Забор является ли объектом капитального строительства


Является ли забор объектом капитального строительства

Главная » Забор » Является ли забор объектом капитального строительства

Будет ли являться объектом капитального строительства кирпичный забор, возведенный на бетонном фундаменте по периметру земельного участка, предоставленного для эксплуатации производственных зданий? Необходимо ли получение разрешения на строительство такого забора и последующий ввод в эксплуатацию, а также государственная регистрация в качестве объекта недвижимости?

Согласно позиции ВАС РФ если ограждение прочно связано с землей, но вместе с тем, имеет вспомогательное значение, то данное ограждение не является самостоятельным объектом недвижимости и относится к движимому имуществу. Таким образом, не требуется получение разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию кирпичного забора с бетонным фундаментом, а также не требуется государственная регистрация права на такой объект.

Президиум ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, А76-1598/2012 подчеркнул, что в этом случае не имеют значения физические характеристики ограждения и наличие у него отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь сооружения с земельным участком.

Как указано в Постановлении № 1160/13, А76-1598/2012, ограждение имело бетонный фундамент, что обеспечивало прочную связь этого сооружения с землей. Однако даже если стационарные ограждения имеют заглубленный фундамент, они не могут рассматриваться в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, поскольку являются составной частью земельного участка, на котором расположены. Временные ограждения, которые не связаны прочно с землей, суды относят к движимому имуществу.

На практике встречалась и противоположная позиция, когда суды считали прочную связь с землей необходимым и достаточным критерием для отнесения к объектам недвижимости по смыслу ГК РФ кирпичного забора (Постановление ФАС УО от 04.06.2013 № А60-37331/12) и забора из металлических и железобетонных изделий (Постановление ФАС УО от 30.06.2008 № А76-26015/2007).

Президиум ВАС РФ не признал ограждение объектом недвижимости, поскольку оно не имело самостоятельного хозяйственного назначения и не являлось отдельным объектом гражданского оборота. Оно выполняло лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям. Это подтверждалось техническим заключением, в соответствии с которым функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановлении ФАС МО от 11.04.2013 № А40-75848/12-64-704

2. Постановление ФАС ПВО от 28.01.2014 № А12-9505/2013

3. Постановление ФАС УО от 03.09.2013 № А71-13472/2012

4. Постановления ФАС УО от 14.10.2013 № А76-2774/2013

5. Постановление ФАС СЗО от 06.08.2010 № А05-959/2010

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Росреестр: какие объекты недвижимости не подлежат регистрации?

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган. И бывают очень удивлены в том случае, если  регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит. Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты  права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций - сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание. В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу. Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой,   в частности,   Постановлением   Президиума  ВАС  РФ  от  24.09.2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

       Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при  осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую  принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа. При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

rosreestr.tatarstan.ru

kazned.ru

Капитальное строение в 2018 году - что это такое, определение Градостроительный кодекс, на земельном участке

Что такое капитальное строение? Определение капитального строения в 2018 году. Виды строений и их классификационные признаки. Различие капитальных и временных строений.

Возведение и регистрация разных форм строений имеют свои особенности. Поэтому, прежде чем задокументировать собственность, важно знать, к чему относится постройка.

Существует несколько признаков, по которым классифицируют строения. В первую очередь, это цель использования.

По этому признаку различают такие объекты:

  • жилые;
  • общественные;
  • промышленные;
  • хранилища;
  • сельскохозяйственные.

Помимо этого, также определяют особенности их строения. Это могут быть временные или капитальные строения. В зависимости от этого, определяется соответствие большинства требований для дальнейшей эксплуатации здания.

Основные аспекты

Как правило, для реализации большинства целей необходимо использование капитальных строений. Они являются более прочными, универсальными и долговечными.

При оформлении строительства или регистрации объекта собственности в документации необходимо указывать тип постройки.

От этого зависит ее оценочная стоимость, ставка облагаемого налога, назначение дальнейшего использования и т.д. Поэтому при возведении объекта важно определять, относится ли он к капитальному строению.

Что это такое

Юридически, что такое капитальное строение, определение дает Градостроительный кодекс. Оно заключается в следующем понятии.

Капитальное строение – это постройка, здание или сооружение, которые, согласно определенным нормам и признакам, относятся к данной категории.

Как правило, их отличительной чертой является наличие капитального фундамента. При возведении все процессы сопровождают соответствующей документацией.

При их возведении выделяют три основных стадии:

  • изыскательские работы;
  • проектные работы;
  • пусконаладочные работы;
  • монтаж недвижимости.

Считается, что к объектам капитального строения относятся самостоятельные здания, которые обустроены необходимым оборудованием, средствами коммуникации и т.д.

К капитальным строениям относятся как готовые объекты, так и незавершенное строительство, процесс возведения которого приостановлен согласно законодательству.

