Щеколда на ворота


Щеколда на калитку своими руками

Конструкция любых ворот предусматривает монтаж засова или иного запорного механизма. Без этого элемента смысл установки входной калитки попросту теряется. Довольно часто запорные механизмы уже идут в комплекте, однако, ничто не мешает изготовить засовы на ворота своими руками. Об этом и не только — в этой статье.

Основные модели запоров

В современном мире существует огромное количество самых разнообразных товаров и засовы для ворот — не исключение. Их основные отличия заключаются не только во внешнем виде, но и способе крепления, типе конструкции и удобстве эксплуатации. Мастера выделяют 3 основных вида таких механизмов, каждый из которых можно изготовить своими руками:

  • Горизонтальные. которые подразделяются на верхние, центральные и нижние. Горизонтальные запоры лучше всего устанавливать на ворота в гараж.
  • Вертикальные. которые также имеют 3 подраздела — верхние, центральные и нижние.
  • Дополнительные. Такие элементы чаще всего ставятся на калитки частных домов или двери хозяйственных построек.

Изготовление запоров своими руками

В категории засовов для ворот наблюдается огромное разнообразие моделей. Но, как и в любом другом соперничестве, побеждают наиболее простые, но эффективные решения:

  • Запоры на проушинах. Самый распространённый вариант, который легче всего изготовить своими руками. В центральной части створок, в том месте, где они прилегают друг к другу, приваривают по одной проушине на каждой стороне. В получившийся проём впоследствии можно будет повесить обычный навесной замок.
  • Штырьковый механизм. Стандартное устройство, которое работает по принципу запора на контейнерах. На углах створок методом сварки устанавливается вертикально по одной полой металлической трубе. При этом трубка не должна быть длиннее 20 см. Такие же отрезки труб вкапывают в грунт. Затем берётся 2 40–50 сантиметровых куска арматуры, которым придаётся форма шпингалета. После этого каждый запор «продевается» вертикально через полые трубки.
  • Засов. Чтобы сделать такой запор для ворот своими руками, потребуются 4 металлические скобы, основание и шпингалет. Скобы приваривают к металлическому основанию, и проводят через них засов. Чтобы засов не выпадал, можно приварить к нему небольшую ручку или иной ограничитель. Чтобы изготовление своими руками было максимально надёжным, длина засова должна равняться длине створки ворот.
  • Защёлка. Необходимы 4 либо 6 Г-образных металлических крючков, одинаковых по размерам. Крюки устанавливают примерно в местах соприкосновения створок ворот и на противоположных концах. Через эту конструкцию продевается металлическая трубка или засов. Как и в предыдущем варианте, возможно придание засову формы шпингалета.

У таких моделей есть огромные преимущества: возможность их создать своими руками, простота в эксплуатации и надёжность. По этим причинам, собственноручные защитные механизмы и обрели такую популярность.

Заводские изделия

Производственные механизмы схожи с изготовленными собственноручно. Они тоже надёжны и просты в обращении. Однако вместо потраченного на изготовление времени, придётся расплачиваться финансами. Сейчас наиболее популярны следующие модели:

  • Ручки. Могут использоваться поворотные либо нажимные. Функции у таких ручек схожи — обеспечивать открытие/закрытие ворот и фиксировать их положение в закрытом состоянии. Исключения лишь в том, что первые необходимо поворачивать, а вторые — вдавливать. Для изготовления такого механизма понадобится специальное оборудование, поэтому производят их только на фабриках, а поставляют в комплекте или отдельно.
  • Накладные замки. Как понятно из названия, их устанавливают на дверь или ворота. Главное преимущество при монтаже — небольшой фронт работ. Здесь достаточно закрепить устройство на одной створке, а на вторую поставить заглушку.
  • Кодовые замки. Такие защитные механизмы были популярны в подъездах многих жилых домов до наступления «эры домофонов». И действительно, достаточно нажать на 2–3 кнопки и дверь сразу откроется. Однако значительный недостаток в том, что злоумышленники могут без труда разгадать код замка, если тот используется долгое время. Поэтому рекомендуется приобретать кодовый замок, в котором также есть запор на ключ. Стоит сказать, что несмотря на недостатки и сложность в установке, такие устройства до сих пор встречаются повсеместно на воротах и дверях гаражей.

