а на линиях более высокого напряжения — металлические.

В последние годы на ВЛ 110-330 кВ в качестве угловых анкерных опор начали применять одностоечные свободностоящие железобетонные опоры, имеющие стойки диаметром 800 мм.

Сборка железобетонных опор

Железобетонные опоры, как правило, собирают в соответствии с разработанными для каждого типа опор технологическими картами, в которых указаны порядок выкладки деталей (стоек, траверс, ригелей и др.), последовательность операций, а также рекомендуемые приспособления.

Опоры собирают на ровной площадке, очищенной от посторонних предметов. При этом стойки опор ВЛ 35 кВ и выше выкладывает на деревянные прокладки бригада такелажников при разгрузке их на трассе, а стойки опор ВЛ до 10 кВ — бригада по их сборке. Выложенные стойки не должны мешать подходу землеройной машины или подъемного крана.

При сборке одностоечных опор закрепляют на стойке изготовленные на заводе и оснащенные траверсы, тросостойку и ригели, прокладывают заземляющий спуск (если он предусмотрен проектом), наносят нумерацию и предупредительные плакаты.

Одностоечные опоры ВЛ до 10 кВ из вибрированных стоек собирают в такой последовательности: поднимают приспособлением для подъема стоек или каким-либо грузоподъемным механизмом верхушку опоры, закрепляют на ней траверсу и заземляющий спуск (если необходимо) и опускают опору на землю. Опоры из центрифугированных стоек собирают двумя способами: поднимают верхушку опоры приспособлением или вращают стойку вокруг ее продольной оси. При втором способе стойку сначала разворачивают на подкладках так, чтобы сквозные отверстия для болтов были горизонтальны, и вставляют в них болты для крепления верхушечных штырей (на ВЛ 6-10 кВ), траверс и раскосов. Затем стойку поворачивают так, чтобы головки болтов оказались внизу, надевают на болты траверсы, раскосы, устанавливают и затягивают гайки. После этого на штыри набивают полиэтиленовые колпачки, навинчивают на них изоляторы, кернят гайки болтов и наносят на стойку по трафаретам порядковый номер опоры, год ее установки и предупредительный плакат.

При сборке опор в населенной местности для двойного крепления проводов вместо верхушечного штыря применяют двухштырный оголовник, а вместо двухштырной траверсы — четырехштырную. Если необходимо, устанавливают опорные плиты или ригели.

Сборку одностоечных одно- и двухцепных тросовых опор ВЛ 35-110 кВ начинают с выкладки деталей (рис.6, а). Затем с помощью крана к стойке 2 крепят поочередно нижнюю, среднюю и верхнюю траверсы 3 (способы крепления траверсы были показаны в специальной литературе) и устанавливают тросостойку. Собранную опору (рис.6, б) подтаскивают к котловану по деревянным каткам или передвигают краном. Затем устанавливают ригели (рис.6, в). Плоскость ригелей должна быть перпендикулярна плоскости траверс, поэтому для их размещения отрывают небольшой котлован 7.

Рис.6. Сборка одностоечной двухцепной железобетонной опоры ВЛ 35-110 кВ:

а — выкладка деталей, б — собранная опора, в — установка ригелей, 1 — подкладки для выкладки опоры, 2 — стойка, 3 — траверсы, 4 — тяги траверсы, 5 — тросостойка, 6 — ригель, 7 — котлован

Сборку одностоечных опор с оттяжками ВЛ 35-110 кВ в зависимости от способа их установки выполняют различными методами. Если опору поднимают методом поворота (краном и трактором), ее сборку начинают с установки шарнира. Сначала подтаскивают стойку 4 к фундаменту 10, приподнимают ее нижний конец домкратом и укладывают на подкладку 5. На торце стойки закрепляют опорную пяту 2, к которой хомутом 3 прикрепляют верхнюю 6 часть шарнира. Затем устанавливают на фундаменте нижнюю 8 часть шарнира, выкладывают стойку на подкладки, монтируют траверсы, тросостойку, детали крепления оттяжек.

При подъеме опоры только краном шарниры не устанавливают.