Какие бывают виды

Согласно законодательству Российской Федерации, капитальные строения подразделяются на три основных вида:

Производственные Это здания, которые используются для промышленных целей, а также объекты безопасности
Непроизводственные Строения, которые включены в коммунальный, культурно- социальный и бытовой фонд
Линейные Это инженерно-коммуникационные строения, к которым относятся элементы магистралей разных транспортных путей

При возведении построек на объекты капитального строительства составляется и ведется проектно-сметная документация.

Основываясь на Кадастровом кодексе Российской Федерации, выделяют несколько типов капитальных строений, в зависимости от того, каким он подвергается ремонтным работам:

Строения, которые возведены на отдельных площадках По завершению строительства они получают собственный баланс, на основании которого проходит обслуживание коммуникационных элементов
Реконструируемые объекты Подвергаются работам, которые предусматривают усовершенствование и увеличение возможностей, мощностей и других показателей
Реставрируемые строения Работа над которыми предусматривает исключительно устранение видимых дефектов, перестройку помещений или их расширение
Увеличение мощностей И других показателей производственных помещений
Законодательная база

Часто по вопросу отнесения строений к капитальным или временным возникают юридические конфликты. Чтобы их избежать или разрешить, необходимо прибегнуть к ряду нормативных актов.

Из них можно выделить следующие:

Обращаться к этим актам желательно до начала возведения постройки, чтобы избежать дальнейших конфликтов с представителями органов власти и другими лицами, чьи права могут быть нарушены при возведении самовольной постройки.

Что является капитальным строением на земельном участке

Важно четко определять, какие объекты относятся к капитальным строениям по законам Российской Федерации.

В первую очередь, это необходимо самому собственнику, так как на все капитальные строения должна быть оформлена соответствующая документация.

На основании этого объекты относятся к налогооблагаемым или необлагаемым. Но без наличия регистрации объекта невозможно осуществить подключение коммуникаций, передачу права собственности и другие действия в отношении объекта.

Чтобы понять, при возведении какого объекта необходимо проводить регистрацию, а при каком нет, нужно рассмотреть их различие более подробно.

Отличительные признаки

Специалисты выделяют несколько признаков, которые отличают капитальные строения от других конструкций, рассмотрим более подробно самые распространенные из них.

Главным отличительным признаком капитального строения является наличие фундамента. Он выступает своеобразной связью с земельными ресурсами.

На основании этого появляется следующий признак, а именно наличие разрешительных документов, которые должны быть выданы на основании соответствующих требований, опираясь на

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Они должны отвечать градостроительному плану земельного участка.

Имея перечень необходимых документов, собственник может приступать к возведению объекта. При этом он может выполнять строительные работы самостоятельно или же нанять подрядчиков.

Данный признак не играет роли для определения классификации здания. Как правило, собственник обязательно должен иметь документы, которые подтверждают право пользования или распоряжения собственностью.

В случае отсутствия соответствующей документации на возведение и пользование постройкой такие объекты считаются самовольно возведенными.

Если они размещены на территории земельного объекта, относящегося к частной собственности, то снесение этого строения невозможно.

Но это не ограничивает собственника от других проблем. Как правило, чаще всего лица сталкиваются с такими проблемами:

  • отказ в подключении коммуникаций от центральной системы;
  • невозможность регистрации или переоформления права собственности;
  • и т.д.

Чтобы избежать этих сложностей, необходимо заблаговременно позаботиться о наличии документов. С этой целью нужно обратиться в БТИ и предоставить план строительства. После одобрения его архитектурной комиссией можно приступать к возведению.

Классификация объектов

Капитальные здания и сооружения классифицируются по нескольким признакам. В первую очередь, это срок эксплуатации, на который возводится сооружение.

По данному признаку выделяют следующие виды:

  • возводимые на 100 лет и более;
  • постройки с ограниченным сроком службы от 50 до 100 лет;
  • легкая конструкция от 25 до 50 лет;
  • здания с минимальным сроком эксплуатации, сроком от 5 до 20 лет.

Из вышеуказанных построек к капитальным сооружениям относятся только первые три пункта плана.  Постройки, срок использования которых составляет до 25 лет, относятся к временным.

Чем отличается от некапитального

Помимо капитальных зданий выделяют некапитальные. Они имеют иную конструкцию. Отличаются они площадью и основными элементами.

Один из признаков уже был упомянут в предыдущем пункте, как срок эксплуатации. Наиболее распространенными из них являются навесы и киоски.

Прежде чем приступить к обсуждению, что они представляют собой, нужно ответить на вопрос «для чего их различать?».

Главной причиной, по которой стоит различать капитальные и некапитальные строение – это то, что первый вид необходимо обязательно регистрировать, а второй не подлежит регистрации, не облагается налогами, в случае, если он не выступает в роли торговой точки и не требует разрешения на строительство.

Видео: капитальные и некапитальные постройки При отнесении сооружения к капитальным или временным строениям учитываются все нюансы его возведения. В первую очередь, это строительные технологии.

В случае возникновения конфликта между собственником и другими лицами, права которых нарушены возведением какого-либо объекта, вопросы обсуждаются в судебном порядке.

