Черный тюльпан это


символ надежды — Наш Урал и весь мир

27 декабря, в памятный день ввода войск в Афганистан, на площади Советской Армии у мемориала «Черный тюльпан» пройдет официальный митинг, организованный правлением Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю. В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» (СОО РСВА). 242 свердловчанина не вернулось с Афганской войны, и их имена, отлитые из стали, размещены на пилонах, окружающих фигуру усталого воина — центральный элемент «Черного тюльпана». Он не может отдохнуть и выпустить автомат, потому что войны продолжаются и мемориал, посвященный памяти всех  за пределами России, постоянно расширяется. При создании памятника, плиту у подножия фигуры солдата оставили пустой, в знак того, что афганская кампания завершена и погибших больше не будет. Но решение оказалось пророческим, и к афганскому траурному списку прибавились погибшие в Чечне и Дагестане. «Черный тюльпан» объединил всех в единое трагическое целое.

Идей и эскизов будущего монумента было много. Фигура солдата, держащего на плечах крест с надписью «Афган», раненый боец, которого товарищ выносит с поля боя…Но наброски отвергались один за другим — правлению СОО РСВА, ветеранам и главное, матерям погибших хотелось видеть не просто памятник, а некий символ всей Афганской войны. Поэтому важно было напомнить — каждый из пришедших домой и каждый из тех, кто погиб, достоин уважения и памяти.

Название у монумента тоже появилось не просто так. На «черных тюльпанах», самолетах Ан-12, внутреннее пространство которого имитируют пилоны, возвращали домой погибших. Версий, почему самолету дали имя цветка, несколько. По самой достоверной, на похоронном бюро неподалеку от аэропорта в таджикистанском городе Тузель, откуда шли вылеты в Афган, висела такая вывеска. Кто-то ее запомнил, и над горами взлетели «черные тюльпаны», один из которых символически приземлился на площади Советской Армии.

В 1992 году Свердловская организация Российского Союза ветеранов Афганистана определила победителем проект скульптора Константина Грюнберга и архитектора Андрея Серова. Начался сбор средств, который оказался всенародным. Как вспоминают очевидцы событий, в магазинах стояли денежные «ящики», студенты работали на субботниках и строительстве метро, перечисляя заработанное на строительство памятника. По приблизительным подсчетам, 25% средств перечислила администрация города, еще 25% администрация области, часть средств поступила от пожертвований. Нищим и растерянным людям, живущим в эпицентре голодных девяностых, хотелось надежды на лучшее. «Черный тюльпан» стал не только памятью об Афгане, он стал воплощением утраченных идеалов.

Ветераны Афганской войны, в свою очередь, делали все возможное, чтобы памятник появился: организовывали благотворительные концерты и марафоны, перечисляли крупные суммы со счетов созданных ими компаний и фирм, а охранные предприятия бывших бойцов не только жертвовали деньги, но и защищали создателей памятника от бандитских разборок. Большую помощь при строительстве монумента оказал Уральский военный округ, во главе которого также стоял ветеран-«афганец» Юрий Греков.

Именно с рапорта ему, Грекову, отданного полковником Буниным, тоже прошедшим Афган, началась торжественная церемония открытия «Черного тюльпана». 5 августа 1995 года на площадь пришли тысячи людей — памятник, укрытый шелковым парашютом, ждал всех, кто вложил в него время, деньги и надежды. Воин, отлитый на заводе имени Калинина из 48 частей и покрытый цинком изнутри и снаружи, для прочности, наконец занял свое место. Здания вокруг площади военные затянули камуфляжной сеткой, и горожане вдруг оказались в афганском ущелье, глядя в усталые глаза человека с автоматом. Прошел военный церемониал, отзвучали песни и на площади загорелись свечи, словно говоря погибшим: «Мы помним. Мы не забудем».


Эти слова неслышно звучат во время каждого митинга и каждого неформального собрания у «Черного тюльпана». Туда приезжают ОМОН и пожарные, ветераны Чечни и Кавказа, бойцы, вернувшиеся из Сирии. Туда приходят горожане, посидеть, подумать, возложить цветы. Войны не кончаются. Память остается.

В первые дни многие критиковали монумент — бойца поставили на колени, сломали, согнули. Но вглядитесь — он насторожен. Автомат взведен, а солдат просто задумался. Кому, зачем, для чего он должен воевать? Ради каких неведомых идеалов предназначен погибнуть? Ответов на эти вопросы нет. Но, каждый год, встречаясь у памятника 27 декабря, в день ввода советских войск в Афганистан, ветераны этой войны, может быть, и пытаются найти ответы. Приходите на митинг и вы, к самому народному памятнику города, чтобы позволить себе сопереживание. Ведь это — наша единственная надежда на то, что пилонов у монумента больше не прибавится.