И в заключение

Запоры, засовы, замки и другие механизмы, защищающие собственность, используются не одну сотню лет. От момента зарождения идеи и до наших дней эти устройства обрели значительное развитие. Появились сложные механизмы, несколько степеней защиты. вовсю используется видеонаблюдение для ворот или входных дверей. однако, люди не оставляют без внимания и более простые решения. Засовы должны быть простыми в использовании, но, тем не менее, надёжными. По этой причине до сих пор применяются запоры, штыри, защёлки и другие нехитрые механизмы.

Данилко Степан Игоревич

Как и чем закрывать калитку?

Любая дверь должна быть оборудована устройством, которое могло бы удерживать ее как в закрытом, так и в открытом положении. Фиксация предполагает применение самых различных устройств.

Самое простое из них – дверной крючок. Но это не самый лучший запор для калитки, ведь его подвесная установка очень неудобна.

Преимущества установки щеколды

Щеколда на калитку – очень нужная и практичная вещь.

Ее главными плюсами являются:

  • Простота в использовании и надежность. Отмычкой ее открыть невозможно, также проблематично сломать – удар распределяется по всему полотну калитки. Только применяя «болгарку», можно такой засов обрезать. Но для вора это абсолютно не приемлемо. Во-первых, работает машина очень шумно, а во-вторых, щеколда закрывается изнутри, что само по себе является неприятным симптомом для злоумышленника и означает, что хозяева находятся дома.
  • Еще одной положительной стороной является то, что во время экстремальной ситуации ее легко и быстро можно открыть. Этот фактор во время пожара может оказаться очень важным. Такой засов, в отличие от замка, который под действием высокой температуры может заклинить, не подведет.

Как изготавливается засов?

Для того чтобы своими руками изготовить засов, необходим набор следующих материалов и инструментов:

  1. Щеколды.
  2. Бруски деревянные.
  3. Швеллеры.
  4. Дрель.
  5. Болты и гвозди.
  6. Сварочный аппарат.
  7. Крепкая веревка.

Все перечисленные элементы наверняка найдутся у любого хозяина. Как правило, засов на калитке может быть накладным или врезным. Они отличаются по конструкции, но действуют примерно одинаково.

Как установить запор на калитку с веревкой и щеколдой?

Чтобы установить такой засов, необходима щеколда, оборудованная фиксатором с одной стороны. Ее закрепляют под углом 40 градусов.

Потом протягивают своими руками сквозь направляющие кольца прочный шнур, окончание которого размещают в доступном месте.

Конец этого шнура нужно будет дергать для того, чтобы калитка открылась.

Этот метод установки запора на калитку является удобным только для хозяев, у посетителей могут возникать определенные проблемы.

Как установить запор со щеколдой и балкой?

Такой засов является отличным способом для установки на металлическую калитку. В нем есть один нюанс: брусок, который вращается на круглой панели, открывается изнутри ручкой. Хотя сложно даже предположить, что она способна вращаться.

Своими руками устанавливается для подстраховки щеколда, с ее помощью дверь открывается только изнутри. Для взаимодействия щеколды с балкой, немного стачивается накосо ее нижняя часть. Такими несложными способами можно изготовить запор для калитки. В конструкцию можно привнести что-то свое, что обязательно сделает ее надежнее.

Потайной замок

Бывает так, что на двери незаметны отверстия для ключей и секретные замки, а открыть ее невозможно, как будто она заперта изнутри. Если рассмотреть ее конструкцию, то можно убедиться в том, что с другой стороны все-таки задвижка есть.

Однако закрывается она снаружи, и сначала сложно понять, каким образом. Ответом на этот вопрос является шестигранная головка мебельного болта, которая затерялась между шурупами на полотне двери. С помощью шестигранного ключа-воротка такие секретные замки очень легко открывается.

