Итальянский мотоблок


Многофункциональные мотоблоки от BENASSI. Тест-драйв. Часть 1.

Вот уже более 50 лет в Италии выпускаются высококачественные многофункциональные мотоблоки для фермеров, разработанные тремя братьями-итальянцами BENASSI (Бенасси). В Украине эта техника появилась в 1998 году и с тех пор занимает лидирующие позиции по своим возможностям и надёжности.

Мы очень старались делать наши обзоры и отчеты непредвзятыми. Однако, мы настолько любим технику Benassi, что мы просто не можем себе позволить не восхищаться и не гордиться ей! Мы надеемся, что читатель простит нам наши лирические отступления.

Тест-драйв мотоблоков проведен Техническим центром «Садово-огородная техника».

Рассмотрим две модели:




Мотоблок ГЕПАРД-4 (GHEPARDO-4, модель BL-120, торговая марка Benassi)…


… и мотоблок RL-328 (торговая марка Meccanica Benassi).


Технические характеристики:
Мотоблоки братьев Бенасси имеют долговечные двигатели, мощные зубчатые редуктор и коробку передач (3+1 скорость), 8-тарельчатую фрезу диаметром 32 см и шириной захвата до 120 см, 2 вала отбора мощности, дисковое сцепление, 6-гранные валы фрезы и вес, в зависимости от двигателя, порядка 85-120 кг. Двигатели устанавливаются как бензиновые, так и дизельные, но обязательно профессиональные. В целом же эти модели конструктивно одинаковы, по качеству и надежности до 2007 года друг другу не уступали. Отличаются эти модели только некоторыми параметрами, которые указывают на способность нести нагрузку. Например, 6-гранный вал фрезы у модели RL-328 равен 22 мм (размер «под ключ»), а у ГЕПАРДа-4 (модель BL-120) – 27 мм. С 2007 года модели под торговой маркой Meccanica Benassi начали комплектоваться китайскими деталями и узлами, что позволило снизить их стоимость. Модели под торговой маркой BENASSI по-прежнему полностью изготавливаются в Западной Европе.
Тестируя недорогие мотоблоки, мы понимаем, что возможности их ограничены. Поэтому и не требуем от них чего-либо особенного. Наша задача — найти в них ту изюминку, которая может понравиться будущему обладателю недорогой модели. Например, мотоблок НАДЕЖДА имеет электрический двигатель, что удобно в парниках и теплицах, КРОТ - 2-тактный двигатель, что удобно при работе на склонах, СОЛО-502 - лёгкий мотокультиватор для дачников, умеющий эффективно полоть сорняки и обрабатывать верхний слой почвы.
Мотоблоки от Бенасси дешёвыми не назовёшь, а потому наше отношение к ним более придирчивое.
Начнём с модели RL-328L с 6,8-сильным дизельным двигателем Lombardini.


Мотоблок RL-328, также как и ГЕПАРД-4 (модель BL-120), относится к семейству многофункциональных мотоблоков, предназначенных для длительной эксплуатации в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Подтверждение этому мы нашли в дизельном двигателе итальянской фирмы Lombardini, известного производителя высококлассных профессиональных движков и в полностью зубчатой трансмиссии. Ни ремней, ни цепей, столь характерных любительской технике, здесь и в помине нет. Усилие от двигателя передаётся через дисковое сцепление (самая надёжная конструкция из всех известных) и коробку передач на редуктор с зубчатой конической парой.


Что касается коробки передач, то мы имели возможность осмотреть её не только снаружи, а и заглянуть вовнутрь, находясь на заводе в Италии. Итальянский производитель гордится своими коробками, подчёркивая их относительную простоту и оригинальность конструкции (коробки запатентованы). Действительно, кинематическая схема необычна и содержит «ноу-хау» в изготовлении.


Обращает на себя внимание мощный редуктор, уже один вид которого убеждает, что он выдержит гораздо большие нагрузки по сравнению с цепным или червячным редуктором. В общем, так оно и есть, поскольку за рубежом серьёзные мотоблоки делают именно с зубчатыми колёсами (внешне такие редукторы отличаются от плоских цепных и червячных шарообразной формой). Надёжно выполнена защита редуктора от попадания в него грязи и пыли (сальники, войлочные кольца, крышки).