Сборку А-образных угловых опор ВЛ до 10 кВ выполняют следующим образом. Выкладывают стойки на подкладки, сближая их верхушки, и разводят нижние торцы на проектное расстояние. Стойки должны лежать так, чтобы отверстия для болтов были в вертикальном положении. Затем поднимают верхушки приспособлением или краном и соединяют их: двумя трапецеидальными пластинами 2 с четырьмя болтами и приваренными верхушечными штырями. С обеих сторон верхушек монтируют траверсы, закрепляют на штырях изоляторы, а на стойках — анкерные и опорные плиты. Непосредственно перед подъемом опоры устанавливают монтажную распорку.

Сборку А-образных анкерных опор ВЛ до 10 кВ выполняют так же, как угловых, только сначала вместо траверс устанавливают подтраверсники, к которым затем крепят траверсу.

При сборке опор с подкосом для ВЛ до 10 кВ на их стойках закрепляют траверсы, спуски заземления и, если необходимо, плиты или ригели, а на подкосах — кронштейны для крепления к стойке. Окончательно соединяют подкосы со стойками непосредственно при установке опор.

При сборке портальных опор с оттяжками сначала выкладывают и закрепляют в шарнирах торцы стоек. Затем на верхушках стоек устанавливают детали крепления траверс и монтируют траверсы и тросостойки, устанавливают на траверсах конструкции крепления гирлянд, а на тросостойках — детали крепления тросов. Для усиления жесткости опоры портал стягивают перекрестными монтажными растяжками. Тросовые оттяжки закрепляют одним концом на стойках и укладывают в бухты. Портальные свободностоящие опоры собирают так же (кроме оттяжек).

Работы по сборке любых опор заканчиваются установкой деталей заземления. Если на стойках имеются верхние и нижние выпуски (обычно болты) внутреннего заземляющего стержня, все заземляемые элементы присоединяют к верхнему, а с нижним соединяют заземлители (после установки опоры). Если заземляющих болтов нет, по всей длине стойки прокладывают заземляющий спуск, который крепят проволочными бандажами, и присоединяют к нему заземляемые элементы.

При приемке собранных опор проверяют их соответствие рабочим чертежам с учетом допускаемых отклонений. Так, одностоечные опоры могут иметь наклон траверс не более 1/100 их длины и разворот их в плане от проектного положения — не более 100 мм (конец траверс). Особое внимание уделяют качеству болтовых соединений. Размеры болтов и их антикоррозионное покрытие должны соответствовать проекту. Оси болтов должны быть перпендикулярны плоскости соединяемых элементов, а нарезная часть входить в соединяемые детали не более чем на 1 мм. Головки болтов и гайки должны плотно прилегать к шайбам и соединяемым деталям. Количество шайб должно быть не более трех. Гайки должны быть туго затянуты, резьба закернена. Качество стыков проверяют щупом толщиной 0,3 мм. Щуп должен проходить в стык соприкасаемых элементов на глубину не более 20 мм.

Данные о собранных опорах заносят в журнал с указанием основных отклонений от проекта. Приемку опор оформляют актом.

Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном. Сравнительно большие масса и высота одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ не позволяют применять для их установки бурокрановые машины. Поэтому такие опоры (рис.7) поднимают кранами СМК-10, К-162 и другими соответствующей грузоподъемности. Собранную опору 2 поднимают краном и опускают в котлован 4 так же, как и опоры ВЛ до 10 кВ. Верхние ригели обычно закрепляют после установки опоры, для чего роют специальную траншею, укладывают в нее краном ригель и крепят его к стойке хомутами. Затем опору выверяют и засыпают котлован.

Рис.7. Установка одностоечной деревянной (железобетонной) опоры ВЛ 35-220 кВ краном:

а — выкладка, б — подъем и опускание в котлован; 1 — стрела крана, 2 — опора, 3 — оттяжка, 4 — котлован

Аналогично устанавливают промежуточные П-образные деревянные опоры ВЛ 35-110 кВ массой до 2,5 т.