Суть в том, что обычная рейка-щеколда установлена с обратной стороны калитки, а при поворачивании головки болта, она дублирует его движение, закрывая или открывая дверь. Делаются такие секретные запоры очень просто.

На хвостовике болта с применением напильника своими руками выполняют плоскую лыску. На нее устанавливается задвижка, которая имеет специальную прорезь под уже упомянутую лыску.

Собирают секретные запоры таким образом: для начала просверливают для резьбовой части болта отверстие, затем более толстым сверлом делают углубления под головку, чтобы «утопить» ее на уровне дверной поверхности.

С другой стороны двери надевают на болт две шайбы и поджимаются с помощью гайки таким образом, чтобы утонула головка болта. На лыску болта надевают задвижку и с помощью другой гайки плотно зажимают. Таким образом делают секретные запоры. Изготовить их под силу своими руками любому хозяину.

Засовы на ворота своими руками – простой вариант усиления защиты собственности

Когда хозяин желает обезопасить участок или здание под гараж от проникновения злоумышленников или посторонних лиц, он ставит массивные ворота. Для усиления защиты их можно оборудовать засовами, и устройства создадут дополнительное препятствие к несанкционированному вторжению. Самостоятельное изготовление засова – задача несложная. Его особенности зависят от типа конкретного механизма.

Засовы бывают:

Для изготовления засова своими руками, который будет защищать распашные ворота, понадобится некий набор инструментов.

  1. Швеллеры;
  2. Щеколды;
  3. Деревянные бруски;
  4. Гвозди и болтики;
  5. Крепкий шнур.

Из электрооборудования пригодятся сварочная техника и дрель со сверлом, перфорирующим металлическую поверхность.

Разновидности засовов для двустворчатых ворот

Устройства, которые мы рассмотрим ниже, хорошо подходят для двустворчатых входных групп. И каждый вид изделия хозяин сможет сделать в домашних условиях.

«Шлагбаум» — самый распространенный засов для двухстворчатых ворот

«Вертушка»

Этот тип засова встречается на воротах гаражей и разных хозяйственных построек, которые закрываются при помощи распашных двустворчатых ворот или дверей (возможно, они также изготавливались своими руками). «Вертушка» – самое примитивное устройство, движущейся частью которому служит деревянный брусок.

Засов «Вертушка» для двухстворчатых ворот

Параметры данной детали таковы :

Держаться деревянные балки будут на швеллерах. Их крепят на ворота сквозным болтом, добиваясь полной неподвижности. Дырочку просверливают дрелью с насадкой по металлу. Если дрели нет, работу выполняют сварочным аппаратом. Один швеллер крепят чуть выше, второй – пониже. Брусок фиксируют в центральной части края полотна, открывающегося внутрь. Его вращение должно происходить против часовой стрелки.

«Шлагбаум»

На распашные ворота поставить этот засов своими руками также несложно.

Засов «Шлагбаум» используют с уличной стороны ворот

  1. Брус или железную пластину длиной до 60 см крепят болтом к створке (на 1/3 от края).
  2. Приваривают два швеллера длиной 10 см. Ширина элементов должна соответствовать брусу. При работе с пластиной швеллер заменяют обрезанным металлическим уголком (пластина должна плотно внедряться между деталью и створкой).

Если есть желание оснастить «шлагбаум» навесным замком, с одной стороны пластины под запор приваривают петлю. Второе кольцо крепят на створку.

«Шпингалет»

Модель станет более функциональной при сочетании с вертикальными запорами. Изготавливают ее из трубки Ø 10 мм и больше. Материал режут на 3 куска с длиной одного около 10 см и двух других – по 5 см.

Шпингалет лучше использовать вместе с вертикальными засовами

Самую длинную часть приваривают на край полотна горизонтально. Один 5-сантиметровый отрезок приваривают по краю противоположно первой трубке. Далее в них вдевают шпингалет, согнутый из Т-образного штыря (для его изготовления прут по диаметру подбирают так, чтобы он без затруднений входил в трубку). Шпингалет перемещают до упора и на его край приваривают 3-й отрезок трубы.

Фиксируют запор креплением куска металлической пластины под ручку. Для навесного замка предусматривают легкий вход ручки в проушины с петлями.

Засов с запорным механизмом

Этот вариант считается идеальным для высоких железных врат. Изготавливают засов с запорным механизмом следующим образом :

  1. Вверху коробки приваривают кусок арматуры диаметром 15 см (так называемый палец). В ходе эксплуатации за него будет заходить другой изогнутый палец, зафиксированный анкерным стержнем.
  2. Сам анкерный стержень крепят на кусок трубы подходящего диаметра. Еще один кусок позиционируют ниже центральной точки. После фиксации стержня дно нижней трубочки заваривают, после чего проверяют вращение анкера.
  3. В анкерном стержне пропиливают болгаркой отверстие и вставляют калёную железную пластину, производя закрепление болтом. На втором полотне делают крючок, за который при закрытии ворот будет уходить пластина.

Универсальные варианты засовов

Устройства из этой категории годятся для оснастки и ворот, и калиток. Оборудуют их накладными и врезными механизмами.

Со щеколдой и верёвкой

Для изготовления своими руками такого засова на калитку понадобится щеколда с фиксаторами, расположенными с одной стороны. К дверце ее крепят, придерживаясь угла 40°.

Через кольца продевают прочную верёвку и оставляют ее конец в надежном месте. Калитка открывается в тот момент, когда человек дёргает за шнурок. Хозяину двора этот способ защиты придется по душе, зато посторонние лица вряд ли смогут пробраться на участок.

Засов с балкой и щеколдой

Хитрая конструкция состоит из бруска, который вращается на круглой панели. Открывается такой засов изнутри при помощи ручки. Для усиления надежности механизма устанавливают щеколду, открыть которую также получится только изнутри. Взаимодействие щеколды с балкой обеспечивают, слегка сточив ее нижнюю часть наискось.

Сдвижной засов

Засов такого плана своими руками легко сделать и для ворот, и для калитки. Принцип работы одинаковый. На изготовление изделия уходит одна металлическая пластина с параметрами 50 мм ширины и около 40 см длины. Впоследствии деталь будет «ездить» вперед-назад по специальным пазам.

Довольно распространенная конструкция. Раньше такие засовы делали из дерева, но теперь распространенный материал — стальные полосы

Сами пазы закрепляют болтами или путем сварочных работ. В них вставляют пластину и для большей надежности обеспечивают входную группу вертикальными засовами. Эту часть конструкции получают из штырей Г-образной формы Ø 10 мм. Для защиты гаражных ворот упор закрепляют вверху полотна, чтобы при закрытии получалось ее фиксировать. В других случаях, где применяются распашные врата, два вертикальных засова обустраивают в нижней части.

Источники: http://vhod.guru/chastnyy-dom/vorota-i-zabor/izgotovlenie-zasovov-svoimi-rukami-i-foto-zaporov-na-vorota.html, http://votdver.ru/kalitka/shhekolda-zasov-svoimi-rukami.html, http://zaborlike.ru/vorota/zasovy-na-vorota-svoimi-rukami.html

Как сделать засов на ворота своими руками

Обустройство собственного участка — кропотливое занятие, требующее соблюдения ряда факторов, в том числе и безопасности. Соорудить вокруг территории высокий красивый забор — этого еще недостаточно для того, чтобы обеспечить сохранность имущества, избежать визитов нежелательных гостей. Высокую степень защиты участка обеспечит засов на ворота и калитку.

Разновидности запорных механизмов

Защитные конструкции для входной группы участка бывают заводскими или изготовленными своими руками. Их можно использовать по отдельности, а также совместно, в целях повышения защитных качеств ограждающей конструкции.