Материал подготовлен в рамках проекта «Афганцы в городе», реализуемого на средства Фонда Президентских грантов.

Автор: Мария Хамзина
Фото из архива Муниципального музея памяти воинов-интернационалистов «Шурави»

Интересно? Расскажи друзьям!

«Черные тюльпаны». Афган: русские на войне

«Черные тюльпаны»

Большинство служивших в Афганистане вернулись домой: кто-то целым и невредимым, кто-то больным, раненым, искалеченным. Многие погибли. Символом той войны для многих русских стал «Черный тюльпан»: четырехмоторный транспортный Ан-12, привозивший из Афганистана тела павших. Даже спустя десятилетия песня Александра Розенбаума «Черный тюльпан» побуждала слушателей вставать, отдавая дань уважения погибшим. О том, как самолеты получили это романтическое прозвище, ходило много историй, но ни одну нельзя считать достоверной.

Кошмар начинался еще в Афганистане, где в полковом или дивизионном морге тела готовили к отправке на родину. Морг обычно устраивали на краю гарнизона, в палатках или бараках. Командовали моргами лейтенанты. Внутри стоял металлический стол, на котором труп обмывали, приводили в порядок, насколько это возможно, и одевали в форму. Затем тело укладывали в цинковый гроб и припаивали крышку. На гробе писали «Не вскрывать» и заколачивали простой деревянный ящик, на который по трафарету наносили надпись: имя погибшего. Ящик грузили в «Черный тюльпан».

Из-за температуры, влажности и запахов работа в морге была невыносимой. Молодые призывники изнемогали от жары в резиновых фартуках и рукавицах, зато такая работа избавляла от риска боевых заданий. Работники морга были постоянно пьяны и жили в своем собственном мирке. Считалось, что наткнуться на них перед заданием — плохая примета, так что другие солдаты избегали их. В столовой у них имелся отдельный стол, и они были рады не поддерживать дружеские отношения с людьми, чьи разорванные тела им потом, возможно, придется сшивать.

Тела было зачастую сложно опознать, как и гарантировать, что на гробу будет написано правильное имя. Сергея Никифорова по прибытии в Афганистан назначили начальником небольшой медчасти, поскольку до войны он учился на врача (хотя и недоучился). Военврач в звании майора провел его по полковому моргу — маленькому бараку в окружении нескольких палаток. Никифорова обдало вонью еще до того, как он вошел внутрь. Там два вдребезги пьяных солдата разбирали сваленные в кучу части тел. Еще один катил тележку, на которую был водружен длинный жестяной ящик. Солдаты заполняли ящик мало отличимыми друг от друга ошметками и отвозили его в сторону, чтобы приварить крышку.

— Какой по счету? — спросил майор.

— Двадцатый, да еще пяток соберем.

Выйдя из морга, майор влил в Никифорова такое количество водки, что у того глаза полезли на лоб.

— Ничего, привыкнешь, еще и не такое будет. Но постарайся не спиться, хоть это и трудно. А то, что ты сейчас видел, хоть и редкость, но бывает. Это разведчики попали в засаду, а затем душманы их порубили в капусту, упаковали в мешки, побросали в захваченный КАМАЗ и приказали привезти нам подарок{423}.

Гробы получали кодовое название «Груз 200». Андрея Блинушова, солдата из Рязани, который после войны стал писателем и правозащитником, призвали в армию весной 1983 года и отправили служить в штабном взводе в Ижевске. Однажды поздно вечером нескольким «дедам» приказали забрать «груз 200». Они, не отрываясь от телеэкрана, делегировали задачу младшим солдатам. Так Блинушов впервые столкнулся с «Черным тюльпаном».

Замполит взвода, самоуверенный лейтенант, повез Блинушова и нескольких его товарищей в аэропорт, прямо к стоявшему в темноте большому транспортнику. Грузовой отсек «Черного тюльпана» был забит большими, грубо сколоченными деревянными ящиками, по три в штабеле. На каждом было написано имя. В отсеке сидел мертвецки пьяный прапорщик, велевший им перенести ящики в грузовик и доставить в городской морг.

Небольшое здание морга было уже заполнено трупами. Поэтому ящики — теперь Блинушов уже понял, что в них тела погибших в Афганистане, — сложили в коридоре. В Афганистане не удосужились выписать свидетельства о смерти перед тем, как запечатать тела в цинковые гробы и упаковать их в деревянные ящики. Служащие морга, не имея возможности проверить, соответствует ли содержимое ящиков тому, что на них написано, выписали документы, без которых гробы невозможно было передать родственникам.

Даже в 1983 году правительство продолжало утверждать, будто советские войска не участвуют в боевых действиях, а лишь выполняют «интернациональный долг», помогая афганскому народу. Поэтому гробы доставляли родным ночью. Но предосторожности были излишними. Почти всякий раз о происшедшем становилось известно заранее, и родственники, соседи и друзья уже ждали грузовик, вскрывали деревянный ящик и передавали семье цинковый гроб.

В ту ночь Блинушов и его товарищи пронесли гроб с телом пилота вертолета по лестнице в его квартиру на седьмом этаже. Жена погибшего вышла встречать их с побелевшим лицом, с младенцем на руках, неспособная даже плакать. Подошел сосед, чтобы помочь найти место для гроба. Тогда женщина пронзительно закричала.

Солдаты выскользнули из квартиры, бросились вниз по лестнице, к своему офицеру. Ему не хватило выдержки, и он остался в грузовике.

Спустя некоторое время командиры стали иногда отправлять тела в сопровождении прапорщика или офицера. Как правило, то были тела солдат, которых посмертно наградили медалью «За отвагу». Так что одним из способов узнать, что на самом деле происходит в Афганистане, был перекрестный допрос сопровождающего.

Один молодой капитан-вертолетчик отправился в СССР, чтобы доставить тело товарища по эскадрилье. Он показывал Блинушову фотографии полевой жизни (конечно, снятые нелегально): солдаты в причудливом сочетании военной формы и гражданской одежды, афганские селения, превращенные в руины. Молодой офицер говорил, что во время операций против моджахедов вертолетам порой приходилось обстреливать кишлаки. Конечно, при этом гибли дети и женщины, но вертолетчик неубедительно пытался доказать, что это было дело рук моджахедов. Он так сильно нервничал насчет того, как его примет семья погибшего товарища, что попросил совета у Блинушова, хоть тот и был рядовым.

Волновался капитан не зря. Добравшись до дома погибшего в сопровождении нескольких солдат и прапорщика, он столкнулся с разгневанной толпой. Кто-то двинул прапорщику в челюсть, разбив ему губу. Фуражка упала в лужу. Женщины визжали: «Убийцы! Кого вы нам привезли? Где наш мальчик?» Мужчины кидались на солдат, пока женщины не закричали: «Не надо, не трожьте солдатиков, они такие же несчастные, они ни в чем не виноваты».

Солдаты извлекли гроб из деревянного ящика и медленно внесли в квартиру. В ней толпились родные и соседи погибшего. Зеркала были завешены черной тканью. Женщины рыдали, мужчины пили. Капитан неловко застыл у входа, вертя фуражку в руках. Когда Блинушов сказал одной из женщин, что тот проделал долгий путь из Афганистана, чтобы доставить тело товарища, она бросилась к нему со словами: «Простите, пожалуйста, что так получилось, понимаете, он у пас единственный». Занервничав от мысли, что останется один, капитан пытался уговорить Блинушова (они уже перешли па «ты», несмотря на разницу в звании) остаться хотя бы попить чаю. Но пора было возвращаться на базу, и солдаты уехали[55].

В цинковых гробах на родину возвращались не только мужчины. Четырнадцатого января 1987 года Вера Чечетова, подруга Аллы Смолиной, полетела со своей базы в Джелалабад. Дорога занимала всего пятнадцать минут, по вертолет сбили. Вера не хотела надевать парашют: он не подходил ей по размеру, и она боялась, что помнет платье. Только по обрывкам платья ее и удалось опознать. По крайней мере, заметила Смолина, родным выдали то тело. Так случалось далеко не всегда{424}.

Глава 4 Черные тени над Белым морем

Глава 4 Черные тени над Белым морем «Сталин» потоплен? Зимой 1942 г. немецкие бомбардировщики продолжали периодически появляться над Беломорьем. 11 января они внезапно атаковали сторожевой корабль СКР-80, несший дозорную службу в полярной мгле в районе горла Белого моря.

СС: черная форма, черные дела

СС: черная форма, черные дела * * *Даже ярые критики нацизма обычно не возражают против того, что Гитлер пришел к власти через выборы. В агитации, пропаганде, организации массовых мероприятий ему действительно не было равных. Якобы за приверженность конституционным

Черные кресты, красные звезды

Черные кресты, красные звезды Одним из пунктов подписанного 23 августа 1939 года советско-германского пакта о ненападении, так называемого пакта «Молотова-Риббептроипа», было торгово-экономическое сотрудничестве между III Рейхом и Советским Союзом. Правда следует добавить,

7. Черные дни эскадры

7. Черные дни эскадры Служба моряков и офицеров на кораблях и подводных лодках всегда сопряжена не только с напряжением физических сил и бытовыми трудностями, но таит в себе опасность для жизни в случаях катастроф, аварий, пожаров, затоплений и непредвиденных

«Черные осы»: военная элита Кубы

«Черные осы»: военная элита Кубы Война в тропиках требует немыслимой воли, выдержки и выносливости, а также специальных навыков. Специалисты утверждают: в джунглях нет никого сильнее кубинских «Черных ос». Кубинский спецназ «Черные осы» является неофициальным

«Черные тюльпаны»

«Черные тюльпаны» Была еще одна служба в 40-й армии, где могли работать только люди с нервами-канатами. Но и они порой не выдерживали.Кто придумал это словосочетание — «черный тюльпан»? Теперь уже вряд ли можно установить. Прижилось, пошло гулять, леденя души отцов, матерей,

«Черные осы»: военная элита Кубы

«Черные осы»: военная элита Кубы Война в тропиках требует немыслимой воли, выдержки и выносливости, а также специальных навыков. Специалисты утверждают: в джунглях нет никого сильнее кубинских «Черных ос». Кубинский спецназ «Черные осы» является неофициальным

ЧЕРНЫЕ ДНИ «ВЛАДЫЧИЦЫ МОРЕЙ»

ЧЕРНЫЕ ДНИ «ВЛАДЫЧИЦЫ МОРЕЙ» Первые два года Второй мировой войны для британского флота стали периодом суровых испытаний. «Владычица морей» несла тяжелые потери; трагической участи не миновали и линкоры.Счет жертвам открыл «Ройял Оук»: 14 октября 1939 года его

Черные корабли

Черные корабли 1854 г. стал роковым для Японии. Самоизолировавшаяся от внешнего мира страна сакур и самураев вела свою обыденную жизнь под властью сегуна из дома Токугава, пока в один из дней этого рокового года в бухту Урага не вошли «черные корабли» под звездно-полосатым

Черный тюльпан: Музей

Миф о существовании черного тюльпана вдохновил Александра Дюма на создание в 1850 году романа, история которого повлияла на поколения. Это сильная история о любви, ревности и одержимости. Тем не менее, он также включает в себя великолепный приз, предлагаемый первому мужчине или женщине, которые произведут чистый черный тюльпан. Голландские производители годами работали над созданием сорта черных тюльпанов в реальной жизни.

Несколько селекционеров тюльпанов приблизились. В 1891 году известный садовод по имени Э. Х. Крелаж объявил о победе в создании вымышленного цветка, зайдя так далеко, что назвал свой новый сорт «La Tulipe Noire» в честь книги. Но, хотя никто не может сомневаться в гениальности маркетинга, связавшего свою новую породу с историей, те, кто видел ее, отметили бы, что ее цвет не черный, а темно-фиолетовый. Заводчик JJ Grullemans представил чрезвычайно популярную «Королеву ночи» в 1944, а в 1955 г. «Черная красавица» была представлена ​​М. ван Вавереном. Все они, несомненно, были темными, но они также, несомненно, были темно-фиолетового цвета. Таким образом, поиски продолжались, и многие заводчики были в восторге.

Самый темный из ныне существующих тюльпанов впервые зацвел тридцать лет спустя холодной зимней ночью в оранжерее крошечной деревушки Ауде-Ньедорп, жители которой до сих пор ходили в деревянных башмаках.

 29-летний садовод Герт Хагеман был одержим созданием настоящего черного тюльпана с тех пор, как в детстве впервые прочитал роман Дюма. В 1979 в качестве молодого гибридизатора, финансируемого консорциумом производителей, он скрестил несколько многообещающих сортов, надеясь на правильное сочетание и немного удачи. А потом, как и все производители тюльпанов, ему ничего не оставалось, как ждать.

 Сразу после полуночи 18 февраля 1986 года Герт решил в последний раз проверить свою теплицу, прежде чем идти домой. Снаружи было намного ниже нуля, но внутри приятно было 68 градусов по Фаренгейту.

Семь лет назад он посадил тысячи семян тюльпанов, и теперь эти растения должны были впервые зацвести. Каждое растение, посаженное в свой горшок, щеголяло зеленым бутоном, только начинающим проявлять цвет. Когда он осматривал оранжерею, его внимание привлек маленький темный цветок. Был ли это тот черный тюльпан, на который он надеялся и ради которого работал?

Герту не с кем было разделить волнение той ночью. Его жена крепко спала; все его коллеги разошлись по домам. Вместо этого он бродил среди растений, тихо попивая праздничное пиво. Хотя позже он сказал Chicago Tribune, что ожидал найти такой цветок, его появление было почти чудом. Среди множества его растений только одно, только одно дало этот черный цветок.

На следующий день он взял свой единственный тюльпан на выставку West Frisian Flora в Бовенкарспеле, где цветок и гибридизатор произвели настоящий фурор. Внезапно Герт стал знаменитостью, у него брали интервью по телевидению и многие международные новостные агентства. Когда фурор утих, Герт вернулся к своей терпеливой операции по выращиванию. Потребовалось еще 11 лет, чтобы создать достаточный запас для вывода нового тюльпана на рынок. В то время Герт перебирал много имен, среди них были Винни Мандела и доктор Мартин Лютер Кинг-младший, но в конце концов Герт остановился на «Поле Шерере». Цветок Герта сегодня широко доступен, это самый черный тюльпан на рынке. заслуга терпения и настойчивости, которые ведут к алхимии.

Но настоящий ли это Черный тюльпан? И да, и нет. Эти тюльпаны темнее, чем все, что было раньше, и сегодня считаются самой темной породой тюльпанов. Тем не менее, порода по-прежнему сохраняет слабый фиолетовый оттенок и поэтому не является по-настоящему черной.

Сегодня поиски продолжаются.

Черный тюльпан | DutchGrown™

Черные цветы обладают определенной магией, и если это тюльпаны, вы можете быть уверены, что получите что-то действительно драматическое. Хотя черные тюльпаны относительно редки (и технически скорее баклажановые, чем настоящие черные), тем не менее, существуют фантастические сорта – достаточно, чтобы вы могли выбрать и выбрать и даже столкнуться с некоторыми трудностями при выборе. . Давайте вместе исследовать удивительный мир черных тюльпанов!

Королева ночи: Элегантность этого тюльпана соответствует его царственному названию. Он высокий, изящный, а форма цветов классическая и поразительная. Каждый глянцевый лепесток искрится темным блеском. Это поистине захватывающий выбор, который каждый любитель тюльпанов должен попробовать хотя бы раз. Посадите его отдельно или комбинируйте с контрастным желтым, красным, белым или розовым для большей драматичности. «Королева ночи» — один из самых черных черных тюльпанов, доступных сегодня.

Black Parrot: Глубокий бордовый, черный и кремовый цвета сочетаются в сказочно пухлых цветках этого сорта попугаев. Вы могли бы легко поверить, что тюльпаны-попугаи так называются из-за их великолепных цветовых сочетаний и перистых лепестков, но на самом деле это клювовидные бутоны, которые заслужили эту классификацию. «Черный попугай» предлагает симфонию цветов сам по себе. Мы рекомендуем посадить его в качестве яркого акцентного цвета.

Black Hero: Если вы обожаете пышные лепестки махровых тюльпанов, этот тюльпан идеально вам подойдет! Это глубокий, пурпурно-черный цвет с винно-красными отблесками — он превосходен в саду или в качестве срезанного цветка. Black Hero — поздноцветущий тюльпан, который завершит сезон цветения тюльпанов захватывающим финалом.


Коллекция Alabama: многие садоводы и ландшафтные дизайнеры считают, что черный цвет слишком быстро «исчезает» на заднем плане, но использование черного цвета в ландшафте само по себе является искусством. Контрасты — это ключ к тому, чтобы выделить темные цветы. Если вы не знаете, как это сделать, коллекция Alabama Collection стильно решит вашу проблему. Сочетание высоких черных тюльпанов и немного более коротких цветков абрикоса показывает, насколько прекрасным может быть черный цвет при использовании в садах и ландшафтах.

Идеи использования черных тюльпанов

Как показано в коллекции Alabama, контраст играет ключевую роль. Помимо посадки черных тюльпанов более светлыми цветами для создания волнения, вы также можете добиться привлекательного внешнего вида, массово посадив их на бледно-зеленом фоне.

Черный — очень элегантный цвет, но он потеряется, если будет разбросан среди множества других цветов. Сочетая разные цвета тюльпанов, чтобы продемонстрировать свои превосходные черные цветы, выберите еще один цвет, чтобы получить максимальный эффект. Если представленная здесь смесь абрикоса и черного тюльпана вам не подходит, рассмотрите возможность выбора сорта белого тюльпана — просто не забудьте убедиться, что время цветения совпадает со временем цветения вашего сорта черного тюльпана.


Learn more