Далее мы обратили внимание на мощный фильтр очистки воздуха дизельного двигателя Lombardini. Воздух очищается не только в фильтрующих элементах, но и проходя сквозь масло. Что приятно — фильтр не требует замены, поскольку он многократного пользования: помыл элемент, поменял масло и работай дальше. Приятная и существенная экономия в процессе эксплуатации (сменные элементы сухих фильтров стоят от 5 до 15 долларов).


Как и ожидали, все ножи фрезы кованые, особопрочные, самозатачивающиеся. А вот 6-гранный вал фрезы — весьма и весьма мощный козырь по сравнению с круглыми валами, установленными в мотоблоках любительской серии. Тот, кто уже успел поработать с любительскими мотоблоками, наверняка столкнулся с проблемой фиксации тарелок фрезы и колёс. В работе болты-фиксаторы сгибает, сминает, а то и вовсе срезает. Снять с вала фрезу со смятым болтом-фиксатором — большая проблема. В итальянских многофункциональных мотоблоках братьев Бенасси этой проблемы просто не существует, так как здесь фрезу фиксируют от проворота не болты, а грани вала.


Порадовал нас и руль. Нам приходилось иметь дело с мотоблоками, например НЕВА-2 с российским двигателем, которые через 2-3 часа работы так набивают ладони, что они потом 2-3 дня болят (здесь мы ни в коем случае не ругаем «Неву», т.к. «Нева» имеет другой козырь — низкую цену, и требовать от неё каких-либо серьёзных конструкторских решений было бы безнравственно). В итальянских RL-328 и ГЕПАРДЕ-4 этот недостаток устранён. Вибрации, даже с дизельным двигателем, не «рвут душу» и работать длительное время можно очень даже комфортно.


Отдельно хотим сказать о рычаге аварийной остановки двигателя. Расположен он сверху левой рукоятки и, в случае опасности, достаточно снять ладонь с рукоятки, чтобы двигатель остановился. Это очень удобно и очень эффективно защищает оператора. Была б наша воля, мы бы обязали заводы выпускать все без исключения мотоблоки и мотокультиваторы, как любительские, так и профессиональные, именно с такими рычагами безопасности, а не с тумблерами и уж, Боже упаси, с кнопками (не понятно, как «любители кнопок» умудряются получать разрешения на производство).


Одним словом, итальянские мотоблоки от Бенасси имеют ряд довольно серьёзных конструктивных преимуществ по сравнению с односкоростными мотоблоками и мотокультиваторами.

Оправдана ли стоимость мотоблока?

Задекларированная цена многофункционального «итальянца» в 2-4 раза выше цен на любительскую технику. Поскольку мы занимаемся также продажей запчастей к мотоблокам и знаем их стоимость на заводах, мы решили сравнить стоимость отдельных узлов и деталей. Получили такую картину. У любительского мотоблока (мотокультиватора) усилие от двигателя на редуктор передаётся с помощью ремня стоимостью 3-10 долларов США. У ГЕПАРДа-4 эту роль выполняет 4-скоростная зубчатая коробка передач, которая тянет не одну сотню долларов. Роль сцепления в любительском мотоблоке выполняет пластмассовый ролик (3-4 доллара), а в ГЕПАРДе-4 — диски (75-150 долларов). Цепь в редукторе любительского мотоблока, передающая вращение на рабочий вал, стоит 12-15 долларов, а выполняющая ту же роль зубчатая коническая пара ГЕПАРДа-4 - 120 долларов. Не знаем, как у вас, а у нас сложилось впечатление, что и закупочная, и розничная цена любительских мотоблоков явно завышена.
Есть ещё другой показатель стоимости моторной техники — себестоимость одного моточаса. По нашим подсчётам, средняя себестоимость моточаса любительского мотоблока или мотокультиватора составляет 2-3 доллара и более. Многофункциональная техника, на которой установлены «долгоиграющие» двигатели и высококачественные рабочие органы, стоит порядка 0,4 доллара за моточас и менее (при расчётах мы не учитывали стоимость топлива). Таким образом, покупая многофункциональную технику, вы сразу должны заплатить в 3-4 раза больше, но в итоге она обойдётся вам в несколько раз дешевле. Впрочем, вы можете и не платить всю сумму сразу, поскольку в Украине уже начали работать механизмы кредитования.
На заметку покупателю: Если вы берёте технику для коммерческих целей, то не стоит рассчитывать на любительскую. Двигатели такой техники зачастую негильзованы, не имеют вкладышей, смазка у них упрощена, они не предназначены для длительной работы, срок службы в 5-10 раз меньше, ремонты хоть и возможны, но экономически нецелесообразны (выгоднее купить новый, чем ремонтировать старый). Их редуктора не выдержат ни вспашки, ни копки, а об агрегатировании прицепа и говорить нечего.