По расположению различают засовы для ворот:

  • вертикальные. Они представляют собой металлические прутья/пластины, проходящие в специальные фиксаторы-проушины, приваренные по краю полотна ворот или калитки. Нижнее окончание стержня входит в трубу или паз, углубленные в земле и закрепленные бетонной заливкой. Такой запор простой, надежный, он применяется преимущественно в распашных конструкциях;
  • горизонтальные. Принцип строения данного механизма схож с вертикальным, только располагается он параллельно земле. Такая щеколда на калитку состоит из стержня, ушек-держателей и фиксатора, установленного на соседнем полотне/столбе.

На заметку: кроме этих основных затворов, существуют дополнительные. Они устанавливаются преимущественно в калиточных полотнах для повышения их защитных качеств.

Конструкционно запорные механизмы для ворот бывают:

  • накладными. Это засовы сдвижного типа, предназначенные для установки изнутри входной конструкции участка. Подобная накладная задвижка на ворота может быть плоской или объемной (в виде штыря);
  • винтовыми. Данные затворы устанавливают с наружной части входной группы участка. Они включают стержень с нарезанной винтовой резьбой и ключевую основу с выемкой и шпилем. Подобную конструкцию легко изготовить собственноручно, но она имеет ряд недостатков. Для ее установки потребуется наличие свободного места в проеме калитки, изделие легко взломать при помощи подбора схожего ключа;
  • ригельными. Это более сложные механизмы, состоящие из ключа с выемками и соответствующего ему основания. Изготовление такого изделия под силу только опытному мастеру, но возможность подделки ключа существует;
  • пазовыми. Данные запоры на ворота имеют несложное строение, но обеспечивают надежную защиту от взлома. При вставке ключа в щель замка начинает двигаться шестерня, открывающая/закрывающая калитку;

  • пружинными. Это простой механизм, состоящий из компактного основания, в проушины которого вставлен Г-образный штырь. Поворотом его ручки оттягивается пружина, которая открывает полотно. Данный замок можно применить в качестве дополнительной защелки для калитки, поскольку он не обладает высокой надежностью;
  • врезными. Они сделаны наподобие стандартного дверного замка. Для установки данного запорного механизма необходимо проделать отверстие внутри полотна калитки;
  • кодовыми. Данные системы работают путем нажатия комбинации цифр. Работают они по принципу домофона. Однако код просто разгадать, поэтому рекомендуется покупать замок с дополнительным запором, открываемым ключом.

Учтите: механические замки удобны тем, что они просты в уходе, имеют длительный срок службы. Их основной недостаток — высокая возможность взлома.

Существуют более современные защитные системы, работающие от электричества.

Важная информация: достоинства таких запоров — высокие защитные качества, устойчивость к взломам, удобство в применении, недостатки — необходимость подключения к электричеству, вероятность возникновения сбоев при неблагоприятных погодных условиях (морозах, высокой влажности).

Как соорудить простой засов для ворот

Для входной конструкции можно изготовить засов своими руками. Простейший механизм — пружинная щеколда, которая крепится горизонтально.

Подготовительные работы

Сначала необходимо наметить место крепления замка на входной конструкции участка. Для этого делают карандашом соответствующие пометки на полотнище ворот и столбе. Далее разрабатывают чертеж схемы данной конструкции, состоящей из:

  • пластинчатого корпуса с двумя упорами;
  • стержня со стопором и ушком;
  • толкающей пружины.

Чтобы сделать запор потребуются такие инструменты:

  • ножовка, которой можно резать металл;
  • дрель;
  • шуруповерт;
  • тиски;
  • молоток;
  • отвертка;
  • гаечный ключ;
  • сварка.

Технологические аспекты изготовления каркаса задвижки

Как сделать защелку и установить ее на калиточное полотно? Для этого необходимо взять металлическую пластину нужного размера и приварить к ней два ушка-держателя для стержня. К движимой части замка следует прикрепить ручку и вставить деталь вместе с пружиной в сваренный каркас.

Монтаж изделия

Данная задвижка крепится на металлическое полотно калитки путем винтового или варочного соединения. На деревянных воротах ее можно установить с использованием саморезов.

В каркасе замка необходимо сделать 2 или 4 отверстия. Их расположение необходимо наметить на полотне калитке. Затем в этих местах следует просверлить отверстия и прикрепить замок болтово-гаечным соединением.

При установке данной задвижки на распашные ворота, к другому полотну необходимо закрепить ушко, которое будет удерживать стержень. В случае монтажа данного запора на калитку, достаточно сделать прорезь нужного размера в столбе.

Установка торсионного механизма

Чтобы обитатели участка смогли открывать калитку не только изнутри, но и с улицы, делается специальное торсионное приспособление. Верхний конец тонкого троса из металла прикрепляют к ушку задвижки, нижний — продевают через отверстие внизу калитки и выводят наружу, закрепив в незаметном месте. При натягивании троса защелка на ворота сработает и они откроются. Так обитатели участка могут просто и быстро попасть домой с улицы.

Засов для калитки будь то: гусь, вертушка или с пружиной, был придуман давным-давно и за эти годы пережил немало трансформаций. Изначально для этих целей применялись простые конструкции (штыри, защёлки, шпингалеты), но со временем появились высокотехнологичные конструкции, с несколькими степенями защиты. Благодаря этому владелец участка может выбрать подходящий вариант или даже изготовить его самостоятельно.

Запоры для калитки: самодельные виды

Вариант фиксации запирающего устройства

Мужчины стремятся больше внимания уделять не только обустройству своей частной собственности, но и ее защите, независимо от того, гараж это или свой двор. Лицо их чаще всего представляют ворота или входные калитки. Причем не всегда главную роль играет их красота. Куда более важна безопасность и защита их от нежелательных визитеров. Потому чаще хозяев привлекает надежный запор для калитки. Зачем он нужен?

Любой стандартный замок требует наличия ключей. А если ключи потеряны калитку можно надежно запереть с помощью дополнительной защелки или засова. Сейчас существует несколько видов запорных механизмов и засовов, для которых не нужны ключи. Но, вообще-то, любая дверь, в том числе и калитка должна иметь некое устройство, которое зафиксирует ее в открытом или закрытом положении.

Чаще всего используются вертикальные задвижки. Такой удобный и простейший запор обеспечивает фиксацию любой двери или ворот. Для укрепления используют толстые металлические пруты с рычажками, которые фиксируют в специальных отверстиях в полу или в потолке. Такие запоры еще используют во врезных калитках, только они меньших размеров. Но их используют просто для закрытия калиточной двери.

Самозахлопывающаяся щеколда

Механизм самозахлопывающийся

Можно еще смастерить такую щеколду, которая будет сама защелкиваться. На дверце нужно установить ровную неподвижную металлическую планку. Когда калитка закрыта, рычаг зацепляется за эту пластинку. Сама щеколда закрепляется на один болтик. А другой болтик вкручивается рядом для того, чтобы ограничивать движение рычага. Чтобы открыть такую щеколду, достаточно нажать на рычаг, он освободит планку. Для закрытия калитки часто достаточно бывает просто толкнуть дверь, чтобы она захлопнулась.

Наиболее распространенными среди калиточных запоров считаются горизонтальные щеколды. Их прикрепляют на всех видах калиток. Такие запоры имеют простейшее устройство, состоящее из стержня, закрепляющего ушка и специального держателя. А принцип их работы аналогичен действию вертикальных запорных устройств. Есть разные типы накладных сдвижных запоров. Механизм таких щеколд легко прикрепляется к любому полотну. Плоская планка обеспечивает достаточную надежность запора. Его можно устанавливать как изнутри, так и извне. Для большего закрепления на механизм с внешней стороны можно надевать навесной замок, который устанавливается на специальные ушки.

Винтовые запоры

Винтовое приспособление для запирания

Запорные механизмы винтового типа устанавливают с наружной стороны. Их устройство тоже достаточно простое при использовании. Состоит из стержня с резьбой и ключевой основы. Эта основа имеет особую выемку и небольшого размера шпиль. Особый ключ приводит в движение затворную систему. Винтовой замок достаточно легко собрать самому, правда, сложность такого механизма заключается в другом: в калиточном проёме часто нет достаточного места для размещения выемки с резьбой, куда вкручивается сам стержень. Но такой запор несложно взломать при подборе похожего ключа.

Пазовый запор

При несложном их устройстве такие запоры имеют высокий уровень защиты от взлома. Принцип работы запора следующий: вставленный в щель замка ключ вращением приводит в действие поворотный шестерной механизм, открывающий или закрывающий дверь. В роли фиксаторов используют задвижки с пружинной основой. Пружинный механизм позволит без усилий приводить запор в действие.

Запоры для калитки со щеколдой и веревкой внутри

Чтобы смонтировать такой засов с веревкой, нужна щеколда, которая снабжена фиксирующим устройством с одной стороны. Ее закрепляют под углом 400.

Потом через направляющие кольца продевают прочный шнур, конец которого помещают в доступном для рук месте. Для открытия калитки за этот конец нужно дернуть. Такой запор удобен только хозяевам. Гости могут «испытывать» трудности. Этот запор хорошо устанавливать на металлические калитки. К защелке присоединяется веревка, с помощью которой дверь можно открыть снаружи и защелка для открывания запора изнутри. Чтобы щеколда с балкой взаимодействовала, нижняя часть щеколды стачивается под углом.

Потайной замок

Устройство потайного механизма

Иногда на полотне не видно ни скважины для ключа, ни отверстия для замка, а калитка не открывается, будто изнутри есть замок. Если рассмотреть полотно более внимательно, можно обнаружить, однако, что с обратной стороны есть задвижка. Но как закрывается она снаружи, поначалу механизм этого запора непонятен. Оказывается, на двери есть шестиугольная шляпка шурупа. Она поворачивается специальным ключом-воротком шестиугольной формы. С внутренней стороны стоит рейка, которая при повороте болта закрывает вращением запорное устройство двери. Делают такие запоры довольно легко.

На хвостике болта напильником выполняется плоская лыска. На нее укрепляется задвижка, в которой делается прорезь для лыски.

Собирают запор так:

  • сверлят специальное отверстие для резьбового участка болта;
  • толстым сверлом выполняют углубление для головки болта, чтобы на полотне она могла утонуть в углублении;
  • с другой стороны надевают на болт две шайбочки и прижимают с помощью гайки так, чтобы головка болта была утонувшей;
  • на подготовленную лыску насаживают задвижку и плотно прижимают ее с помощью гайки.

Скрытая задвижка

Нередко хозяевам хочется на калитку в своем дворе или на даче, кроме замка, установить такую задвижку, которую трудно обнаружить и открыть. Такую задвижку делают на деревянной калитке.

Допустим, такой засов закрывается вниз. Для его установки нужно в землю вбить трубу длиной примерно 0.5 м. Место расположения трубы: со стороны участка, там, где калитка открывается. Трубу выбирают такого диаметра, что и брусок. К нему прикрепляются скобы, в них вставляется еще один брусок, который, соскользнув сквозь скобки, попадет в трубу. Бруски не должны выступать нигде. Можно еще присоединить цепочку.

На видео есть еще один вариант засова, изготовленного своими руками:

Какому виду щеколды для калитки отдать предпочтение?

Забор вокруг приусадебного участка или частного дома устанавливает практически каждый. Обязательно предусматривается калитка, через которую на территорию будут заходить люди. Она может иметь различный дизайн и размер, а специальный запор для калитки позволит предотвратить ее случайное открытие от порыва ветра, а также станет преградой на пути непрошенных гостей. Его форма и принцип работы могут сильно отличаться. Чтобы выбрать подходящий вариант и сделать задвижную систему своими руками, следует ознакомиться с возможными.

Виды запоров

Так ли уж нужен запор?

Задвижной механизм можно смело назвать нужной и практичной вещью. Она не создает проблем в процессе использования и обладает достаточным уровнем надежности. Снаружи открыть калитку, закрытую на засов, практически невозможно, в том числе с использование специальных приспособлений. Выбить запор также очень сложно. Сила приложенного удара равномерно распределиться по всей поверхности дверного полотна. Единственно возможный вариант для злоумышленника – болгарка. Воспользоваться им можно только при наличии достаточного зазора между калиткой и опорами.