В процессе должно быть определено, к какому типу строений относятся сооружения. Чтобы определить это, представители арбитражного суда рассматривают следующие признаки:

  • вероятность проведения быстрой разборки объекта при необходимости;
  • наличие или отсутствие связи с земельным участком, то есть уровень заглубления фундамента;
  • оснащение объекта средствами коммуникации, к которым относятся водопровод, канализация и т.д.;
  • наличие документов, которые прилагаются к строению;
  • оценка уровня противопожарной безопасности;
  • благоустройство и др.

До судебных разбирательств не доходит в случае, если у объекта видимые признаки временного строения.

Как уже было сказано выше, самыми распространенными из них являются следующие:

Киоск Это закрытое помещение, которое имеет ограниченную площадь, размер которой предусматривает комфортное размещение одного лица
Навес Это строение без стен, как правило, это полуоткрытое сооружение, которое состоит из опор и крыши

Обычно для возведения временных объектов используются более легкие материалы. К ним относятся разные виды листового железа, пластика и даже дерево.

У многих возникает вопрос «дом на сваях – капитальное строение или нет?». Ответ состоит в том, из чего изготовлены сваи и само здание.

В случае, если используются деревянные столбы и один из вышеперечисленных примеров материалов, то его можно отнести к временным.

Но если при создании конструкции используются тяжелые железобетонные сваи, которые могут выдерживать постройки из кирпича, газобетона и т.д., которые скрепляются при помощи специального раствора и которые невозможно быстро демонтировать, то это капитальное строение.

На него, как и на другие, нужны специальные разрешения и соответствующие бумаги.

При возведении нового строения, даже на собственном участке, важно знать, к какому типу они относятся.

Это связано с тем, что согласно законодательству капитальные строения подлежат обязательной регистрации и при этом выступают объектом налогообложения.

Наибольшее количество вопросов вызывают дачные домики и другие аналогичные постройки. Чтобы определить, к какому виду строений отнести возводимое здание, нужно сравнить его по основным признакам капитального строения.

К капитальным строениям в первую очередь относятся здания, которые возведены для длительного использования.

Как правило, минимальный срок их службы предусмотрен 25 лет, а максимальный более 100. Капитальное здание имеет глубокий фундамент. Если это сваи, то они изготовлены по примеру ЖБК.

Для возведения самого строения используются материалы, которые не позволяют осуществить быстрый демонтаж и перемещение готового строения на другую территорию.

Важную роль также играет наличие коммуникаций и другие уровни благоустройства готового помещения.

jurist-protect.ru

Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс

Капитальным называется строительство каких-либо объектов, требующих выполнения не только строительных, но и земельных работ. При капитальном строительстве создаются новые сооружения и реконструируются уже существующие объекты. Определение объектов капитального строительства дано в Градостроительном кодексе РФ, однако законодательное регулирование осуществляется не только данным документом, но и нормативными актами других отраслей права: гражданско-правовой, земельной, лесной.

Как говорится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, объектами капитального строительства (ОКС) могут выступать здания, сооружения и другие объекты, строительные работы по которым не завершены.

Все эти объекты можно разделить на следующие виды:

  • здания жилого типа – здания, оборудованные необходимыми коммуникационными системами и состоящие и двух частей: наземной и подземной, предназначенные для проживания людей или размещения производственных мощностей;
  • помещения нежилого типа – помещения для временного пребывания людей: стадионы, мосты, ЛЭП и т. д.;
  • объекты незавершенного строительства – постройки, строительство которых приостановлено на определенный период.

Все эти объекты делятся на множество подгрупп и классифицируются по ключевым признакам.

Классификация объектов капитального строительства

Объекты КС делятся на следующие категории:
  • здания и сооружения, представляющие собой объекты коммуникаций – ЛЭП, скважины, трубопроводы и т. д.;
  • объекты незавершенного характера.
Кроме того, объекты КС различаются в зависимости от функциональности:
  • линейные – линии электропередач, мосты, дороги, железнодорожные пути, туннели и другие объекты, возведение которых сопряжено с проектированием и межеванием;
  • объекты производственного и промышленного назначений;
  • оборонительные сооружения и объекты, обеспечивающие безопасность;
  • непроизводственные объекты бытового, социального и культурного назначений.

Также в Градостроительном кодексе РФ имеется разделение ОКС на объекты местного, регионального и федерального значений.

Объекты, которые не могут относиться к капитальному строительству

К ОКС не относятся объекты, строительство которых не требует наличия специальных разрешений – это временные постройки и нестационарные сооружения. К первому виду относятся объекты, размещение которых призвано обеспечить должные условия для строительных работ. Такими объектами могут быть места для хранения инвентаря или кратковременного проживания людей. Такие постройки демонтируются после завершения основных работ. Существование временных построек в большинстве случаев не допускается больше пяти лет.

Ко второму виду принадлежат мобильные сооружения, которые легко собираются и разбираются для транспортировки на другое место. Это могут быть павильоны, киоски, боксы, навесы, точки с бытовым обслуживанием. Для сооружения таких строений используются легкие материалы и конструкции.

Таким образом, ключевыми характеристиками некапитальных объектов являются временность и возможность их перемещения без нанесения существенного ущерба.

Если эти показатели неочевидны, определение капитальности или некапитальности объекта осуществляется на основании экспертного заключения.

Отличительные признаки объектов капитального строительства

Все ОКС имеют ряд характерных признаков, присущих абсолютно всем капитальным сооружениям.

Такими признаками являются:

  • наличие большого количества разрешительной и проектно-сметной документации;
  • расположение на фундаменте и крепкая привязка к земле;
  • длительный срок эксплуатации, который может составлять от 5 до 100 и более лет;
  • невозможность демонтажа для переноса на другое место;
  • возможность оформления прав собственности на объекты.

ОКС предполагают поэтапное выполнение строительных работ: проектных, монтажных, пуско-наладочных. Все это требует значительных денежных вложений. Капитальное строение должно соответствовать законодательным и правовым нормам, а также нормам строения, принятым в конкретном городе или районе. Некапитальные объекты не имеют указанных характеристик – зачастую они размещаются без разрешительных документов, не имеют фундамента и легко транспортируются. Такие объекты используются непродолжительное время, после окончания которого они подлежат разбору.

nedvigist.ru

Кирпичный забор как объект капитального строительства

Будет ли являться объектом капитального строительства кирпичный забор, возведенный на бетонном фундаменте по периметру земельного участка, предоставленного для эксплуатации производственных зданий? Необходимо ли получение разрешения на строительство такого забора и последующий ввод в эксплуатацию, а также государственная регистрация в качестве объекта недвижимости?

Согласно позиции ВАС РФ если ограждение прочно связано с землей, но вместе с тем, имеет вспомогательное значение, то данное ограждение не является самостоятельным объектом недвижимости и относится к движимому имуществу. Таким образом, не требуется получение разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию кирпичного забора с бетонным фундаментом, а также не требуется государственная регистрация права на такой объект.

Президиум ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, А76-1598/2012 подчеркнул, что в этом случае не имеют значения физические характеристики ограждения и наличие у него отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь сооружения с земельным участком.

Как указано в Постановлении № 1160/13, А76-1598/2012, ограждение имело бетонный фундамент, что обеспечивало прочную связь этого сооружения с землей. Однако даже если стационарные ограждения имеют заглубленный фундамент, они не могут рассматриваться в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, поскольку являются составной частью земельного участка, на котором расположены. Временные ограждения, которые не связаны прочно с землей, суды относят к движимому имуществу.

На практике встречалась и противоположная позиция, когда суды считали прочную связь с землей необходимым и достаточным критерием для отнесения к объектам недвижимости по смыслу ГК РФ кирпичного забора (Постановление ФАС УО от 04.06.2013 № А60-37331/12) и забора из металлических и железобетонных изделий (Постановление ФАС УО от 30.06.2008 № А76-26015/2007).

Президиум ВАС РФ не признал ограждение объектом недвижимости, поскольку оно не имело самостоятельного хозяйственного назначения и не являлось отдельным объектом гражданского оборота. Оно выполняло лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям. Это подтверждалось техническим заключением, в соответствии с которым функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановлении ФАС МО от 11.04.2013 № А40-75848/12-64-704

2. Постановление ФАС ПВО от 28.01.2014 № А12-9505/2013

3. Постановление ФАС УО от 03.09.2013 № А71-13472/2012

4. Постановления ФАС УО от 14.10.2013 № А76-2774/2013

5. Постановление ФАС СЗО от 06.08.2010 № А05-959/2010

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. Попробуйте бесплатно

Ограждение это постройка или благоустройство

Рис. 1.56. Калитка с покрытием и выступом-ступенькой лестницы, ведущей на участок: а) общий вид; b) вид сверху; с) вид в разрезе; А — макс. 50 см; В — мин. 60 см; С — мин. 2 м; Sz: ширина ступеньки; Sz1: высота ступеньки; 1. калитка; 2. опорный столб забора; 3. полотно забора; 4. покрытие; 5. ступенька-выступ калитки; 6. лестница. Рис. 1.57. Варианты размещения калиток, устанавливаемых в заборах со стороны улицы: а) на границе участка; b) с возвратным механизмом; с) опускающаяся в паз; 1. калитка; 2. забор; 3. жилое здание. Коммуникации и ограждения Забор играет главную либо второстепенную роль почти в каждом случае подключения частных владений к коммуникационным системам на общественной территории.

Является ли ограждение сооружением?

Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве». В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их. Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Требуют ли государственной регистрации объекты благоустройства?

Является ли ограждение объектом капитального строительства Учитывая, что ограждение прочно связано с землей, некоторые суды считали, что ограждение относится к объекту капитального строительства вспомогательного назначения, соответственно, является недвижимым имуществом. Именно в таких случаях некоторые собственники смогли оформить право собственности на ограждение (забор).

Недвижимое имущество В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Забор или ограждение в этой статье ГК РФ не упомянуты. Кроме того, следует заметить, что объект капитального строительства в ней тоже нет.

Что входит в благоустройство придомовой территории

К примеру, Устав садоводства может предписывать строительство заборов, выходящих на улицу, в единообразном стиле: определенного вида и цвета. А общие положения о планировке и застройке территории садоводческих (дачных) объединений граждан, регламентируется в СНиПе 30-02-97.

Согласно этим строительным нормам, устройство глухих ограждений, но не более 2,5 м высоты, допускается только со стороны улиц и проездов. Ограды между отдельными участками возможны только сетчатые или решетчатые.

Такое требование связано с тем, что глухой забор может затенять растительные посадки на соседнем участке, а зимой в зоне глухого забора растения подвергаются воздействию холода сильнее. Устройство оград другого типа, помимо указанных сетчатых и решетчатых, возможно только при наличии обоюдного согласия обоих соседей, оформленного в письменном виде, согласованного и заверенного Правлением садового товарищества.

Важно Такой высокий забор может быть возведен с простой защитной функцией от ветра, снега, возможно, и от шума, но разрешение на его установку в любом случае необходимо. Непременным условием для выдачи профильным ведомством разрешения на возводимый на границе соседних участков забор является обоюдное согласие владельцев этих участков, поскольку при отсутствии совместного ходатайства с их стороны в разрешении на строительство может быть отказано, а уже имеющееся разрешение будет аннулировано. Исключение из этого правила делается тогда, когда забор высотой более 2,5 м строится с противопожарной функцией (а главное, не на жилой территории), т. к. с точки зрения безопасности жизни людей и имущественной безопасности его высота обоснована.

Забор это сооружение или строение

Сплошной сборный забор с железобетонными креплениями и акустической поверхностью. Рис. 1.42. Глухая ограда кирпичной кладки с подстенками для жесткости, с черепичной верхней облицовкой и деревянной калиткой.

1.38-1.42). Внимание Проветривающийся, но непосредственно не просматривающийся насквозь забор также считается сплошным; сплошным считается всякий забор, в котором доля сквозных отверстий составляет менее 15%. И в заключение следует отметить, что до сих пор речь шла об участках, пригодных для строительства жилых зданий, однако все эти предписания необходимо соблюдать и при ограждении территорий и земельных участков другого назначения.

Варианты оград со стороны улицы, для сооружения которых разрешение на строительство обязательно: а) установленной по линии улицы; b) ограда участка, расположенного в тупике улицы; с) ограда на стыке участка с площадью; А)-С) на границе участка; D) на угловом участке; Е) при внутреннем расположении участка; 1. средний участок; 2. усеченный участок; 3. участок с узкой частью; 4. угловой участок; 5. внутренний участок; 6. улица; 7. общественная территория (зеленая зона, площадь, детская площадка и т. д.); 8. линия застройки; 9. здание. Если вдруг выяснится, что жизни людей угрожает опасность, либо возникает опасность нанесения имущественного ущерба, немедленно следует принимать меры.

По закону к строительным работам можно приступать лишь при наличии официального разрешения на строительство. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта. 3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи. Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы.

Варианты ограды, возводимой со стороны улицы на участке с уклоном: а) на ступенчатом цоколе и с пролетами в виде ступенек; b) со ступенчатым верхом секций пролетов на цоколе с наклонной (параллельной) линией; с) с идущей параллельно уклону линией верхнего края секций на ступенчатом цоколе; d) полностью воспроизводящей линию уклона, вид спереди. При определении высоты ограды, возводимой параллельно идущей вниз по склону улице, руководствоваться следует местными нормативами по высоте и линии возведения ограждений (рис.

1.51). Рис. 1.52. Тротуар между забором и проезжей частью: 1. полоса для прохода пешеходов; 2. полоса безопасности; 3. внешняя полоса безопасности; 4. контуры проезжей части; 5. граница сада или участка (* расстояние может быть уменьшено при наличии забора). Когда забор строится со стороны фасада дома, т. е.

Важно, чтобы жалоба была составлена грамотно, поскольку от этого многое зависит как в положительном, так и в отрицательном плане. При этом важно соблюдать сроки, обозначенные в постановлении (не позднее крайнего срока после получения его текста на руки). Рассмотрение жалобы затягивается, если не взыскан или не полностью взыскан объявленный тариф за делопроизводство. Есть смысл приложить к жалобе любое официальное доказательство (либо заверенную копию такого доказательного документа), которое поможет рассмотреть все замечания, взвесив все «за» и «против». Можно воспользоваться своим правом обжаловать любой из пунктов (да и просто правомочность) постановления, разумеется, при этом необходимо хорошо продумать все свои возражения.

При проектировании заборов, разделяющих соседние участки, определять их нормативную высоту следует, исходя из уровня поверхности того участка, который расположен ниже другого. Положение осложняется в том случае, если мы на участке с большим уклоном на подпорную стену террасы высотой, например, в 2 м решили надстроить забор высотой, скажем, в 1,5 м.

Общая высота этого ограждения составит уже 3,5 м, а это значит, что разрешение на такой способ возведения забора в любом случае получать необходимо. Только при этом соседям, перед которыми стоит выполнение этой задачи, предстоит решить, кто из них будет строить подпорную стену, а кто — возводить на ней забор высотой в 1,5 м, поскольку их интересы в этом вопросе могут быть прямо противоположными. Рис. 1.45. Сплошная ограда фасадной части с ажурными воротами и калиткой: а) вид со стороны улицы, фрагмент; b) вид сверху. Рис. 1.46. Из этого следует, что строительный устав не предусматривает обязательного возведения забора.

  • Там же фиксируется, что ведомство по делам строительства, исходя из соображений благоустройства поселков, общественной безопасности, общего вида города, поддержания чистоты в общественных местах либо других общественных интересов, может предписать или, наоборот, запретить возведение забора вдоль границ строительного участка.
  • Строительное ведомство на той части строительной площадки или строительного участка, которые непосредственно просматриваются с общественных территорий, помимо выполнения работ, связанных с благоустройством участка, садоводством или сооружением подпорных столбов, в отдельных случаях может предписать тот или иной способ установки забора, например, в интересах сохранения общей картины.

Ограждения и коммуникации, как объект недвижимости. Приватизация земли под ними. -Статьи

Ограждения и коммуникации, как объект недвижимости. Приватизация земли под ними.

Вопрос о том, являются ли объектами недвижимости такие вещи, как ограждения, коммуникации, асфальтовые замощения, проезды и т. п., до сих пор окончательно не решен. Президиум ВАС выпустил уже множество актов, определяющих понятие объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, а точка в этой проблеме до сих пор не поставлена. Между тем, от решения этого вопроса зависит возможность льготной приватизации земли под такими объектами на оснвании ст. 36 Земельного Кодекса РФ, а значит, и имущественные интересы множества лиц.

В этой статье я постараюсь на оснвании последних постановлений Президиума ВАС все-таки разобраться с темой о приватизации земли, занятой подобными объектами.

Наиболее интересным с этой точки зрения представляется Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 1160/13 от 24.09.2013 по делу № А76-1598/2012. Данным постановлением Высший суд отменил Постановление ФАС УрФО и судебные акты первых двух инстанций, которыми ранее на Управление Росреестра по Челябинской области была возложена обязанность на основании пп. 3 части 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ провести государственную регистрацию прав заявителя (Центрального Банка РФ) на капитальное ограждение, расположенное на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования и ограждающего здания, принадлежащие ЦБ РФ.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того обстоятельства, что в силу статьи 130 ГК РФ, капитальный забор, установленный на фундаменте, прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба назначению не возможно, а значит, он является объектом недвижимости, и права на него в силу ст. 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации. С другой стороны, такой объект является вспомогательным по отношению к земельному участку и расположенным на нем зданиям, а значит, в силу пункта 3 части 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, для возведения такого объект а не требуется разрешение на строительство, а, значит, и разрешение на ввод в эксплуатацию. При таких обстоятельствах, по мнению нижестоящих судов, права на такой объект должны были быть зарегистрированы на основании декларации.

Однако, ВАС РФ признал такую позицию не верной по следующим причинам.

ВАС указал, что прочная связь с землей является не единственным признаком объекта недвижимости, как объекта гражданских прав. Для признания объекта капитального строительства объектом недвижимости и регистрации на него права собственности, данный объект должен иметь самостоятельное значение в гражданском обороте:

«По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав...

Так как ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, выводы судов о необходимости государственной регистрации права собственности на него не могут быть признаны обоснованными».

На основании изложенного ВАС РФ отменил все ранее принятые судебные акты и отказал в удовлетворении заявленных требований, определив, что забор (даже капитальный) не является недвижимостью, если не имеет самостоятельного хозяйственного значения. Такая позиция, надо сказать, не очевидна, и, на мой взгляд, не основана на законе, однако, позволяет разрешить давно назревший конфликт интересов собственников разных зданий, расположенных за одним заграждением.

Определившись с позицией по вопросу о значении забора, как объекта недвижимости, суд тем не менее не имеет точной позиции на тему о приватизации земли, занятой подобными объектами.

Постановлением №ВАС-12668/2012 по делу №А21-6529/2010 Высший суд определил, что даже в случаях наличия у заявителя зарегистрированного права на вспомогательные объекты (коммуникации, подъездные пути), названное право само по себе не является основанием приватизации земельного участка, занятого такими объектами.

В названном деле рассмотрена ситуация, когда застройщику был предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок для строительства зоны отдыха. Предполагалось, что на земельном участке будут возведены, как здания и сооружения рекреационного назначения, так и объекты инфраструктуры, такие, как коммуникации и подъездные пути. Выполнив строительство объектов инфраструктуры и не закончив возведение основных объектов, застройщик обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выкупе земельного участка, на котором указанные объекты были расположены. Договор купли-продажи земли был заключен и право собственности на выкупленный участок прошло государственную регистрацию. Впоследствии администрация «одумалась» и решила оспорить указанный договор в суде.

Суды первых двух инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований администрации об оспаривании договора купли-продажи, но суд кассационной инстанции вернул дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении в удовлетворении требований было отказано повторно. ВАС отменил постановления нижестоящих судов и удовлетворил требования в указанной части. Постановление Президиума ВАС от 19.03.2013 №ВАС-12668/2012 по делу № А21-6529/2010 было мотивировано следующим.

«Однако судами не принято во внимание, что законодательством не предусмотрена возможность приватизации всего земельного участка, на части которого находятся объекты, введенные в эксплуатацию, а на другой части только запланировано строительство объектов, в целях возведения которых этот участок формировался.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

...

Возведение на земельном участке только вспомогательных объектов, даже при наличии государственной регистрации права собственности общества на них, не влечет возникновения у общества права на приобретение в собственность спорного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса.

...

Вывод судов о том, что общество имело право на приобретение в собственность всего земельного участка, обоснован также тем, что разделение этого участка не позволит достичь цели его использования – строительства рекреационного района. Данный вывод является необоснованным, поскольку достижение цели использования земельного участка, то есть строительство всего комплекса предусмотренных проектом объектов, возможно не только при приобретении земельного участка или его частей в собственность, но и посредством использования земельного участка на праве аренды, которое было предоставлено обществу на срок 49 лет.

Таким образом, Высший суд фактически указал, что наличие на земельном участке вспомогательных объектов, хотя бы право собственности на них и зарегистрировано, как на недвижимое имущество, не является необходимым и достаточным основанием для приватизации данного земельного участка на основании ст. 36 ЗК РФ. При таких обстоятельствах фактически установлен иной правовой режим вспомогательных объектов, отличный от правового режима иных объектов недвижимости.

Третьим интересным постановлением Президиума ВАС по рассматриваемому вопросу стало Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200/10 по делу № А56-50083/2008 . В данном документе высший суд рассмотрел ситуацию, когда при приватизации земельного участка под объектами стадиона администрация сформировала выкупаемый земельный участок без учета земли, на которой размещались вспомогательные некапитальные объекты, мотивировав свое решение тем, что вспомогательные объекты, не являющиеся объектами недвижимости, не создают исключительного права на приватизацию земли под ними.

Высший суд указал, что такая позиция ошибочна, и, если вспомогательные объекты, хотя бы и не являющиеся объектами недвижимости, необходимы для эксплуатации основных объектов, участок для выкупа основных объектов должен быть образован с учетом площади, необходимой для размещения существующих вспомогательных объектов.

Итак, из всех рассмотренных выше постановлений Президиума можно сделать следующий вывод:

Вспомогательные объекты (ограждения, коммуникации, проезды и т. п.) сами по себе не создают правовых оснований для выкупа земельного участка по статье 36 ЗК РФ, даже если права на них зарегистрированы, как на недвижимое имущество, однако, они должны учитываться при формировании участка, приватизируемого для эксплуатации основных объектов. Таким образом, главным условием для приватизации земли, занятой вспомогательными объектами, является наличие на том же участке основного объекта недвижимости (здания или сооружения), для использования которого нужны вспомогательные объекты.

Исходя из этой позиции ВАС, возникают дополнительные вопросы:

1. Что все-таки считать вспомогательным объектом, не являющимся объектом недвижимости и не дающим право на приватизацию земли? Как было уже сказано, наличие или отсутствие прочной связи с землей, не является единственным и достаточным критерием. Исходя из правовых позиций Президиума ВАС, я бы выделила такие факторы:

  • отсутствие самостоятельного значения в гражданском обороте, наличие исключительно вспомогательной функции по отношению к земельному участку или иным объектам недвижимости (зданиям и сооружениям).
  • в качестве дополнительного формального критерия можно добавить критерий соответствия назначения данного объекта одному из вспомогательных видов разрешенного использования, определенных правилами землепользования и застройки соответствующего населенного пункта, и несоответствия основному виду разрешенного использования. Т. е. если земельный участок был специально отведен под размещение объекта коммуникаций, и данный вид использования является основным, а построенный объект имеет прочную связь с землей, нельзя исключать, что он будет признан нормальным объектом недвижимости, а не вспомогательным объектом. Следовательно и земля под ним после окончания строительства будет подлежать приватизации на основании ст. 36 ЗК РФ.

2. Создают ли вспомогательные объекты, расположенные на земельных участках старых советских предприятий, право на выкуп земли под ними у новых собственников зданий и сооружений, ранее входивших в состав данных предприятий?

Если предприятие приватизировалось, как единый имущественный комплекс (хотя бы и не зарегистрированный в ЕГРП в качестве «предприятия», однако используемый в соответствии со своим первоначальным назначением), то очевидно, что для его эксплуатации должен формироваться единый участок, в площади которого должны быть учтены и вспомогательные объекты. Т. е. если завод в результате приватизации лишь поменял собственника, но остался тем же самым заводом, то все коммуникации, ограждения и проезды должны учитываться при определении площади и границ земельного участка, необходимого для эксплуатации данного завода. Эта ситуация аналогична рассмотренному делу о выкупе земли под стадионом.

Значительно сложнее (и распространеннее) другая ситуация, когда имущество бывшего советского завода после приватизации было распродано разным собственникам. Довольно часто один из таких новых собственников (самый крупный) продолжает вести профильную деятельность (и не редко является правопреемником приватизированного предприятия), другим же собственникам принадлежат одно-два здания на данной территории и они ведут самостоятельную хозяйственную деятельность, не связанную с деятельностью завода. При этом здания часто соединены общей системой коммуникаций и окружены единым ограждением. Кому при таких обстоятельствах должна быть предоставлена земля под вспомогательными объектами? И вообще, подлежит ли она приватизации?

Ответа на этот вопрос ВАС по прежнему не дает. Однако, если исходить из логики рассмотренных постановлений, я бы отметила ряд моментов.

Во-первых, об ограждениях. Если завод более не является единым имущественным комплексом, и на его территории есть здания, принадлежащие разным собственникам, то единый земельный участок для эксплуатации всех зданий бывшего завода образован быть не может. А это значит, что ограждение завода, являющееся вспомогательным объектом по отношению к земельному участку, который раньше был единым, а теперь подлежит разделу, так же утрачивает свою функцию обособления уже не единого имущественного комплекса. При таких обстоятельствах, полагаю, что факт наличия данного ограждения в собственности правопреемника завода не должен создавать правовых оснований для приватизации земли под данным ограждением. Весь периметр поделенного между разными собственниками предприятия не может перейти в собственность одного лица только по причине наличия на нем капитального ограждения, зарегистрированного в качестве объекта недвижимости, ведь это необоснованно воспрепятствует образованию для других собственников нормальных земельных участков, имеющих самостоятельный доступ к землям общего пользования.

Теперь о коммуникациях и проездах. Как делить землю под ними?

С одной стороны, с учетом представленных правовых позиций, земля под коммуникациями должна быть предоставлена собственнику того из зданий, для эксплуатации которого данные коммуникации предназначены. Но проблема в том, что обычно они обслуживают не одно, а несколько зданий, расположенных на данной территории, при этом право собственности на них может быть зарегистрировано за собственником одного из этих зданий или вообще за третьим лицом. Таким образом, весьма проблематично определить субъекта, который, с учетом подходов ВАС, был бы вправе претендовать на землю под коммуникациями.

С другой стороны, из тех же постановлений Президиума ВАС следует, что такие объекты в большинстве случаев не являются объектами недвижимости, государственная регистрация прав на них зачастую не соответствует закону, и сами по себе они не создают оснований для приватизации земли. Кроме того, в соответствии со ст. 274 ГК РФ доступ к коммуникациям для их обслуживания возможен на основании сервитута. т. е. реальная необходимость приватизации земли собственником (или эксплуатантом) коммуникаций вызывает сомнение.

При таких обстоятельствах в практике возникает вопрос, может ли собственник здания, для эксплуатации которого необходима земля, на которой размещены чужие коммуникации, выкупить данную землю, а собственника коммуникаций допускать к ним по соглашению о сервитуте? Теоретически это было бы логично, ведь если собственник коммуникаций не обладает исключительным правом на приватизацию земли под ними, то и право это не может быть нарушено в результате приватизации земли иным лицом. Необходимо лишь решить вопрос об определении размера справедливой платы за сервитут, которая, по моему мнению, не должна превышать пропорциональной доли земельного налога. Однако такой подход на настоящий момент не подтвержден авторитетной судебной практикой и является моим личным мнением.

В-третьих, о проездах. Проезды принципиально отличаются о коммуникаций тем, что их наличие на земельном участке исключает (или почти исключает) возможность эксплуатации данного участка иначе, чем для движения транспортных средств. Если участки, под которыми пролегают коммуникации, могут представлять интерес и для иной хозяйственной деятельности, поэтому потенциально могут приватизироваться или арендоваться для других целей и по иным основаниям (с соблюдением охранных зон и доступа к коммуникациям), то для земельных участков, занятых проездами это, как правило, не имеет смысла.

Полагаю, что в ряде случаев землю, занятую проездами, равно как и сами проезды стоит передать в долевую собственность собственников объектов недвижимости, для обслуживания которых они предназначены, однако все это требует создания в законодательстве соответствующих механизмов либо согласованной воли всех заинтересованных лиц, которая имеется не всегда.

Практика давно нуждается в выработке методики размежевания подобных территорий, однако пока все ограничивается лишь вопросами без ответов.

И последнее. Не так давно Высший Арбитражный Суд перестал существовать, а его судьи (не все) вошли в состав Верховного суда. Хочется надеяться, что выработанные ВАС правовые позиции будут сохранены новым судом, поскольку иначе мы снова окажемся отброшены на десять лет назад в решении наболевших земельных вопросов.

И самое последнее. С марта 2015 года вступает в силу Федеральный закон о внесении изменений в Земельный Кодекс РФ, в результате действия которого у нас наверняка возникнут новые споры. Очевидным остается одно, точку в названных проблемах ставить рано.  

Материал подготовила Татьяна Скворцова.


Смотрите также