Ну, а теперь за работу!

Для этого «прокатимся» по огородам Киевской и Черниговской областей.


Первым делом устанавливаем фрезу. Для глубокой, на штык лопаты, обработки почвы комплектуем 6-тарельчатой фрезой, по 3 тарелки с каждой стороны редуктора.
Чтобы завести двигатель, нужно на левой рукоятке нажать 2 рычага и зафиксировать в определённой последовательности (специальная защита от несанкционированного запуска детьми, посторонними и другими лицами). Только после этого двигатель можно заводить. Двигатель хоть и дизельный, завёлся легко (вот, что значит хороший декомпрессор!).


Рычагом передач включаем 2-ю скорость и отпускаем рычаг сцепления. Мы не ощутили рывка, как это наблюдается у многих мотоблоков с ременным приводом (именно в этот момент у любительских мотоблоков сминаются и срезаются пальцы-фиксаторы фрез и колёс). Сцепление быстро, но плавно соединило двигатель с редуктором фрезы. Фреза заработала, мягко врезаясь в почву. Именно, мягко. Другого слова и не подберёшь. Мотоблок ровно и устойчиво пошёл вперёд. Массы мотоблока вполне достаточно, чтобы его не удерживать от выпрыгивания из почвы и не подталкивать вперёд (обычная картина, когда имеешь дело с лёгкими мотоблоками). Надо только слегка покачивать его из стороны в сторону, чтобы редуктор мотоблока «съезжал» в сторону, и прижимать или отпускать сошник, чтобы менять глубину обработки почвы. К качеству рыхления мы претензий не имели. Более того, работу фрезы мы бы приняли за эталон при испытании других моделей мотоблоков и мотокультиваторов.


Меняем фрезу на колёса и устанавливаем сзади мотоблока сцепку. На сцепке крепим плуг и опорное колесо плуга. После непродолжительной настройки плуга принимаемся за вспашку.


Пахать тяжёлым мотоблоком на пониженной передаче (вот где нужна коробка передач!) - сплошное удовольствие. Без боли в пояснице и мыла на шее. Он не норовит убежать в сторону, его не надо толкать. Слегка придерживая одной рукой, можно идти рядом, и даже не в борозде! В этом случае не так устаёшь, и за день можно вспахать приличный огород.


Если хорошо настроить плуг и приноровиться к мотоблоку, то идти за ним даже легче, чем просто идти по полю: оператор руками опирается на рукоятки мотоблока, разгружая часть массы тела, а мотоблок слегка тянет вперёд. Легко и комфортно!


Бытует мнение, что плуг — штука простая. Это глубоко ошибочное мнение. Посмотрите на эти плуги. Каждый из них имеет свою геометрию лемешно-отвальной поверхности и каждый из них по-разному ведёт себя в почве. При удачно подобранном плуге для своей почвы вы будете получать удовольствие от вспашки. С плохим плугом придётся толкать и плуг, и мотоблок.


Попробовали мы работать и с оборотным плугом. Многие покупатели спрашивают его, часто путая с 2-корпусным плугом, поворотным, клавишным или реверсивным. На фото изображён именно оборотный плуг. Особенность его в том, что он имеет право- и левосторонние корпуса, а достоинство заключается в том, что можно пахать без свальных гребней и развальных борозд, нет холостых пробегов мотоблока из конца в конец гона. Достигается это поворотом на 180 градусов плуга (верхний корпус становится нижним, а нижний — верхним). Поворот плуга оператор осуществляет в конце гона при развороте мотоблока для движения в обратном направлении.


