Осетинская скважина


Северо-Осетинская энергосистема

Первая гидроэлектростанция в Северной Осетии была построена в 1897 году бельгийцами и располагалась в Алагирском ущелье. Она использовалась для нужд Садонского рудоуправления. Ее мощность составляла 750 л.с.

2 марта 1900 года бельгийцы заключили договор с Владикавказской городской думой на постройку теплоэлектростанции непосредственно во Владикавказе. В ходе переговоров было учреждено «Бельгийское анонимное акционерное общество Владикавказских электрических трамваев и освещения», которое стало частью смешанного русско-бельгийского акционерного горнопромышленного и химического общества «Алагир».

Владикавказская электростанция вступила в работу осенью 1904 года. Тогда же был пущен и первый трамвай. Первоначально мощность этой станции составляла 405 кВт и обслуживала она в основном трамвай, выделяя освещению города незначительную часть своей мощности. Однако мощность станции в 1911 году была доведена до 685 кВт, а в 1915 году - до 885 кВт.

Всего в Северной Осетии до революции было построено более двух десятков электростанций общей мощностью около 3000 кВт.

Цветная металлургия Северной Осетии на базе Садонских месторождений полиметаллических руд потянула за собой за собой всю электроэнергетику.

В 1924 году по решению Северо-Осетинского обкома партии было намечено построить с Беслановским маисовым комбинатом сравнительно большую тепловую электростанцию мощностью 1200 кВт. В том же году на строительную площадку БМК доставили оборудование для ТЭЦ. Впоследствии ее мощность была увеличена до 3000 кВт, что позволило электрифицировать близлежащие села.

В июле 1934 года было создано «Севкавэнерго» и расположилось оно в г. Пятигорске. В 1937 г. РЭУ «Севкавэнерго» было ликвидировано и вместо него создано Районное управление «Орджэнерго».

В начале 1920 года начал разрабатываться План ГОЭЛРО. Первым пятилетним планом электрификации было предусмотрено строительство Гизельдонской ГЭС мощностью 22,5 МВт на горной реке Гизельдон. Однако, у проекта нашлись и серьезные противники. Несмотря на все трудности, строительство по проекту «Севкавказэнергопромстроя» самой высоконапорной в стране (312 м) Гизельдонской ГЭС было продолжено. За период с 1927 по 1934 г. строительство дважды консервировалось для последующего уточнения геологии и изменения проекта. 29 июня 1934 года несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться проектировщикам и строителям, станция вступила в промышленную эксплуатацию. Работая в параллели с Грозненскими электростанциями, а затем в объединенной энергосистеме Северного Кавказа, она многократно окупила затраты на ее сооружение. В наши дни ГЭС могла бы уйти на «отдых», она это заслужила, но продолжает работать, как и Баксанская ГЭС, построенная по плану ГОЭЛРО.

В 1932-1935 гг. в г. Орджоникидзе для выдачи мощности Гизельдонской ГЭС были построены подстанция 110 кВ: «Орджоникидзе-1», ВЛ 110 кВ «Орджоникидзе – Гизельдонская ГЭС» и «Орджоникидзе – Плиево – Грозный», ВЛ 35 кВ «Плиево – Нижние Ачалуки – Вознесенская – Малгобек». Введены подстанция 110 кВ «Грозный», подстанции 35 кВ в Нижних Ачалуках, Вознесенской и Малгобеке для электроснабжения нефтяных месторождений Грозненского района. С пуском Гизельдонской ГЭС и вводом ВЛ 110-35 кВ в 1937 году во Владикавказе было создано Районное энергетическое управление «Орджэнерго». Завод «Кавцинк» получил надежное двустороннее электропитание (со стороны Грозного и Гизельдонской ГЭС). Началась электрификация Северной Осетии, которая первая из всех национальных образований, краев и областей Северного Кавказа осуществила сплошную электрификацию.

В 1937 году, в состав РЭУ «Орджэнерго» были включены энергопредприятия треста «Грознефтезавода» «Главнефти», расположенные в Чечено-Ингушетии ТЭЦ им. Коминтерна, ТЭС «Красная турбина» и Грозненский сетевой район.

В связи с приближением фронта в 1942 году оборудование электросетевого хозяйства, Гизельдонской ГЭС и тепловых электростанций «Орджэнерго» было эвакуировано в восточные районы страны. В конце октября немцы вошли в Северо-Осетинскую АССР. Упорные бои завязались вблизи Гизельдонской ГЭС в районе селения Верхняя Саниба и Дзуарикау. Прорваться в ущелье реки Гизельдон фашистам не удалось. Уже в ноябре 1943 года начались восстановительные работы на Гизельдон ГЭС.
Прибывшие на Северный Кавказ летом 1943 года из Сталинграда линейщики восстановили линию электропередачи «Орджоникидзе – Нузал» протяженностью 75 км, проходящую в горах Северной Осетии и питавшую рудники Садонского комбината, а также ЛЭП «Грозный – Плиево», снабжавшей энергией нефтяные скважины у Терского хребта. Большие трудности возникли при восстановлении подстанций в горах. К июню 1944 года последний агрегат Гизельдонской ГЭС был включен в сеть.

В 1944 году «Орджэнерго» переименовывается в «Севкавказэнерго». Наряду с восстановительными работами, велось строительство и новых энергетических объектов, так как одной Гизельдонской ГЭС уже было недостаточно для покрытия возрастающей нагрузки электропотребителей. Дефицит мощности, который возникал в случае отключения ВЛ 110 кВ «Грозный – «Орджоникидзе-1», мог привести к нарушению технологического процесса электролиза на заводе «Электроцинк» и громадному материальному ущербу. Срочно были выполнены проекты Орджоникидзевской ГЭС и Эзминской ГЭС.

Ещё во время войны, в 1943 году была организована диспетчерская служба «Севкавказэнерго». До организации диспетчерского управления функцию дежурного диспетчера системы выполнял дежурный инженер подстанции 110 кВ «Орджоникидзе-1».

В августе 1948 года была введена в работу Оржоникидзевская ГЭС мощностью 9,2 МВт, расположенная на реке Терек в южной части Владикавказа. В 1951 г. была построена ВЛ 110 кВ «Орджоникидзе-1 – Нальчик» по которой через сети «Севкавказэнерго» часть избыточной мощности грозненских ТЭЦ передавалась на запад объединенной энергосистемы через подстанцию «Нальчик».

В 1954 году закончилось строительство Эзминской ГЭС мощностью 45 МВт на реке Терек. В 1955 году строящаяся Чирюртская ГЭС была выведена из состава «Севкавказэнерго», а в 1956 году на базе этой станции, а также Каспийской и Махачкалинской ТЭЦ было организовано РЭУ «Дагэнерго».

В связи с образованием совнархозов автономных республик в 1958 году из состава «Севкавказэнерго» вышли Новогрозненская ТЭЦ, Грозненская ТЭЦ, Грозненский сетевой район, РМЗ и отделение «Энергосбыта». С этого момента в зону действия «Севкавказэнерго» входят электроустановки, находящиеся только на территории Северной Осетии.

Установленная мощность энергосистемы 77 МВт с момента ввода последнего агрегата на Эзминской ГЭС практически не изменилась. Имеющиеся избытки мощности «Грозэнерго» ежегодно снижались по мере роста максимума нагрузок и электропотребления восточной части ОЭС Северного Кавказа. Для спасения Восточной части объединенной энергосистемы от непокрываемого дефицита в 1962 году была построена ВЛ 330 кВ «Машук – Орджоникидзе» и временно, до появления напряжения 330 кВ на подстанции Машук, была включена на напряжение 110 кВ. В 1964 году на вновь построенной подстанции «Орджоникидзе-2» вводится трансформатор №1 330/110 кВ мощностью 120 MB А, а ВЛ 330 кВ «Машук – Орджонкидзе-2» переводится на свое номинальное напряжение.

Чтобы предупредить энергетический кризис в Осетии в 1971 году вводится вторая ВЛ 330 кВ в габаритах 500 кВ «Невинномысская ГРЭС – Орджоникидзе-2». Для формирования транзита 330 кВ «Чиркейская ГЭС – Орджоникидзе-2» в 1973 году вводится ВЛ 330 «Орджоникидзе-2 – Грозный».

В 1983 году для покрытия возросших нагрузок Моздокского района и резервирования сетей 110 кВ вводится подстанция «Моздок-330».

Несмотря на ресурсы бассейна реки Терек, энергосистема «Севкавказэнерго» испытывала постоянную нехватку электроэнергии. К концу 60-х годов дефицит по электроэнергии достигал 87-86 %.

В 1978 г. по проекту, выполненному институтом «Армгидропроект», началось строительство первой гидроэлектростанции Зарамагского каскада ГЭС на левом притоке Терека, реке Ардон.

«Бухар-Дон» - живительная сила природной воды!

Комсомольская правда

РекламаЗДОРОВЬЕРеклама Северный Кавказ

7 августа 2008 1:00

История этой великолепной живительной воды началась в 2003 году, когда у подножия горы Заманкул в Северной Осетии была пробурена скважина

Уникальность воды заключается в том, что скважина находится на территории завода ООО «Бухар-Дон» и на линии розлива поступает сразу, не теряя всех своих первоначальных природных свойств.

Все знают о волшебных свойствах природной минеральной воды - ею можно не только утолить жажду, но и помочь нашему организму получить полезные микроэлементы и минеральные соли. Согласитесь, ослабленный иммунитет, плохая экология - все это негативно сказывается на состоянии организма современного человека. Причем из года в год эта проблема лишь усугубляется. Чтобы хоть как-то вооружить иммунную систему своего организма, необходимо составлять рацион питания из экологически чистых продуктов, а следовательно, включать в него природную минеральную воду.

Дар самой природы

Давно известно, что извлекаемая из недр земли вода с повышенным содержанием биологически активных химических компонентов и газов обладает целебными свойствами. Недаром на месте многих из таких источников расположены современные санатории и курорты.

Природная маломинерализованная вода «Бухар-Дон» понравится всем, кто внимательно следит за состоянием своего организма. Эта вода обладает мягкими вкусовыми качествами, поэтому ее так приятно пить. Употреблять «Бухар-Дон» могут и взрослые, и дети, возрастных ограничений для природной минеральной воды нет.

История этой великолепной живительной воды началась в 2003 году, когда у подножия горы Заманкул в Северной Осетии была пробурена скважина № 9-3 глубиной 250 м. Следует подчеркнуть, что окрестности Заманкула на сегодняшний день являются экологически чистой местностью на Осетинской наклонной равнине. Именно в этих благословенных краях, курортно-рекреационной зоне РСО - А, из пробуренной скважины и бьет гидрокарбонатно-хлоридно-сульфатно-натриевая минеральная вода без специфических свойств и компонентов. Уникальность воды заключается в том, что скважина находится на территории завода ООО «Бухар-Дон» и на линии розлива поступает сразу, не теряя всех своих первоначальных природных свойств, скважина находится в экологически благоприятном районе, отдаленном от промышленных объектов, что исключает влияние вредных внешних факторов.

Пей настоящий «Бухар-Дон»!

Вкусная и полезная вода уже успела полюбиться не только жителям Северной Осетии, но и потребителям из других близлежащих регионов. Многие, зная об уникальных свойствах «Бухар-Дона», испытали их действие на себе. Естественно, широкая популярность у населения не осталась незамеченной предприимчивыми мошенниками, которые стали подделывать «Бухар-Дон». Настоящая природная минеральная лечебно-столовая вода выпускается в ПЭТ-бутылках емкостью 0,6 л и 1,5 л и в стеклянных бутылках емкостью 0,5 л. Тем, кто не хочет стать жертвой фальсификации, следует обращать внимание на этикетку, на наличие стикера на пробке, да и на саму бутылку. Плохое качество печати на этикетке или непривычная для «Бухар-Дона» форма бутылки должны насторожить покупателя. Помните, что подделка не только не обладает чудесными свойствами воды «Бухар-Дон», но и может навредить вашему организму.

НАША СПРАВКА

В переводе с осетинского «Бухар-Дон» означает «вода Бухара». Дело в том, что в селе Заманкул жил уважаемый и почитаемый во всей Северной Осетии человек - Бухар Дзиоев. Все его замыслы были направлены на то, чтобы сделать жизнь своих земляков комфортной и беззаботной. Была у Бухара и одна заветная мечта - решить раз и навсегда проблему снабжения Заманкула питьевой водой. К великому сожалению, тяжелый недуг помешал этому благородному человеку претворить задуманное в жизнь, несколько лет назад Мухтара (Бухара) Кизильбековича не стало. Но его сыновья - Казбек, Олег, Эдуард, Игорь и Тамерлан - исполнили волю своего отца. Они нашли и пробурили чудесную скважину, из которой забил фонтан чистой, целебной воды. Новый минеральный источник сыновья назвали в честь отца. А мы сегодня имеем возможность наслаждаться великолепным вкусом природной живительной воды и испытывать на себе ее чудодейственные свойства.

363017 Россия, Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, с. Заманкул, ул. Дзусова, 21. Тел. (86737) 5-17-74, тел./факс: (86737) 5-17-08, е-mail: [email protected]. Адрес в Интернете: buhardon.ru

На правах рекламы.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД "Комсомольская правда" г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД "Комсомольская правда" г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Южная Осетия | Карта, история и признание

Южная Осетия , русский Южная Осетия , автономная республика в Грузии, провозгласившая независимость в 2008 году. Лишь несколько стран, в первую очередь Россия, сохраняющая военное присутствие в Южной Осетии, признают ее независимость . Южная Осетия занимает южные склоны гор Большого Кавказа. Этот регион населен в основном (около двух третей) осетинами, кавказским народом, говорящим на восточно-иранском языке. (Многие осетины также проживают в соседней республике Северная Осетия-Алания в России, занимающей северные склоны Большого Кавказа.) Большинство оставшихся жителей Южной Осетии — грузины. Его столица – Цхинвали. Поп. (2014) 53 532; (оценка 2016 г.) 53000.

Южная Осетия глубоко пересечена реками, которые используются для гидроэнергетики. Подавляющая часть региона находится на высоте более 3300 футов (1000 метров) над уровнем моря, и только около одной десятой его площади возделывается. Зерновые, фруктовые и виноградные культуры выращиваются частично на орошении. На более высоких склонах разводят овец, эксплуатируются значительные лесные богатства. Продолжающийся сепаратистский конфликт с Грузией, от которой Южная Осетия стремилась получить независимость, подорвал экономику Южной Осетии, а контрабанда через границу с Россией, с которой Южная Осетия более тесно идентифицирует себя, стала значительной.

В конце 1980-х гг. в Южной Осетии возникло сепаратистское движение, выступавшее за отделение от Грузии и присоединение к Северной Осетии-Алании. В 1989 году советские войска были отправлены для поддержания мира. Вскоре после того, как Грузия обрела независимость от Советского Союза в 1991 году, между осетинскими и грузинскими войсками вспыхнули ожесточенные бои, вынудившие тысячи людей бежать из Южной Осетии. В 1992 году Россия помогла добиться прекращения огня, условия которого предусматривали ввод миротворческих сил из Грузии, России, Северной Осетии-Алании и Южной Осетии, но статус сепаратистского региона остался нерешенным. В 1993 Южная Осетия утвердила конституцию, согласно которой регион стал республикой. Хотя он и не получил международного признания, в 1996 году он избрал президента. Последующие переговоры не привели к прекращению конфликта, и периодические боевые действия продолжались до начала 21 века.

Несмотря на то, что Южная Осетия заявила о своем стремлении к независимости на неофициальном референдуме в конце 2006 года, этот статус не был признан международным сообществом, и территория юридически осталась частью Грузии. Боевые действия между Южной Осетией и Грузией — и, в более широком смысле, между Грузией и Россией — резко обострились в августе 2008 г., когда грузинские войска вступили в бой с местными боевиками-сепаратистами, а также с российскими войсками, которые пересекли там границу с заявленным намерением защищать Российские граждане и миротворческие силы уже в регионе. В последующие дни российские силы взяли под свой контроль Цхинвал, столицу Южной Осетии, и боевые действия продолжали распространяться на другие части страны, включая Абхазию, второй сепаратистский регион, расположенный вдоль побережья Черного моря на северо-западе Грузии. Грузия и Россия подписали при посредничестве Франции соглашение о прекращении огня, которое требовало вывода российских войск, но напряженность сохранялась. Последующее признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии было осуждено Грузией и встречено критикой со стороны других членов международного сообщества.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Грузия: Абхазия и Южная Осетия

Конфликты, связанные с двумя сепаратистскими регионами Грузии – Абхазией и Южной Осетией – берут свое начало в советской и досоветской политике на (Южном) Кавказе. Всего в Грузии проживает более 80 этнических групп, самыми крупными и политически наиболее значимыми из которых являются грузины, армяне, русские, абхазы и южные осетины (Cornell 2001: 63). С 1988, Грузия пережила два насильственных этнических конфликта, а также короткую гражданскую войну, состоящую из двух фаз (Cornell 2001: 75). Последний был между различными политическими фракциями, борющимися за контроль над грузинским государством, в то время как первые были, по сути, результатом все более агрессивного грузинского национализма во время и после умирающих дней Советского Союза. И Абхазия, и Южная Осетия пользовались существенной автономией на протяжении всего советского периода, и хотя население обоих регионов было этнически смешанным, так было до усиления грузинского национализма с конца XIX века.В 80-х годах возникла напряженность. Националистическое движение в Грузии еще более радикализировалось после того, как советские войска подавили демонстрацию в апреле 1989 года. Призывы к независимости, юридическое провозглашение грузинского языка единственным официальным языком в августе 1989 года, референдум о независимости Грузии и последующее избрание лидера националистов Звиада Гамсахурдия. в мае 1991 года представляют собой фон, на котором эта напряженность переросла в полномасштабный насильственный конфликт: абхазы и южные осетины хотели сохранить и остаться в составе Советского Союза, считая свое выживание в качестве этнокультурных сообществ, отличных от грузинского большинства, остро опасность в независимом грузинском государстве (Cohen 2002, Coppieters 1999, Веннманн, 2006 г. ). Южная Осетия  Южные осетины принадлежат к той же этнической группе, что и жители Северной Осетии (ныне автономная республика в составе России, которая считается коренной родиной осетин). Присутствие (южных) осетин в современной Грузии насчитывает всего несколько сотен лет (Cornell 2001: 96) и часто используется грузинскими националистами для оспаривания любых прав южных осетин на территорию, на которой они живут. В 1989 году южные осетины составляли немногим более двух третей населения своей автономной области, примерно 65 000 человек из 9 жителей.8000 (Корнелл 2001: 99). Однако в то время в других регионах Грузии было еще около 100 000 осетин. Напряженность нарастала в последние годы существования Советского Союза и первоначально переросла в полномасштабный конфликт в период с ноября 1989 г. по январь 1990 г. Спровоцированный «Маршем на Цхинвали», столицу Южной Осетии, в августе от 20 000 до 30 000 грузинских националистов, предположительно чтобы защитить грузинское население города, последовавшее за этим насилие привело к гибели шести человек и ранению еще 140 человек (Cornell 2001: 101). Впоследствии южные осетины не только бойкотировали политический процесс в Грузии, в том числе 19 сентября90 выборов, но и провозгласили независимость своего региона, в то время как грузины фактически упразднили автономию Южной Осетии, провозгласив Грузию независимым унитарным государством без внутренних границ. Первоначально Тбилиси ответил только экономической блокадой, но в 1991 году произошла значительная эскалация боевых действий, которая привела к оккупации грузинской столицей Южной Осетии Цхинвали. Несколько раз в марте, июне и сентябре Гамсахурдия, пытавшийся использовать Южную Осетию для укрепления своей власти в Грузии (Wennmann 2006: 14), не смог восстановить полный грузинский контроль над Южной Осетией перед лицом хорошо организованного , высокомотивированное и поддерживаемое Россией сопротивление. Конфликт затянулся еще на год, но с устранением Гамсахурдиа в декабре 1991 и согласия бывшего министра иностранных дел СССР Эдварда Шеварднадзе на пост президента Грузии в марте 1992 г. [1] потребовалось лишь одно окончательное поражение грузинских войск, чтобы проложить путь к заключенному при посредничестве ОБСЕ сочинскому соглашению от июня 1992 г., которое установило постоянное прекращение огня и военная зона отчуждения. За ним последовало развертывание Миссии наблюдателей ОБСЕ и миротворческих сил СНГ под руководством России, а также создание так называемой Совместной контрольной комиссии, призванной содействовать взаимодействию сторон на повседневной основе. Эта схема работала относительно хорошо во время президентства Эдварда Шеварднадзе, руководствуясь в первую очередь прагматическими соображениями, которые гарантировали выгоды для всех сторон в результате относительной стабильности, основанной на принятии статус-кво (ср. Lynch 2004). Приход Саакашвили к власти в 2003 году существенно изменил эту конфигурацию, поскольку новый президент в соответствии с ключевым предвыборным обещанием восстановил полный суверенитет на всей территории Грузии. Успех, достигнутый им во время правления в Аджарии в апреле 2004 года, придал смелости Саакашвили летом того же года перебраться в Южную Осетию под предлогом упразднения Эргнетского рынка. Хотя мало кто сомневается, что торговля на этом рынке была связана с контрабандой, он также предоставил одну из немногих возможностей для прямого взаимодействия между грузинами и югоосетинцами. Насилие во время и после закрытия рынка разрушило большую часть доверия, установившегося между обеими сторонами, и поставило под угрозу продолжавшиеся в то время мирные переговоры. На самом деле в начале августа насилие достигло таких масштабов, что между властями Грузии и Южной Осетии было достигнуто официальное соглашение о прекращении огня, которое было нарушено в течение нескольких дней. Насилие продолжалось большую часть лета, грузинские силы добились некоторых стратегических успехов, но в конечном итоге вывели свои вооруженные силы и согласовали с Южной Осетией в ноябре в Сочи очередной раунд официальных мер по демилитаризации. Тем не менее, события 2004 г. способствовали дальнейшей поляризации и радикализации всех сторон, увеличению частоты и интенсивности столкновений вдоль линии прекращения огня вплоть до полномасштабной войны в августе 2008 г. Конфликт в Южной Осетии привел к гибели около 1000 человек, 100 000 человек были вынуждены бежать, а домам и инфраструктуре был нанесен значительный ущерб (International Crisis Group 2004: 4). В дополнение к этническим грузинам и южным осетинам, уехавшим из региона в собственно Грузию и Северную Осетию, соответственно, очень большое количество южных осетин также было изгнано из своих домов в самой Грузии. В Южной Осетии сегрегация между двумя общинами значительно усилилась в результате конфликта, когда представители каждой этнической группы укрывались в районах, контролируемых «их» стороной. Абхазия  Исторически сталинский период был периодом преследований и уничтожения политической и культурной элиты абхазского населения в Грузии. Абхазия в этот период также испытала массовый приток грузин, в результате чего доля этнических абхазов среди постоянного населения снизилась примерно до одной трети с конца 1930-х до начала 1950-х годов, а к 1989 году она снизилась до менее 18%. огрузинизации продолжалось и после сталинских лет и вызвало несколько коротких вспышек насилия в 1957, 1967, 1978 и 1981 (Cornell 2001: 155ff. ) Возрождение грузинского национализма при первом лидере Грузии после обретения независимости Звиаде Гамсахурдиа не могло не рассматриваться как предвестник худших событий, которые грядут абхазы и привели их к заключению. что создание собственного государства было тем более необходимо для обеспечения их этнического выживания (International Crisis Group 2006: 3). После провозглашения Грузией независимости в 1991 году и одновременной отмены автономии Абхазии абхазы немедленно восстановили свои 1925 конституции, определяя ее как независимое государство, объединившееся с Грузией на основе специального союзного договора, и приступили к заявлению о своем желании покинуть Грузию и остаться в составе Советского Союза/Российской Федерации. Это быстро переросло в открытое насилие, когда грузинские силы захватили Гальский район в августе 1992 года и отрезали Абхазию от России. Однако предлогом терактов послужили якобы похищения грузин сторонниками Звиада Гамахурдиа, свергнутого в результате переворота 19 декабря. 91 года тремя грузинскими полевыми командирами, которые впоследствии попросили уроженца Грузии Шеварднадзе возглавить страну в этот трудный период. В результате наступления грузин абхазское руководство было вынуждено отступить из Сухуми, но тут же перегруппировалось и организовало партизанское сопротивление. При поддержке северокавказских, в частности чеченских, боевиков, а также при поддержке российской авиации (Сабанадзе 2002: 11) абхазы быстро отвоевали большую часть первоначально потерянной территории, а контроль Грузии сократился до Ходорского ущелья и Гали. Перемирие согласовывалось и нарушалось снова и снова до 19 мая.94 года, когда Московское соглашение установило постоянную линию прекращения огня с запретными военными зонами с обеих сторон. Параллельно Совет Безопасности ООН принял резолюцию 854 об учреждении Миссии наблюдателей ООН в Грузии (МООННГ). СНГ, в котором доминирует Россия, также направила в регион миротворческие силы. С тех пор нарушения были редки, хотя общая ситуация с безопасностью, особенно в Кодорском ущелье, удерживаемом Грузией районе Абхазии, резко ухудшилась в 1998, 2001, 2006 и 2008 годах, поставив обе стороны на грань новой войны. Всего в боях погибло около десяти тысяч человек; кроме того, около четверти миллиона грузин были перемещены из Абхазии (Alertnet 2007). Экономические и политические последствия войн Экономические и политические последствия войн в Южной Осетии и Абхазии и последующих спорадических вспышек насилия на протяжении полутора десятилетий после заключения соглашений о прекращении огня следует рассматривать в контексте более широких грузинских и региональных событий, особенно слабости грузинского государства и бурной смены власти во время «революции роз», нестабильности и насилия в кавказском регионе в целом, особенно в отношении Чечни, а также ухудшения грузино- Российские отношения. Экономический ущерб, причиненный насилием в Абхазии, оценивается в 11 миллиардов долларов (International Crisis Group 2006: 15), а восстановление экономики, если оно и было, было медленным и первоначально почти полностью зависело от России. Однако 19 январяВ 1996 году Россия согласилась на эмбарго СНГ против Абхазии в обмен на поддержку Грузии в первой чеченской войне. Это имело серьезные пагубные последствия для Абхазии. К 1999 году российско-грузинские отношения ухудшились, а с началом второй чеченской войны эмбарго СНГ рухнуло, и Россия перестала его обеспечивать. В последние несколько лет ЕС также предпринял более значительные политические и финансовые усилия, чтобы внести свой вклад в восстановление экономики региона. Кроме того, Абхазия находится в относительно привилегированном положении с точки зрения самообеспеченности продовольствием и электричеством (Cornell 2001: 181). Оживление туризма, особенно после 1999 и в контексте улучшения российско-абхазских отношений еще больше способствовало восстановлению экономики. Южная Осетия понесла такой же значительный ущерб во время войны, но у нее гораздо меньше возможностей для восстановления. Крайне бедный регион даже по грузинским меркам, до недавнего времени почти не было инвестиций в экономику. Программа экономической реабилитации, управляемая ОБСЕ и финансируемая ЕС, а также прямые российские пожертвования пока не продемонстрировали сколько-нибудь значительного воздействия. Более того, экономическая деятельность России в регионе, включая поставки энергоносителей и строительство газопроводов, была признана незаконной (International Crisis Group 2007: 23). Еще одним источником напряженности стала зависимость Южной Осетии от поставок воды из самой Грузии. В политическом плане еще до грузино-российской войны в августе 2008 года Южная Осетия и Абхазия превратились в де-факто государства, хотя и относительно слабые. Этот процесс, растянувшийся на последние полтора десятилетия, был обусловлен как личными политическими устремлениями, так и организованной преступной деятельностью. Прежде всего, он оставался политически, экономически и в военном отношении полностью зависимым от России, включая использование российского рубля почти во всех коммерческих и частных сделках. Жителям Абхазии и Южной Осетии разрешили получить российское гражданство и паспорта, что, по крайней мере частично, способствовало увеличению эмиграции в Россию, особенно со стороны южных осетин. В свою очередь, это дало России основание для ее утверждений о том, что ее действия во время августовской войны были направлены на защиту собственных граждан. Два режима в Абхазии и Южной Осетии всегда имели хотя бы ограниченную степень политической легитимности в глазах местного населения, но ни они, ни выборы, в результате которых они возникли, ни проведенные ими референдумы не получили международного признания до 2008 года. когда Россия после военного противостояния с Грузией в августе решила признать независимость обоих образований. В обоих образованиях власть сосредоточена в руках нескольких политиков, тесно связанных с силами безопасности, бизнесом и организованной преступностью и легко доминирующих во всех ветвях власти. Южная Осетия находится под контролем Эдуарда Кокойты, бывшего чемпиона по борьбе, имеющего российское гражданство и победившего в двух последовательных турах президентских выборов в декабре 2001 г. и ноябре 2006 г. Ни выборы, ни Кокойты не имеют никакой международной легитимности или признания, кроме Россия и другие отколовшиеся режимы на территории бывшего Советского Союза, которые с тех пор давно установили друг с другом «дипломатические отношения». Абхазия — столь же сомнительный пример демократии. Его нынешний президент Сергей Багапш был избран в январе 2005 года, после трех месяцев беспорядков после горячих споров на выборах в октябре прошлого года, когда, после предполагаемых широко распространенных нарушений, разделенная избирательная комиссия объявила Багапша победителем над его поддерживаемым Кремлем соперником Раулем Хаджимбой. Верховный суд Абхазии первоначально поддержал решение избирательной комиссии, но был запуган толпой, поддерживающей Хаджимбу, и заставил его изменить это решение. После новых беспорядков и насилия в Абхазии бывшие соперники согласились баллотироваться по общему списку на повторных президентских выборах в январе 2005 года. И нынешний президент, и вице-президент имеют предыдущий опыт работы в правительстве — Багапш был премьер-министром с 19с 97 по 2001 год, когда его сменил Хаджимба, который занимал этот пост до выборов в октябре 2004 года. Сочетание экономической разрухи военного времени, политической неопределенности и нестабильности также создало возможности для различных местных и транснациональных преступных сетей и способствовало созданию среды, в которой без надлежащего государственного контроля может процветать коррупция, чему дополнительно способствуют низкий уровень жизни и слабость правоохранительных органов. со всех заинтересованных сторон. Абхазия стала перевалочным пунктом для героина и, таким образом, в первую очередь связана с транснациональной организованной преступностью, в то время как нищая Южная Осетия, один из наиболее хорошо вооруженных регионов Грузии, страдает преимущественно от мелкой местной преступной деятельности, такой как грабежи, похищения людей и т.д. и контрабанда. Роль России Грузино-российские отношения почти в равной степени определялись и были обусловлены событиями в обеих конфликтных зонах. Став президентом Грузии в 2004 году, Михаил Саакашвили сделал приоритетом своей политики полное и безоговорочное восстановление суверенитета Грузии на всей ее территории. Хотя ему удалось установить контроль Грузии над другим сепаратистским регионом, Аджарией, попытки повторить этот успех с Южной Осетией или Абхазией не увенчались успехом. Предложения об автономии и федеральном статусе Южной Осетии в 2004 г. и Абхазии в 2006 г. соответственно были отклонены, и напряженность постепенно нарастала, что потребовало нескольких международных вмешательств на высоком уровне, таких как публичные и частные комментарии Джорджа Буша-младшего во время его визита в Грузию в 2005 г. , чтобы предотвратить грузинские военные авантюры. То, как Саакашвили усилил свою риторику, резко контрастировало с более сговорчивой политикой Шеварднадзе, который прямо не бросал вызов статус-кво, установленному в начале XIX века.90-е. Прямым следствием политики Саакашвили стало ухудшение грузино-российских отношений[2]. Поскольку Грузия начала обвинять Россию в фактической аннексии ее территории посредством раздачи пенсий и паспортов жителям Абхазии, финансовой поддержки и обучения абхазских военных, инвестиций в образование и торговли с ним (International Crisis Group 2007: 5), Москва , в свою очередь, поднимал вопрос Косово как прецедент международного признания Абхазии еще в 2006 году. Выступая на пресс-конференции в январе 2006 года, Владимир Путин призвал к универсальным принципам урегулирования замороженных конфликтов: «Нам нужны общие принципы, чтобы найти справедливое решение этих проблем на благо всех людей, живущих на охваченных конфликтом территориях… Если люди верят, что Косово можно предоставить полную независимость, то почему мы должны отказывать в ней Абхазии и Южной Осетии?» (Радио Свобода, 2006 г. ). Эта аргументация стала официальной российской политикой и приобрела легитимность после одностороннего провозглашения независимости Косово в феврале 2008 года и его последующего признания большим числом, преимущественно западных и прозападных стран. Политика Путина в отношении Абхазии и Южной Осетии, а в более широком смысле и Грузии, знаменовала собой явный отход от эпохи Ельцина, когда в целом слабая Россия оказалась в затяжной войне с Чечней и стремилась к сотрудничеству Грузии в борьбе с ней. Предоставление абхазам и южным осетинам возможности получить российское гражданство и паспорта, активизация политического, экономического и военного сотрудничества с двумя сепаратистскими регионами, а также все более жесткая риторика и действия в отношении Грузии отчасти отражали возродившуюся напористость России в СНГ и на международной арене. Арена в более широком смысле. В то же время, однако, грузинская политика облегчила реализацию российской стратегии: изоляция Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии оставила двум регионам очень мало, если вообще, вариантов, кроме установления более тесных связей с Россией, антигрузинской антироссийской политикой. - Российская риторика не могла не натолкнуться на ответ Москвы, и стремление Саакашвили сделать Грузию перспективным членом НАТО (и ЕС) не могло не вызвать тревоги в Кремле.[3] Политика Москвы в отношении обеих зон конфликта также определялась различными группами, которые, хотя и оказывали поддержку местным элитам, делали это по разным причинам, включая экономические интересы (особенно в Абхазии и связанные с туристической и портовой инфраструктурой), соображения безопасности (регионально связанный с нестабильностью на Северном Кавказе; глобально связанный с опасениями дальнейшего расширения НАТО и ЕС и растущего присутствия США) и простое недовольство грузинскими националистами. Вторжение России в Грузию, спровоцированное нарушением Грузией существующего соглашения о прекращении огня, и последующее признание независимости Южной Осетии и Абхазии являются беспрецедентными для российской политики в отношении так называемых замороженных конфликтов по соседству. Однако за этой эскалацией средств, используемых для отстаивания интересов России в СНГ, последовала готовность России стать частью женевских переговоров, спонсируемых ЕС, ООН и ОБСЕ, новая инициатива по Нагорному Карабаху и признаки более серьезного готовность найти компромисс по Приднестровью.

[1] Позже Шеварднадзе стал избранным президентом Грузии, пока не был свергнут в ходе так называемой «революции роз» в октябре 2003 года и заменен Михаилом Саакашвили. [2] В период правления Шеварднадзе и после него еще одной региональной горячей точкой и источником грузино-российской напряженности было Ходорское ущелье, грузинский форпост в восточной Абхазии, который стал убежищем для грузинских партизан и чеченских региональная нестабильность в Кавказском регионе (см. Murer 2006). [3] Следует сказать, что российская политика не всегда была образцом согласованности: Россия в то же время стремилась стать посредником между Абхазией и Грузией в вопросе о возможном федеративном устройстве между Абхазией и Грузией и более тесно интегрировать Абхазию в российскую экономика. Нынешний президент Абхазии Сергей Багапш не был предпочтительным кандидатом от России на выборах руководства Абхазии в 2005 г., и при этом он изначально не был ярым сторонником тесных связей с Россией, в отличие от своего южноосетинского коллеги Эдварда Кокойты, избранного в 2001 г.


Learn more