При подъеме одностоечных железобетонных опор 1 краном-установщиком К-ЛЭП-7 (рис.8) их выкладывают по оси ВЛ так, чтобы нижний торец стойки находился на расстоянии 1,5 м от центра котлована 3. Кран 2 с поднятой стрелой подводят к опоре со стороны торца и устанавливают на аутригеры 4. Выдвинутую телескопическую стрелу опускают на стойку и закрепляют на ней в двух точках. Затем поднимают стрелу вместе с опорой в вертикальное положение, опускают опору в котлован, выправляют и засыпают грунтом.

Рис.8. Установка одностоечной железобетонной опоры ВЛ 35-220 кВ краном-установщиком К-ЛЭП-7:

1 — опора, 2 — кран, 3 — котлован, 4 — выносные опоры (аутригеры); I и II — положения опоры при подъеме

Установка одностоечных железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном и трактором (рис.9). Если невозможно установить опору одним краном (например, в слабых грунтах, где котлован разрабатывают экскаватором и кран не может подойти близко), собранную опору 1 выкладывают по оси линии над вырытым котлованом 8 так, чтобы нижний торец стойки находился на расстоянии 1,5-2 м от бровки котлована (положение I). Кран 4 устанавливают поперек оси ВЛ на аутригеры на расстоянии 0,5-1 м от центра тяжести опоры на краю котлована под нижней траверсой опоры крепят две боковые расчалки 3 из троса длиной около 50 м и разводят их к двум лебедкам 2, установленным на расстоянии 25-30 м от оси ВЛ и от центра котлована. К стойке опоры крепят тормозной трос 7, идущий к лебедке трактора 6, а к нижней траверсе — веревочную лестницу, предназначенную для снятия оттяжек после установки.

Рис.9. Установка одностоечной железобетонной опоры ВЛ 35-220 кВ краном и трактором:

1 — опора, 2 — лебедка, 3 — боковые расчалки, 4 — кран, 5, 7 — тяговый и тормозной тросы, 6 — трактор, 8 — котлован, 10 и 11 — положения опоры при подъеме

Сначала опору поднимают краном на максимально возможную высоту (не менее чем на 30-45°), при этом низ стойки, подтормаживаемый лебедкой трактора, опускается в котлован. Когда стойка упрется в дно котлована (положение II), подъем опоры краном прекращают, отцепляют от трактора тормозной трос и переводят трактор на подъем опоры. Для этого прицепляют к тракторной лебедке тяговый трос 5 и натягивают его до тех пор, пока грузовой трос крана не ослабнет. После этого строп крана отцепляют от опоры и переводят кран на торможение. Одновременно боковыми лебедками натягивают расчалки. Дальнейший подъем опоры продолжают тяговой лебедкой трактора, регулируя положение опоры по оси ВЛ боковыми расчалками. При подходе к вертикальному положению опору подтормаживают этими же боковыми расчалками. После выверки опоры устанавливают ригели и засыпают котлован.

Аналогично устанавливают П-образные деревянные опоры ВЛ 110 кВ массой свыше 2,5 т.

Иногда тяговый трос прикрепляют не к лебедке, а непосредственно к трактору и поднимают опору передвижением трактора. При этом особое внимание обращают на то, чтобы трактор двигался строго по оси ВЛ, а расчалки были все время натянуты. Во многих случаях расчалки крепят не к лебедкам, а к автомашинам или тракторам, что несколько упрощает установку опоры.

Одностоечные опоры с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор присоединяют оттяжки, используя их в качестве боковых растяжек. После установки опоры оттяжки присоединяют к ранее смонтированным анкерным плитам и, регулируя их натяжение, выправляют опору.

Угловые опоры с оттяжками устанавливают с небольшим наклоном к внешней стороне угла поворота ВЛ, чтобы в дальнейшем под тяжением смонтированных проводов они заняли проектное положение.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Работа по установке опор включает в себя подготовительные операции, операции подъема и выверки опор.

В ходе выполнения подготовительных операций бригадир обязан осмотреть трассу участка линии, наметить пути передвижения и установки механизмов, указать места расположения такелажных приспособлений. При работе в стесненных условиях (в зоне отчуждения дорог, вблизи действующих линий электропередачи и т.п.) производитель работ должен получить от соответствующих эксплуатационных организаций разрешение на выполнение работ и осуществить комплекс мероприятий по обеспечению их безопасности.