В какую бы сторону мотоблок ни пахал с оборотным плугом, пласт почвы всегда будет отваливаться в одну и ту же сторону. Очень удобно в работе. Несмотря на то, что такой плуг дороже обычного, многие зарубежные фермеры предпочтение отдают именно оборотным плугам.


Для облегчения разворота на краю огорода зарубежные фермеры используют дифференциальные полуоси, которые позволяют одному из колёс свободно проворачиваться относительно другого. Удобство необычайное! В Украине про такие полуоси, а также про активные роторы, ни дачники, ни фермеры не слышали (об активные роторах читайте отдельную статью в этом разделе нашего сайта). Поэтому мы их начали завозить в Украину. Заодно Техцентр САДОВО-ОГОРОДНАЯ ТЕХНИКА наладил производство дифференциальных ступиц и дифференциальных полуосей к ГЕПАРДам, САЛЮТам и даже к любительским мотокультиваторам.


Для мелкокомковатой разделки верхнего слоя почвы и выравнивания поверхности огорода используется фреза с 4-я тарелками с каждой стороны редуктора. Общая ширина захвата фрезы составляет при этом 120 см. Операцию эту выполняем на 2-й, а лучше на 3-й передаче. Здесь мотоблок, как конь ретивый, стремится вперёд и тянет оператора за собой. Идти за мотоблоком — одно удовольствие: не надо даже напрягаться, успевай только ноги переставлять. При такой производительности 30 соток огорода можно накрыть за 15 минут.


Вот так можно делать грядки: быстро и эффективно. Пожалуй, лучше и не придумаешь.


Отдельно хотим остановиться на мощи мотоблока. Мы привыкли иметь дело с 6-сильными НЕВОЙ и САЛЮТОМ. Это мощные мотоблоки, которые тянут всё, что им не прицепи. Один владелец САЛЮТА так охарактеризовал мощность своего мотоблока: «Дури у него хватает». Мотоблок RL-328 имеет мощность 6,8 л.с. Это вполне сопоставимо с мотоблоком НЕВА, в паспорте которого задекларирована мощность 6,2 (8) л.с. Так и записано: 6,2 (8) л.с. Понимай, как знаешь. Но на практике мы неожиданно столкнулись с поразительной разницей. Даже на малом газу двигатель Lombardini тянет гораздо сильнее, чем двигатель НЕВЫ на полном газу. На малых оборотах RL-328 уверенно роет землю на любую глубину. Разница в мощи настолько ощутима руками, что здесь и стендовых испытаний не надо, чтобы понять: мы имеем дело с совершенно разными двигателями. Конечно, мы понимаем, что с инженерной точки зрения некорректно сравнивать бензиновый двигатель НЕВЫ с дизельным Lombardini. Но лошадиные силы - есть лошадиные силы. Почему бы их не сравнивать?
Что касается недостатков мотоблока. При проведении тест-драйва мы стараемся выявить как положительные, так и отрицательные стороны машины, чтобы будущий покупатель смог оценить, насколько положительные стороны ему полезны, и будут ли ему «допекать» отрицательные. Здесь мы пока не нашли отрицательных сторон. Уж больно хороша машина. И удивляться этому не стоит: мотоблок сделан высококлассным итальянским специалистом Арриго БЕНАССИ (Arrigo Benassi), одним из признанных лидеров в области конструирования сельско-хозяйственной мини-техники.


Это была первая часть статьи "Многофункциональные мотоблоки от BENASSI. Тест-драйв.". Читать вторую часть.




Наши товары, которые описываются в этой статье:

Нет в наличии

Мотоблок Benassi Ghepardo-4R-7

Нет в наличии

Мотоблок Benassi Ghepardo-4R-9

Нет в наличии

Мотоблок Benassi Ghepardo-4LN


Нет в наличии

Мотоблок Benassi Ghepardo-4LD

В магазин

Киев, Частное предприятие Технический центр "Садово-огородная техника"

Многофункциональный мотоблок BCS 720

Дополнительные категории: