Установка вл опор
Глава 2. Монтаж воздушных линий электропередачи
Приемочная комиссия слагает свои полномочия после утверждения акта приемочной комиссии заказчиком. С этого момента объект переходит в ведение эксплуатирующей организации (заказчика), которая принимает его баланс и регистрирует в установленном порядке право собственности на новый объект в местных органах исполнительной власти.
2.1. Подготовительные работы
До начала работ по сооружению воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны быть выполнены следующие работы:
получены разрешения на ведение работ по трассе ВЛ, включая территории лесных массивов и сельскохозяйственных угодий;
подготовлены временные помещения для размещения монтажных бригад и прорабских участков;
организованы временные базы для складирования материалов; проверены состояние дорог, мостов и подъездных путей к трассе
ВЛ, при необходимости сооружены временные подъездные дороги; расчищена полоса земли вдоль трассы, а в лесной местности
устроены просеки; осуществлен предусмотренный проектом снос строений,
находящихся на трассе ВЛ или вблизи нее и препятствующих производству работ;
выполнен производственный пикетаж – установка вдоль трассы ВЛ пикетов, отмечающих будущие места установки опор.
После устройства временных баз для хранения материалов выполняется транспортировка этих материалов в район прохождения трассы ВЛ.
Перевозка опор на трассу ВЛ осуществляется специальными стволовозами. Барабаны с проводом перевозят в вертикальном положении, закрепляя их в кузове автотранспорта растяжками из стальной проволоки. Фарфоровые и стеклянные подвесные изоляторы, предварительно проверенные и собранные в гирлянды требуемой длины и транспортируются на трассу ВЛ в специальных деревянных контейнерах, предохраняющих изоляторы от механических повреждений.
Разгрузка опор и барабанов с проводом должна выполняться, как правило, подъемными кранами.
Поставка строительной техники на трассу ВЛ осуществляется своим ходом или на специальных автомобильных платформах.
Сборка опор. Стойки деревянных опор (рис. 2.1) соединяются в нахлест с железобетонными приставками (пасынками). Соединения приставок с деревянной стойкой выполняются с помощью бандажей из стальной проволоки или стальных хомутов. Для бандажей применяется мягкая оцинкованная проволока диаметром 4 мм или неоцинкованная проволока диаметром 5…6 мм. Число витков бандажа принимается равным:
12 – при диаметре проволоки 4 мм;
10 – при диаметре проволоки 5 мм;
8 – при диаметре проволоки 6 мм.
Деревянные опоры для ВЛ напряжением 35 кВ и выше поставляются отдельными элементами (стойки, траверса, раскосы), сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений.
В стойках деревянных опор ВЛ напряжением до 10 кВ высверливаются отверстия для вкручивания стальных крючьев, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. На траверсах деревянных П-образныхопор ВЛ напряжением 35 кВ и выше в просверленные отверстия устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд изоляторов. При необходимости по стойке деревянной опоры прокладывается заземляющий спуск из стальной проволоки.
На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.
Металлические опоры поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор производится восстановление их антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке и сборке.
Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. При сборке применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты. Собранные опоры должны соответствовать рабочим чертежам проекта ВЛ.
Фундаменты опор. Металлические опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты металлических опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным
способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.
Рис. 2.1. Деревянные (а), железобетонная (б) и стальная (в) опоры ВЛ:
1 – стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – бандаж из стальной проволоки или стальной хомут; 4 – крючья для армировки изоляторов; 5 – раскосы для жесткости; 6 - траверсы; 7 - сцепная арматура для крепления гирлянды изоляторов; 8 – железобетонные фундамены.
Одновременно с устройством фундаментов выполняется монтаж заземляющих устройств – устанавливаются искусственные вертикальные и горизонтальные заземлители. В качестве естественных заземлителей используются непосредственно железобетонные фундаменты опор.
Верхние части железобетонных фундаментов нивелируются по горизонтали и на них устанавливается жесткий шаблон, соответствующий размерам нижней части металлической опоры. После этого котлованы засыпаются с послойной трамбовкой грунта. Шаблон снимается после засыпки котлованов.
Железобетонные и деревянные опоры устанавливаются без фундаментов. Котлованы для деревянных и железобетонных опор разрабатываются специальными буровыми машинами. Диаметр котлована должен превышать нижний диаметр (размер) стойки опоры на 5…10 см. Глубина котлованов должна соответствовать проекту ВЛ.
Установка опор. Методы установки опор зависят от их конструкций, фундаментов, а также наличия тех или иных подъемных средств и механизмов. Большинство опор устанавливаются с помощью
подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления опоры на фундаменте или в грунте.
При установке опоры выверяется ее вертикальное положение. Для металлических опор используются металлические прокладки, устанавливаемые между пятой опоры и верхней плоскостью железобетонного фундамента. Вертикальность деревянных и железобетонных опор достигается с помощью временных оттяжек и упоров до окончательного закрепления опоры в грунте. Котлованы под деревянные и железобетонные опоры после выверки их вертикального положения засыпаются гравийно-песчанойсмесью с послойным трамбованием.
2.3. Монтаж проводов и грозозащитных тросов
Монтаж проводов (тросов) выполняется отдельно на каждом участке ВЛ, ограниченном двумя ближайшими анкерными опорами (анкерном пролете), и состоит из следующих основных операций:
раскатки проводов, включая их соединения и подъем на опоры; натяжения проводов с регулировкой стрелы провеса; крепления проводов к изоляторам опор.
Перед раскаткой проводов к опорам подвешиваются специальные монтажные ролики (2.2,а), на которые вывешивается провод в процессе раскатки, и по которым выполняется последующее натяжение провода.
Раскатка проводов проводится с помощью тягового механизма (трактора) и может осуществляться двумя способами:
установкой барабана с проводом на стационарном устройстве (козлах или винтовых домкратах) в начале монтируемого участка и закреплением конца провода у движущегося вдоль трассы трактора
(рис. 2.2,б);
закреплением конца провода в начале монтируемого участка и установкой барабана с проводом на движущемся вдоль трассы тракторе.
Второй способ раскатки обеспечивает лучшую сохранность провода от механических повреждений при трении о грунте, однако применение этого способа ограничено. В частности, невозможно раскатать и вывесить средний провод у деревянных П-образныхопор с раскосами.
Рис. 2.2. Монтажный ролик (а) и фрагмент раскатки провода (б);
а): 1 - диск; 2 – откидная щека для укладки провода; 3 – подвеска для крепления;б): 1 – анкерная опора; 2, 3 – промежуточные опоры; 4 – барабан с проводом; 5 – провод; 6 – тяговый механизм (трактор); 7 – монтажный ролик.
Указанная технология раскатки применяется для голых (неизолированных) алюминиевых и сталеалюминиевых проводов.
В настоящее время для линий электропередачи напряжением до 20 кВ широко применяются изолированные провода. На напряжение до 1 кВ используются самонесущие изолированные провода (СИП), представляющие собой скрученные в жгут изолированные проводники. Воспринимающий осевую нагрузку (несущий) нулевой проводник может выполняться без изоляции или с изоляцией. В некоторых конструкциях СИП все проводники выполняются несущими. Линии с СИП обозначаются ВЛИ.
На напряжение выше 1 кВ применяются защищенные изоляцией провода (ЗИП) в одножильном исполнении. Линии с такими проводами обозначаются ВЛЗ.
Изолированные провода по сравнению с неизолированными имеют ряд преимуществ, среди которых можно выделить большую надежность и меньшие эксплуатационные расходы.
Главной особенностью раскатки изолированных проводов является соблюдение особой осторожности при монтаже, не допускающей повреждения изолирующего покрытия.
На рис. 2.3 приведена схема раскатки изолированного провода в анкерном пролете. У одной анкерной опоры на раскаточное устройство устанавливается барабан с изолированным проводом. Это раскаточное устройство должно быть оснащено тормозом. У другой анкерной опоры закрепляется раскаточный механизм с электромеханической лебедкой и тросом-лидеромсоответствующей длины.
Раскатка изолированного провода выполняется в два этапа. На первом этапе осуществляется раскатка троса-лидераот раскаточного
25
механизма по направлению к барабану с проводом. Лебедка раскаточного механизма включена на размотку троса-лидера.Раскатка выполняется любым тяговым механизмом. Одновременно с раскаткой троса выполняется его подъем на опоры и укладка в раскаточные ролики, диск которых выполнен из пластмассы или металла с пластиковым покрытием.
После раскатки троса-лидераего свободный конец соединяется с помощью монтажного чулка с концом изолированного провода у барабана. Монтажный чулок надевают на провод и закрепляют проволочным бандажом на длине не менее 0,5 м.
Рис. 2.3. Процесс раскатки изолированных проводов: 1, 2 – анкерные опоры; 3, 4, 5 – промежуточные опоры; 6 – барабан с изолированным проводом; 7 – раскаточный механизм с лебедкой; 8 –трос-лидер;9 – изолированный провод; 10 – место соединения троса и провода; 11 – монтажный ролик
На втором этапе выполняется раскатка изолированного провода. Для этого лебедка раскаточного механизма включается на намотку троса-лидера.Раскатка провода должна производиться подтяжением, обусловленным силой тяги лебедки и тормозным устройством у барабана с проводом. Тяжение необходимо для исключения возможности провисания провода до поверхности земли и повреждения его изоляции от трения о грунт.
Для предотвращения образования петель на СИП при его раскатке между монтажным чулком и тросом-лидеромдолжен быть установлен вертлюг.
При раскатке проводов производится их соединение. Голые алюминиевые и сталеалюминиевые провода сечением до 185 мм2 соединяются с помощью овальных соединителей, представляющих собой алюминиевую трубку овального сечения. В соединитель с разных сторон вставляются концы соединяемых проводов, после чего с помощью переносных монтажных инструментов производится скручивание соединителя (рис. 2.4,а) или его обжатие (рис. 2.4,б).
Рис. 2.4. Соединения алюминиевых и сталеалюминиевых проводов
Для повышения надежности контактного соединения и уменьшения его переходного сопротивления короткие концы соединяемых проводов, выходящие из овального соединителя, свариваются с помощью термитного патрона (рис. 2.4,г).
Сталеалюминиевые провода сечением 240 мм2 и более соединяются с помощью прессуемых соединителей, состоящих из двух трубок - стальной и алюминиевой (рис. 2.4,в). Для соединения таких проводов применяется переносный ручной пресс. С помощью стальной трубки 1 опрессовываются концы стальных сердечников соединяемых проводов, с помощью алюминиевой трубки 2, накладываемой поверх стальной, опрессовываются алюминиевые части соединяемых проводов.
В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на провод каждой фазы.
Для соединения изолированных проводовприменяются болтовые,
прессуемые или автоматические (цанговые) зажимы. Последние очень удобны при монтаже, поскольку концы соединяемых проводов после вставки их в зажим автоматически заклиниваются в зажиме, обеспечивая требуемую прочность заделки.
Рис. 2.5. Соединение самонесущего изолированного провода
Соединение СИП показано на рис. 2.5. Соединение неизолированного несущего нулевого провода выполнено с помощью цангового зажима 2, соединения фазных проводов - опрессованием. Освобожденные от изоляции концы соединяемых фазных проводов
27
вставляются в гильзу 1, покрытую снаружи слоем изоляции, и опрессовываются с помощью ручного пресса. В процессе опрессовки создается надежный электрический контакт и герметизация изоляцией гильзы места соединения. Для предотвращения раскручивания СИП справа и слева от места соединения устанавливаются фиксирующие ремешки 3.
Натяжение проводов (рис. 2.6,а) выполняют с помощью тягового механизма (трактора, лебедки). При натяжении проводов необходимо следить за прохождением через монтажные ролики мест соединений проводов, у пересекаемых проезжих дорог должны быть выставлены сигнальщики.
Рис. 2.6. Натяжение проводов (а) и монтажный график (б)
При натяжении проводов регулируются их стрела провеса f – расстояние между прямой, соединяющей точки подвеса провода на опорах и низшей точкой провисания провода. Регулировка стрелы провеса выполняется по монтажным графикам (рис. 2.6,б) в соответствии с фактической температурой воздухаΘ, маркой провода и длиной пролетаl.
Измерение стрел провеса проводов может выполняться различными способами. В частности, для этих целей применяется простейшее приспособление – карманный высотомер (рис. 2.7). Этот прибор представляет собой плоскую коробку 1, имеющую форму равносторонней трапеции, в верхней части которой имеются смотровые отверстия 2, а в основании вставлено стекло, на котором нанесены две риски – верхняя 3 и нижняя 4.
Для определения высоты измеряемого объекта Н наблюдатель удаляется от него, держа прибор смотровыми отверстиями у глаз, на такое расстояниеL, при котором верхняя риска совпадет с вершиной объекта, а нижняя – с его основанием. Геометрические размеры прибора и риски на стекле выполнены так, чтоH =L / 2. Измерение расстоянияL проблем не представляет.
Рис. 2.7. Измерение высоты объекта
Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, затем расстояние от низшей точки провисания провода до земли и находится разность полученных значений. Погрешность измерений таким прибором составляет 3…4%, что вполне приемлемо.
Крепление голых проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1
кВ со штыревыми изоляторами осуществляется закручиванием проводов так называемой «заглушкой» (рис. 2.8, а). На опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со стержневыми изоляторами крепление проводов выполняется петлей, образованной с помощью болтового плашечного зажима (рис. 2.8, б).
Рис. 2.8. Крепление проводов на анкерных опорах со штыревыми изоляторами (а, б); с подвесными изоляторами (в)
Крепление проводов на анкерных опорах с подвесными изоляторами осуществляется с помощью натяжных зажимов (рис. 2.8,в). Зажим 1 с
29
помощью сцепной арматуры 2 крепится к нижнему изолятору гирлянды 3. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U- образных шпилек 4.
На анкерных опорах короткие концы проводов (шлейфы), идущие от двух натяжных зажимов одной фазы, соединяются болтовыми зажимами или свариваются с помощью термитного патрона.
Рис. 2.9. Крепление СИП на анкерной опоре: 1– опора; 2 – оттяжка; 3 – крюк; 4 – анкерный зажим; 5 – несущая нулевая жила; 6 – фазные провода; 7 - фиксатор
Рис. 2.10. Крепление ЗИП на анкерной опоре: 1 – опора; 2 – оттяжка; 3 –
траверса; 4 – подвесной изолятор; 5 – натяжной зажим; 6 – изолированный провод; 7
– арматура для крепления изоляторов к траверсе; 8 – арматура для крепления натяжного зажима к изолятору.
Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется без изоляторов (рис. 2.9) с помощью анкерных зажимов, фиксирующих несущую нулевую жилу.
Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ выполняется через подвесные изоляторы и натяжные болтовые зажимы (рис. 2.10). Корпус зажима и прижимная плашка изготавливаются из алюминиевого сплава. Момент затяжки болтов зажима нормируется и обеспечивается динамометрическим ключом. Величина момента указывается на корпусе зажима или в спецификации к нему.
Крепление голых проводов на промежуточных опорах со стержневыми изоляторами осуществляется вязкой из алюминиевых проволок (рис. 2.11, а). На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провод с монтажных роликов перекладывается в поддерживающий зажим 1 (рис. 2.11,б), прикрепляемый к нижней части изолятора 2. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U-образных шпилек 3. На рис. 2.11,б показан полимерный подвесной изолятор.
Рис. 2.11. Крепление проводов на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами (а) и подвесными изоляторами (б)
Крепление изолированных проводов на промежуточных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется с помощью укладки нулевой жилы СИП в поддерживающий болтовой зажим (рис. 2.12). Крепление ЗИП на промежуточных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со штыревыми изоляторами осуществляется вязкой провода к изолятору (рис. 2.13).
Ответвления от линии с СИП (рис. 2.14,а) выполняются с помощью болтовых прокалывающих зажимов (рис. 2.14,б) без снятия изоляции с провода. После монтажа ответвления на зажимы устанавливаются
защитные кожуха, изготовленные из стойкой к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовому излучению пластмассы.
Рис. 2.12. Крепление СИП на промежуточной опоре: 1– опора; 2 – крюк; 3 –
поддерживающий болтовой зажим; 4 – несущая нулевая жила; 5 – фазные жилы
Рис. 2.13. Крепление ЗИП на промежуточной опоре: 1 – опора; 2 – траверса; 3 – штыревой изолятор; 4 – провод; 5 – вязка провода к изолятору
Рис. 2.14. Ответвление СИП (а) и болтовой прокалывающий зажим (б):
1 – основная линия с СИП; 2 – ответвление; 3 – прокалывающий зажим в защитном кожухе
Монтаж грозозащитных тросов аналогичен монтажу проводов.
Соединение тросов выполняется, как правило, с помощью стальных прессуемых соединителей. На ВЛ напряжением до 110 кВ крепление троса к опорам выполняется с помощью сцепной арматуры без изолятора. На ВЛ напряжением 220 кВ крепление троса ко всем опорам выполняется через подвесной изолятор, как правило, стеклянный, шунтированный искровым промежутком. В каждом анкерном участке на одной из анкерных опор трос заземляется.
Большинство работ по монтажу проводов и тросов связано с подъемами на опоры. На ВЛ напряжением до 10 кВ монтажники поднимаются на опоры, как правило, с помощью монтажных когтей (лазов) и поясов. На ВЛ более высокого напряжения широко используются телескопические вышки и гидроподъемники.
После окончания всех монтажных работ на опоры ВЛ на высоте 2…3 м наносятся следующие знаки:
порядковые номера опор; номер ВЛ или ее условное обозначение;
информационные знаки с указанием ширины охранной зоны; предупредительные плакаты на всех опорах в населенной
местности.
33
2.4. Монтаж трубчатых разрядников и заземляющих устройств
Трубчатые разрядники крепятся закрытым концом к элементам опор под углом 15о к горизонтали при более низком расположении открытого конца. Закрытый конец разрядника соединяется с заземляющим спуском на опоре из древесины или с металлом проводящей опоры (стальной и железобетонной). Длина внешнего искрового промежутка устанавливается в соответствии с проектом ВЛ.
Поскольку срабатывание разрядника сопровождается сильным выхлопом генерированного электрической дугой газа, открытый конец разрядника должен располагаться так, чтобы выхлопные газы не вызвали междуфазных перекрытий или перекрытий на землю. Зоны выхлопа разрядников разных фаз не должны пересекаться и охватывать элементы конструкций и проводов ВЛ.
При монтаже ВЛ напряжением до 1 кВ выполняются заземляющие устройства для повторного заземления нулевого провода (РЕNпроводника), защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Повторные заземления выполняются на концевых опорах линии и опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы) или которые представляют большую материальную ценность (склады). Заземляющие устройства защиты от грозовых перенапряжений совмещаются с повторными заземлениями.
Схема выполнения совмещенного заземления на деревянной опоре ВЛ напряжением до 1 кВ с СИП приведена на рис. 2.15. Заземляющий спуск 1 выполняется стальной проволокой диаметром не менее 6 мм и крепится к телу опоры U-образнымискобками. Присоединение заземляющего спуска к нулевому проводу 2 выполняется болтовым зажимом 3. У железобетонных опор нулевой провод соединяется со стальной арматурой, у металлических опор – с телом опоры.
При монтаже ВЛ напряжением выше 1 кВ заземляющие устройства выполняются у опор:
имеющих грозозащитный трос; имеющих трубчатые разрядники, разъединители, предохранители и
прочее оборудование; железобетонных и металлических при напряжении 6…35 кВ.
Заземляющие спуски у деревянных опор выполняются стальным многожильным проводом сечением не менее 35 мм2 или стальной проволокой диаметром не менее 10 мм.
В качестве заземлителей на ВЛ всех напряжений следует в первую очередь использовать естественные заземлители (железобетонные фундаменты). При недостаточном сопротивлении естественных заземлителей устанавливаются искусственные заземлители 6 (рис.
Сборка и установка опор воздушных линий
Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В используются древесные и железобетонные опоры. Древесные опоры бывают различных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).
Для производства древесных опор употребляют приемущественно древесную породу деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Поперечник сосновых бревен для главных частей опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть более 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) — более 12 см.
Древесная порода опор недолговечна и, к примеру, срок службы древесных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Небезопасными разрушителями древесной породы являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, темные усачи и термиты.
Повышение срока службы древесных опор в 3 — 4 раза достигается методом обработки их разными хим субстанциями — антисептиками, процесс обработки древесных опор именуют антисептированием. В качестве антисептиков используют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.
Рис. 1. Конструкции древесных опор воздушных линий до 1000 В: а — одностоечная промежная, б — угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г — анкерная А-образная: 1 — стойка, 2 — подкос, 3 — ригель, проволочная оттяжка, 5 — натяжное устройство, б — бандажи, 7 — приставка (пасынок)
Древесные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на особых полигонах и стройзаводах, а потом на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.
Одностоечные древесные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) — отчасти собранными. Эти опоры собирают на месте.
Перед сборкой все детали опоры кропотливо осматривают: у их не должно быть таких изъянов, как разрушение защитных покрытий (дезинфицирующих, противокоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубочайших раковин на железных хомутах и бандажах и т. п. В процессе использования более стремительно повреждается участок древесной опоры, расположенный на 30 — 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесная порода более активно подвергается переменному воздействию осадков и содержащейся в земле воды.
В целях экономии древесной породы древесные опоры делают составными — соединяют стойку опоры с древесной либо железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют крепкую конструкцию, применение которой увеличивает надежность работы воздушной полосы электропередачи и срок ее службы.
Соединение стойки опоры с одной либо 2-мя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами либо хомутами. Для соединения древесной стойки с древесной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 — 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и высшая часть древесной приставки.
Рис. 2. Методы сопряжения древесных стоек опор с приставками (пасынками): а — с одной древесной, б — с одной железобетонной, с 2-мя древесными, 1 — стойка, 2 — бандажи, 5 — древесная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 — слой толя.
Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной засечкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают полосы бандажей и делают маленькие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.
По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 — 60 мм) избавляют выпуклости для обеспечения наилучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.
Бандажи накладывают на участок сопряжения в 2-ух местах, отступив вниз от вершины приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние меж бандажами — 1000 — 1100 мм.
Для бандажей используют железную покрытую цинком мягенькую проволоку поперечником 4 мм либо неоцинкованную проволоку (катанку) поперечником 5 — 6 мм.
Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и крепко скрученных либо стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется поперечником бандажной проволоки. Один бандаж обязан иметь 8 витков при поперечнике проволоки 6 мм, 10 витков при поперечнике 5 мм, и 12 витков при поперечнике проволоки 4 мм.
Длина проволоки, нужной для 1-го бандажа, рассчитывается по формуле:
Lб = 26n (D1 + D2)
где Lб — длина проволоки, см, n — количество витков бандажа, D1 и D2 — поперечникы стойки и приставки в месте установки бандажа, см.
Бандаж накладывают на опору последующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в древесную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а потом, намотав и плотно уложив нужное количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся место меж витками особый ломик с загнутым концом, скручивают все витки.
Наложив описанным методом 2-ой бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, крепко стягивая таким макаром бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Заместо скрутки для стягивания бандажа может быть использован болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.
Сопряжение бандажами стойки опоры с 2-мя приставками (рис. 2, в) производится аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при всем этом стойка опоры обрабатывается с 2-ух сторон.
Любая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответственных участках приставок делают за ранее вырубки глубиной 6 — 8 мм и шириной 60 — 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.
Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесная порода под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Железные неоцинкованные детали опор два раза покрывают асфальто-битумньм лаком.
Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 — 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры с помощью струбцин (рис. 3, а).
Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки древесных опор: а — струбцина для временного скрепления стойки опоры с древесной и железобетонной приставкой, б — шаблон для разметки отверстий под крюки, в — приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г — ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору
Оснастку опор создают при изготовлении их на стройзаводах, но не изредка, чтоб избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, конкретно в месте сооружения воздушной полосы электропередачи.
Работы по оснастке опор содержат в себе разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в их крюков с изоляторами.
Места установки крюков на опоре размечают с помощью шаблона, сделанного из кусочка прямоугольной дюралевой шины шириной 3 — 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) маленьким изогнутым концом накладывают на верхушку опоры поначалу с одной, а потом с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в их штырей создают также с помощью шаблона.
Отверстия в опоре сверлят с помощью электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии используют бурав соответственного размера либо особое приспособление (рис. 3, в).
Высверленное в опоре отверстие обязано иметь поперечник, равный внутреннему поперечнику вырезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввентят в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 — 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие с помощью ключа (рис. 3, г).
Изоляторы укрепляют на арматуре (крюках, штырях) в мастерских либо конкретно на трассе воздушной полосы при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещинок, сколов фарфора, стойких, не поддающихся чистке загрязнений и других изъянов.
Грязные изоляторы должны быть очищены. Очистка изоляторов металлическими щетками, скребками либо другими металлическими инструментами воспрещается. Большая часть загрязнений убирают с поверхности изолятора, протирая грязные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) — смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.
Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса вероятных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При всем этом принимаются последующие значения коэффициента припаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при обычном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.
Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а — изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б — крюк КН-16, в — штыри ШТ-Д (для древесных траверс) и ПГГ-С (для железных траверс)
Древесные опоры обширно используются при строительстве воздушных линий, в особенности в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, древесные опоры недолговечны, потому они равномерно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 — 60 лет.
Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное либо кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значимой части ее длины делают пустотелой.
Железобетонные опоры снабжены жестким железным каркасом из арматурной стали, повышающим механическую крепкость опоры, они служат для подвески на их проводов на траверсах либо крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в их крюков.
В железобетонной опоре имеется особый вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу полосы с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах либо конкретно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.
Оснастка железобетонных опор делается фактически так же, как оснастка древесных опор, несколько отличаясь только некими второстепенными операциями. Работы по оснастке опор делают до их подъема и установки в котловане, что позволяет использовать разные механизмы и таким макаром намного облегчить труд монтажников.
Школа для электрика
3.3.2. Установка стальных опор
3.3.2. Установка стальных опор
Стальные опоры, поступающие на объект, должны снабжаться паспортом завода – изготовителя опор с указанием в нем всех необходимых данных. Стальные опоры, поступающие в разобранном виде, должны быть снабжены маркировкой, соответствующей заводской схеме сборки опоры. Детали опоры должны иметь антикоррозионное покрытие и не иметь повреждений в виде погнутостей, скручивания и т. д.
Как правило, опоры должны собираться около фундамента с одновременным креплением основания опоры к фундаменту шарнирами, с помощью которых производится подъем опоры. Выкладку опоры осуществляют на деревянных подкладках высотой не менее 30 см. Подкладки устанавливают под стыками опор.
Сборку болтовых опор, если они поступили в разобранном виде, осуществляют двумя методами:
1) сначала собирают нижнюю плоскость стойки, начиная от фундамента, затем в обратном порядке – посекционно три остальные плоскости. После окончательной сборки стойки отдельно собирают траверсы и крепят их к опоре. При наличии в конструкции опоры диафрагм плоскости опоры собирают в следующем порядке: на нижнюю плоскость устанавливают предварительно собранные элементы диафрагм, после чего к ним присоединяют поясной уголок и обрешетку боковой плоскости; аналогично собирают вторую боковую плоскость и, наконец, верхнюю обрешетку;
2) собирают две боковые плоскости секций, затем их устанавливают на ребро и расчаливают, после этого между боковыми плоскостями устанавливают диафрагмы и собирают нижнюю и верхнюю обрешетки. На собранную стойку крепят отдельно собранные траверсы и тросостойки.
Для укрупнительной сборки секций стальных промежуточных опор на оттяжках с параллельными поясами ВЛ 500 кВ и выше институтом «Оргэнергострой» разработан проект полигона. Полигон является передвижным быстромонтируемым и представляет собой комплект нестандартизированного оборудования, с помощью которого выполняется механизированная сборка секций опор. В комплект полигона входят грузоподъемные средства, кондукторы, кантователи, рольганги для подачи элементов секций на сборку и другое необходимое оборудование и инструменты. На полигоне имеются площадки для разгрузки и складирования элементов секций и собранных секций.
Технические характеристики полигона:
Производительность в смену опор 500 кВ, шт………… 2
Численность работающих в смену, чел………………….. 16
Наибольшая масса собираемых узлов, т:
секций………………………………………………………………. 2
траверс……………………………………………………………… 3
Установленная мощность полигона, кВт……………….. 27,9
Площадь полигона, м2…………………………………………… 27 х 44 = 1148
Масса металлоконструкций полигона, т……………….. 3,16
Монтаж стальных опор в зависимости от назначения, типа, высоты, условий монтажа, массы производится следующими методами: свободного монтажа стреловыми кранами, поворотом, наращивания и комбинированного монтажа (табл. 3.17).
Таблица 3.17
Оптимальная область применения методов монтажа стальных опор ВЛ
Строповку элементов стальных опор необходимо осуществлять в узлах соединения секций опоры. При монтаже опор методом поворота А-образную стрелу сначала устанавливают в вертикальное положение или с наклоном 5—15° в сторону подъема опоры.
Опорные части монтажной стрелы устанавливают в подготовленные приямки глубиной 30 см для предохранения ее при подъеме опоры от сдвига. Затем оголовок стрелы со стороны траверс опоры соединяют двумя тросами (вожжами) расчетной длины с опорой, а с другой стороны – тяговым тросом (тросами) или полиспастом (полиспастами) с тяговыми механизмами. Трос (тросы) к опоре крепят выше центра тяжести опоры на расстояние не менее чем 1,5 м.
Центр тяжести опоры определяют следующим образом: опору разбивают на отдельные секции (рис. 3.2), имеющие простую геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, трапеция). Расстояние от основания до центра тяжести опоры определяют по формуле
где q1, q2, q3….qk – масса секций;
L1,L2,L3….Lk – расстояния от центров тяжести секций до основания опоры;
Р – масса опоры.
Рис. 3.2.
Схема определения центра тяжести опоры
Центры тяжести отдельных секций определяют исходя из следующего:
центр тяжести треугольника находится на пересечении его медиан; расстояние от центра тяжести до основания равно 1/3 соответствующей высоты;
центр тяжести прямоугольника расположен в его геометрическом центре, и расстояние от него до основания равно половине высоты;
центр тяжести трапеции находят следующим образом – на продолжении меньшего основания трапеции откладывается отрезок, равный большему основанию, на продолжении большего основания с противоположной стороны трапеции откладывается отрезок, равный меньшему основанию, и концы отложенных отрезков соединяют прямой линией, пересечение которой с осью трапеции дает центр тяжести. Аналитически расстояние от основания трапеции до ее центра тяжести определяется по формуле
где h – высота трапеции;
а и b – соответственно большее и меньшее основания трапеции.
Тормозные и тяговые машины устанавливают от центра опоры на расстоянии от полутора до двух высот поднимаемой опоры. Высоту монтажной стрелы определяют расчетом, но она должна быть не меньше расстояния от шарнира до центра тяжести опоры.
Подъем собственно опоры производят после окончательной установки и выверки монтажной стрелы. Вначале отрывают опору от земли на расстояние 20–30 см и тщательно осматривают стрелы, опоры, такелаж и т. д. По окончании осмотра опору опускают и устраняют дефекты. При повторном подъеме на высоте 20–30 см от земли вторично проводят осмотр и при отсутствии дефектов опору устанавливают в проектное положение.
При прохождении центра тяжести опоры через вертикаль шарнира тяговый механизм (трактор) выключают и включают тормозной механизм (трактор). Окончательная установка опоры на анкерные болты происходит под собственным весом опоры, с удержанием ее от резкого «качка» тормозным механизмом. В некоторых случаях для предохранения от деформаций стойки опоры внизу связываются элементами, образующими временную жесткую диафрагму. В местах вязки тросов элементы опоры усиливают распорками из бревен. Окончательную выверку опоры в вертикальном положении производят с помощью металлических прокладок. Они должны иметь размеры пяты опоры. Общая высота прокладок под одну ногу опоры не должна превышать 40 мм.
Установка опор методом поворота с помощью крана (кранов) и тракторов производится аналогично способу монтажа стреловыми кранами. Функции монтажной стрелы выполняет стреловой кран, который должен соответствовать массе и габаритам опоры во избежание контакта элементов опоры со стрелой крана. Кран поднимает опору до отметки, когда ось опоры составляет с плоскостью земли угол в 35–40°. Далее включаются в работу тяговый и тормозной тракторы, а стреловой кран из работы выводится.
При использовании двух кранов для предварительного подъема опоры их располагают симметрично относительно оси опоры.
Опоры на оттяжках, опирающиеся на фундамент в одной точке (одностоечные, трехстоечные, V-образные) и не имеющие шарнира, устанавливают в вертикальное положение при помощи стрелового крана с подтаскиванием на санях опорной части стойки.
Установка опор методом наращивания осуществляется совместно с ее сборкой. При этом низ опоры собирают на земле и устанавливают на фундамент. Затем на установленные секции опоры крепят специальный ползучий кран, с помощью которого последовательно монтируются следующие секции опоры. По мере наращивания секций ползучий кран перемещается выше. Вместо ползучего крана в отдельных случаях применяется кран-стрела, также перемещающийся по мере наращивания секций вверх. Этот метод монтажа осуществляется в соответствии с проектом производства работ.
Следующая глава
3.3. Сборка и установка опор ВЛ
3.3. Сборка и установка опор ВЛ
Все работы по сборке и установке опор производятся по проектам производства работ, разрабатываемым в соответствии со СНиП 12–01—2004. До начала производства работ по сборке и монтажу опор должна быть подготовлена площадка, на которой будут выполняться работы, на нее должны быть завезены элементы опоры. Все площадки должны иметь временные подъезды для автотранспорта и строительной техники.
В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек и отдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектное положение, ее выверка и закрепление.
Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема в вертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассы ВЛ.
На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ, траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а также линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами и тросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры. Это расстояние считается: от центра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами; с железными дорогами – до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии – до края основного земляного полотна; с оврагами – до их бровки; с реками – до уреза воды; с линиями связи и линиями ВЛ – до проекции их крайнего провода.
Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементы опор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов или деталей приступать запрещается.
Следующая глава
5.3.8 Сборка программных средств Данная работа состоит из следующих задач применительно к каждому программному объекту архитектуры (или объекту программной конфигурации, если он определен):5.3.8.1 Разработчик должен разработать план сборки для объединения программных
Источники света, установка осветительных приборов и опор Вопрос. Как могут устанавливаться осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы)?Ответ. Могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах ВЛ
Сборка подшипников скольжения Основное требование, которое предъявляется к подшипникам скольжения, – это минимальная величина силы трения при равномерно распределенной нагрузке во время работы механизма. Достигнуть этого позволяет сама конструкция подшипника: на
Сборка цепных передач О цепных передачах разговор особый, ибо и сами они не совсем обычны: с одной стороны, цепная передача относится к разряду гибких, где цепь представляет собой своеобразный ремень, но, с другой стороны, передача вращающего момента осуществляется не за
Окончательная сборка После подстройки порогового значения уровня освещенности вы можете приступить к окончательной сборке. Приклейте батарейный отсек для элементов АА к корпусу редуктора, тщательно следя за тем, чтобы клей не попал на шестерни редуктора. Затем
Сборка кованых изделий Работу над изделием необходимо начать с представления его не только в целом, но и в деталях, зная характер их соединения и обратив внимание на приемы соединения, так как прием соединения выполняет не только соединительную функцию, но и влияет на
1.2.6. Стойки опор Стойки являются важнейшим элементом железобетонной опоры линий электропередачи. Стойки бывают двух видов: вибриро-ванные и центрифугированные (табл. 1.27).Все стойки армированы предварительно напряженной арматурой. Вибрированные стойки выполняются без
3.3.1. Установка железобетонных опор Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен
3.3.2. Установка стальных опор Стальные опоры, поступающие на объект, должны снабжаться паспортом завода – изготовителя опор с указанием в нем всех необходимых данных. Стальные опоры, поступающие в разобранном виде, должны быть снабжены маркировкой, соответствующей
3.3.3. Установка деревянных опор Деревянные опоры, имея сравнительно небольшую массу и размеры, устанавливают стреловым краном соответствующей грузоподъемности или краном и трактором с применением падающей стрелы или без нее в зависимости от условий. Выравнивание стоек
5.2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА ДЛЯ МОНТАЖА ОПОР 5.2.1. Монтажные стрелы Для монтажа опор применяются монтажные стрелы. Монтажные стрелы, как правило, изготавливаются из стали (бесшовные трубы, уголки, швеллеры, листовой прокат) и состоят из двух стоек. В
5.2.3. Тяговые и тормозные элементы при установке опор При установке опор используются следующие элементы: тяговые и тормозные механизмы, канаты и элементы такелажа, монтажные стрелы, шарниры, соединительные элементы, якори, элементы закрепления фундаментов.На установке