Перед подъемом опор проверяется положение и готовность котлованов и фундаментов, осматриваются собранные опоры и на основании осмотра и проверки качества выполненных работ в Журнале монтажа начальник участка делает запись о разрешении их установки.

Подъем опор может осуществляться самоходным краном, самоходным краном и трактором, падающей стрелой, вручную.

Кроме перечисленных способов установка опор может производиться с помощью вертолетов, а специальных опор большой высоты — методом наращивания с применением ползучего крана.

Установка опор с помощью самоходного крана является наиболее производительным способом. Он применяется, если грузоподъемность и рабочий ход крана обеспечивают подъем опоры с превышением нижней ее точки над фундаментом или поверхностью земли не менее чем на 0,2-0,3 м.

При подъеме краном, например, одностоечной опоры без ригелей кран устанавливается параллельно оси трассы на расстоянии 5 м от нее. Опора выкладывается вдоль оси трассы так, чтобы центр ее тяжести располагался на 1-1,5 м от середины котлована в сторону основания. К стойке опоры у основания на расстоянии, несколько большем глубины котлована, закрепляются две оттяжки, опора стропится полуавтоматическим стропом, поднимается краном до вертикального положения и с помощью его и оттяжек опускается в котлован таким образом, чтобы траверсы были перпендикулярны к оси линии. Разворот опоры при необходимости производится рычагом, продетым в петлю, охватывающую ее стойку. После опускания опоры с помощью отвеса или теодолита выверяют ее вертикальность, перемещая стрелу крана. Окончив выверку, временно закрепляют опору тремя-четырьмя клиньями, снимают полуавтоматический строп (без подъема на опору) и весь такелаж, а кран перемещают к следующей опоре.

Для установки одностоечных опор всех типов высотой до 25 м и массой до 7 т применяется специальный кран К-ЛЭП-7. Производительность такого крана 10-12 опор в смену.

При установке опоры с применением самоходного крана и трактора (рис.10) кран располагают поперек оси линии на расстоянии не менее 1 м от котлована, опора с помощью крана выкладывается вдоль оси трассы так, чтобы ее основание находилось на расстоянии 1,5-2 м от бровки котлована. К опоре в верхней ее части крепится трос, идущий к лебедке или крюку трактора. Краном опора поднимается на максимально возможную высоту и плавно опускается в котлован до упора в дне котлована или подножника. Тяговый трос, закрепленный за верхнюю часть опоры, натягивается до ослабления кранового стропа. Строп снимается, кран отходит от опоры на безопасное расстояние, а трактор поднимает ее в вертикальное положение. Затем устанавливают ригели, засыпают котлован с последующей трамбовкой грунта, снимают такелаж.

Рис.10. Установка опоры с помощью самоходного крана и трактора

Готовые развезенные по трассе или собранные на ней опоры устанавливают непосредственно в котлованы с помощью бурильно-крановых машин или кранов-установщиков опор КВЛ-8 (рис.11, а). Деревянные и железобетонные одностоечные опоры массой до 4 т можно устанавливать в котлованы автомобильным краном (рис.11, б).

Рис.11. Установка опор кранами-установщиками (а), автомобильными кранами (б)

Установку опор вручную производят в исключительных случаях. Вручную обычно устанавливают деревянные одностоечные опоры. При установке опору поднимают за вершину, подводят под нее козлы и постепенно перемещают их к основанию опоры, одновременно поддерживая опору баграми и ухватами. Для лучшего скольжения комля опоры в котлован устанавливают направляющую доску, которую после установки опор убирают.

После установки опор любым из описанных способов на каждой опоре должен быть нанесен порядковый номер опоры и год установки. На опорах линии напряжением выше 1000 В на высоте 2,5-3 м устанавливаются предупредительные плакаты. На концевых опорах и на опорах, где меняется расположение проводов, кроме того, наносится расцветка фаз. В местах возможного повреждения опор транспортом должны быть установлены отбойные тумбы.

docs.cntd.ru

Установка опор ЛЭП - правила и технические требования

Опоры ЛЭП являют собой сооружение для удерживания проводов и определяется, как один из основных конструктивных элементов линий электропередач. Их правильная установка – это залог их длительной и безопасной эксплуатации, а также бесперебойного снабжения потребителей электричеством.

Этап проектирования

Существуют определенные правила установки столбов для электричества, первым этапом которой является проектирование. Учитываются все технические требования и сопутствующие факторы – тип опор, преимущества или недостатки грунта и специфика ландшафта местности в населенных пунктах, расстояние от жилья и прочие особенности.

Проектная часть оказывает важное значение на дальнейшие монтажные работы и в значительной мере предопределяет финансовые издержки. Так, например, необходимо выбрать тип столбов для электричества. Ведь правила установки деревянных опор ЛЭП имеют отличительные особенности от железобетонных столбов. Проводиться также расчет параметров для закладки фундамента, на котором будут проводиться монтаж опор.

Немаловажное значение имеет техническое оснащение монтажных работ, так как монтаж столбов для воздушных линий электропередач – процесс сложный. Требуется специализированная техника – для транспортировки конструкции на объект, перемещение и подъем опор, буровые механизмы и прочие механизированные устройства, обеспечивающие точность установки на всех этапах монтажных работ.

Процесс сборки и расчет расстояния

Процесс сборки и установки опорных сооружений, состоит из нескольких этапов:

  • выкладка стоек и одиночных элементов;
  • сбора столбов;
  • установка опоры в позицию, определённую проектом;
  • контрольная проверка всех расстояний и положений под технические требования;
  • закрепление опор.

Выкладку опор по стандартам проводят вдоль оси воздушных линий. Случаются исключения, когда требования диктуются ландшафтом местности, тогда при вертикальном подъеме опоры, первоначальную выкладку выполняют в положении поперек оси следования трассы воздушных линий электропередач.

Если установку проводят на косогорах, то выкладку опор проводят вдоль оси линий электропередач, так чтобы траверсы при подъеме были направлены на косогор. Для монтажа столбов ЛЭП, которые пересекаются с железнодорожным полотном или автомобильными трассами, а также водоемами, оврагами и сетями связи, выкладку осуществляют вдоль воздушных линий так, чтобы траверсы и тросостойки были направлены в сторону пересеченных объектов на местности. Расстояние между центральной точкой опоры и до точки пересечения с объектом, регламентировано не менее, чем 1,5 м от высоты столба.

Какое расстояние между опорами ЛЭП и объектом должно быть – высчитывается в каждом заданном случае. Очень важно в процессе установки учитывать также технические требования и дистанцию от подземного газопровода до опоры ЛЭП.

Регламентируют правила установки, и монтаж опор в частном секторе. Тогда учитываются плюсы и минусы не только местности, но и безопасное расстояние между столбами ЛЭП и жилыми объектами. Так, проводиться расчет расстояния до забора для проведения, например, электричества на даче.

Когда все расчетные и подготовительные работы окончены, можно приступать к закладке опор в фундамент. Однако, если контрольная проверка показала наличие отдельных элементов или самих опор с дефектами или повреждениями, то запрещено продолжать работы по установке столбов для линий электропередач, до полной замены опоры или устранения повреждений. От этого будет, в первую очередь, зависеть безопасность рабочего персонала и случайных людей.

Классификация по назначению

Различают несколько видов столбов ЛЭП, которые также определяют их установку на заданной местности:

  • промежуточные опоры – предназначены для монтажа на прямых трассах линий электропередач. Они поддерживают троса и провода и выдерживают определённую заданную нагрузку;
  • опоры с анкерным креплением проводов – отличаются крепкой конструкцией, которая преимущественна для применения в условиях пересечения воздушными линиями разных инженерных сооружений;
  • столбы угловые – установка данного вида опор осуществляется на объектах с поворотами на заданной трассе. Если угол поворота имеет небольшой градус (до 300), то применяют промежуточные угловые опоры, в ином случае используют столбы с анкерным креплением, которые выдерживают более жесткие нагрузки;
  • концевые столбы – это опоры с анкерным креплением, которые отличаются от обычных, способностью выдержать односторонне нагрузку при натяжении проводов. Устанавливают данный вид опор в конце линии электропередачи.

Существуют также разновидности опор ЛЭП со своей спецификой:

  • транспозиционные – применяют для изменения позиций проводов на воздушной трассе;
  • перекрестные – используют там, где пересекаются две и более линий электропередач;
  • столбы для ответвления – когда необходимо отвести ветку от общей магистральной линии;
  • противоветровые – используют при соответствующих погодных условиях местности, где выполняется установка, обладают более усиленными конструкциями.

Установка опоры ЛЭП

Содержание:
  1. Установка опор
  2. Монтаж сип по опорам
  3. Видео

В системе распределения электроэнергии предусматривается обязательное устройство воздушных сетей. Для того чтобы зафиксировать провода и прочую арматуру, выполняется установка ЛЭП опор, выполняющих функцию контуров доставки. ЛЭП могут быть различных типов и конструкций, в зависимости от характеристик сети и условий эксплуатации. В дальнейшем, устойчивая работа сети будет зависеть от качества монтажа и поддерживающих технических мероприятий.

Установка опор

Стандартная линия электропередачи (ЛЭП) представляет собой комплекс специального оборудования, с помощью которого осуществляется передача электроэнергии. Устройство таких систем считается мероприятием повышенной сложности.

Весь процесс установки ЛЭП условно разделяется на два этапа:

  • К первому относятся подготовительные работы, куда входит ознакомление с районом трассы и ее последующая разбивка, а также устройство просек и рытье котлованов.
  • На втором этапе выполняются строительно-монтажные работы в процессе которых опоры развозятся по местам, собираются и устанавливаются в соответствии с проектом.

Готовые опоры оборудуются изоляторами, проводами и тросами. Чтобы понять всю сложность работ, каждый этап следует рассмотреть более подробно.

Предварительный осмотр трассы сопровождается сборкой и согласованием пакета документов. Объем документации получается очень большим, поскольку разрешения охватывают всю протяженность будущей ЛЭП, в том числе и лесные массивы с сельхозугодиями.

На основании полученных документов начинается разбивка трассы. Сюда входят работы, определяющие на местности проектные направления линий и места под опоры ЛЭП. Проложенная трасса не должна создавать помех движению транспорта и пешеходов. Большое значение имеет обеспечение нормальных условий для ее последующего обслуживания и ремонта. В случае необходимости для ускорения строительных работ проводится устройство подъездных дорог и временных стройплощадок.

На следующем этапе опоры развозятся по своим местам. Для этого используется автомобильный или воздушный транспорт. Для перевозки проводов используются барабаны, расположенные вертикально, а гирлянды фарфоровых или стеклянных изоляторов перевозятся только в деревянных контейнерах.

Перед началом сборки вдоль высоковольтной линии выкладываются железобетонные стойки. Их направление может изменяться применительно к особенностям рельефа местности. Если обнаружено, что отдельные детали повреждены, все работы прекращаются до исправления недостатков. Сбоку рекомендуется проводить максимально близко к месту установки опор. Для непосредственной установки используются стреловые краны или специальные краны-установщики.

Подтягивание стоек к нужной точке осуществляется трактором. Разница между размерами котлована и диаметром опоры должна быть не более 25%, иначе потребуется установка дополнительного верхнего ригеля. Временной период с момента отрывки котлована и до монтажа не должно превышать одних суток. Наиболее качественная установка получается в теплый период года.

Сами опоры могут быть стальные, железобетонные или деревянные. Для каждого типа применяется определенная технология установки. Деревянные конструкции доставляются к месту в виде отдельных элементов, которые, затем собираются при помощи болтов. Стальные опоры также транспортируются по частям и после сборки требуют восстановления антикоррозийного покрытия, поврежденного во время транспортировки.

Устройство фундаментов выполняется только для стальных ЛЭП. Сам процесс установки опор в вертикальное положение довольно сложный и трудоемкий, занимающий несколько часов. Для всех ЛЭП монтаж производится с использованием растяжек и упоров, которые убираются после засыпки котлована, плотной утрамбовки грунта и закрепления конструкций.

На завершающем этапе монтируются изоляторы, провода и грозозащитные тросы. Вначале комплектующие доставляются к месту раскатки. Процедура раскатки осуществляется волочением проводов и тросов от одного столба до другого. Сматывание провода с барабана должно постоянно контролироваться. Волочение проводов допускается по гладкому льду, неглубокому снегу, траве и другим местам, исключающим их повреждение.

Во время раскатки провода соединяются с грозозащитными тросами. Предварительно они должны быть очищены от грязи, смазки и оксида алюминия. Данную процедуру нужно выполнять очень быстро, чтобы алюминий не окислился вновь. После подготовки провода поднимаются на опоры. Иногда вместе с ними поднимаются собранные заранее гирлянды изоляторов и монтажные ролики. Для одной гирлянды тип изоляторов и их количество подбирается в зависимости от материала опоры, наличия механических нагрузок и напряжения ЛЭП.

Монтаж сип по опорам

В современных линиях электропередачи очень хорошо зарекомендовали себя самонесущие изолированные провода – СИП. Они надежны в эксплуатации и почти не требуют ремонта. В настоящее время СИП применяются не только в магистральных линиях, но и при монтаже ввода в дом.

Перед монтажом проводов территорию трассы следует очистить от кустарников, деревьев и прочих препятствий, создающих помехи. На новых линиях кронштейны под провода закрепляются к столбам еще на земле. В качестве креплений используется стальная лента с антикоррозийным покрытием. Лишняя лента удаляется после окончательного затягивания.

После установки столбов выполняется непосредственная установка воздушной линии. Температура воздуха должна быть не ниже +20 градусов. Раскатка провода производится с машины по особой технологии, защищающей изоляцию от повреждений. Для распределения СИП на опорах ЛЭП используются ролики и натяжной канат, называемый лидером.

В определенных условиях может выполняться ручная раскатка проводов. В этих случаях максимальная длина участка не превышает 100 метров, сечение фазных проводов – не более 50 мм2. Процесс раскатки выполняется в определенной последовательности. Барабан с проводом устанавливается в начале линии, возле первой опоры. Расстояние до столба такое же, как высота самой опоры. К концу СИП закрепляется канат с помощью монтажного чулка.

Ролики устанавливаются на каждый промежуточный столб, с одновременной укладкой в них каната. Далее по опорам протягивается сам провод. Протяжка должна быть плавной без рывков, при этом, одновременно вращается барабан и натягивается канат. Процесс раскатки производится на скорости, не превышающей 5 км/час, СИП не должен касаться грунта и каких-либо строительных конструкций.

Нулевая жила на последнем столбе фиксируется к анкерному кронштейну зажимом. Для дальнейших подключений за кронштейном оставляются свободные жилы нужной длины. Провода, разложенные на опорах следует натянуть. С этой целью на первом столбе закрепляется лебедка, оборудованная динамометром, позволяющим контролировать усилие натяжки.

Сила натяжения определяется с помощью таблиц, а качество натяжки постоянно контролируется. После натягивания всей линии, изолированный провод должен просто повисеть в течение некоторого времени. После монтажа фазных жил, таким же образом монтируются нулевые провода.

Установка дополнительных опор ЛЭП.

  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

Уважаемые форумчане! Рада всех приветствовать! Нужна помощь! Получены ТУ и Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям, но до момента фактического присоединения мне на участке необходимо с моей стороны, как заявителя установить две допонительные опоры, причем, это должны быть деревянные опоры, так как бурмашина к месту установки одной из опор проехать не сможет. Я прозвонила несколько фирм, занимающихся подобной деятельностью...суммы зашкаливают - от 60 000 рублей, далее - кто во что горазд. Что делать? Можно ли как-то удешевить данное мероприяте? Буду благодарна за Ваше участие и ответы!

Елена Никольченко ученик
  • Активность: 123
  • Репутация: 10
  • Пол: Женщина
Елена Никольченко ученик

[[post.title]] [[post.title]]


Смотрите также