Вариант исполнения

Закрыть задвижной механизм можно только изнутри, а потому тот факт, что он находится в закрытом положении, свидетельствует о нахождении хозяев дома. Если же возникнет необходимость быстро открыть калитку, сделать этого можно за доли секунды.

Варианты конструктивного исполнения

Защелка, установленная на калитку, в конструктивном исполнении может быть самой разнообразной. В зависимости от особенностей калитки, материала, используемого для изготовления полотна и личных предпочтений, выбрать можно наиболее подходящий вариант.

Вертушка

Самый простой в исполнении вариант, не создающий проблем в процессе эксплуатации. Может изготавливаться из различных материалов, например, из того же, что и дверное полотно. И деревянная задвижка, и металлическая смогут предотвратить случайное открытие калитки.

Чтобы сделать деревянную вертушку для своей калитки, следует взять брусок размером, имеющий толщину 5 см и ширину 10 см. Длина рабочей части задвижного должна быть равна ширине полотна. Это оптимальный вариант, но длину в зависимости от личных предпочтений можно либо увеличить, либо уменьшить.

Изготавливается запор подобного типа следующим образом:

  • Маркером отмечается середина бруска;
  • В обозначенное место вкручивается болт либо вбивается гвоздь;
  • Подготовленный запор устанавливается на место, которое должно находиться на расстоянии 90 см от поверхности земли. Гвоздь вбивается, а на болт с наружной стороны прикручивается гайка.

Для проверки работоспособности задвижного механизма достаточно закрыть калитку и повернуть запор относительно своей оси до горизонтального положения. Что открыть дверь, достаточно вернуть его в вертикальное положение.

Вертушка

Стоит отметить, что с помощью «вертушки» можно обеспечить надежную фиксацию калитки в закрытом положении. Изготовить ее своими руками при желании сможет каждый. Однако для открытия и закрытия запора надо приложить определенные усилия. Исправить ситуацию можно, если надеть на болт со стороны рабочего элемента пару витков пружины. Она будет выступать в качестве компенсатора, реагирующего на прикладываемое усилие. Пружину выбирают большего диаметра, чем поперечный размер установленного болта.

Щеколда

Наиболее распространенный вид задвижек. Такие задвижные механизмы могут устанавливаться на калитках любого размера и формы. Их крепят либо к полотну, либо к опоре. Все зависит от конструктивных особенностей самой калитки.

Щеколда

Для изготовления щеколды своими руками потребуется:

  • Отрезок дюймовой трубы;
  • Металлические пластины;
  • Скобы;
  • Прут.

Внимание! Диаметр прутка должен быть меньше диаметра трубы и расстояния между сторонами скоб. Длина прута должна быть достаточной, чтобы удержать калитку в закрытом положении.

Монтажные работы начинаются со сварки. Для этого отрезок трубы приваривают к одной пластине, а скобы к другой. В пластинах сверлят четыре крепежных отверстия, если задвижной механизм будет крепиться с помощью болтов. Вместо болтов можно использовать сварку. Пластину с трубой крепят к опорному столбу, а пластину со скобами – к полотну калитки.

Отрезанный в размер пруток сгибают с одной стороны. В готовом виде он должен напоминать букву «Г». Такая форма не позволит прутку выскочит из направляющей. Меньшая сторона используется как ручка. Прут следует установить в подготовленные направляющие со стороны скобы.

Чтобы проверить работоспособность щеколды, необходимо закрыть дверь и задвинуть пруток в приваренную трубу. В зимний период система нуждается в периодической смазке для обеспечения свободного движения стержня. Для этого можно воспользоваться машинным маслом.

Крючок

Еще один распространенный вариант, не требующий особых навыков для установки. Чтобы установить своими руками достаточно подготовить скобы и метизы подходящего размера, которые можно легко найти в любом строительном магазине. Также потребуется проволока диаметром 4 – 5 мм. Толще приобретать не стоит, так как такой пруток будет крайне сложно согнуть вручную. Потребуется специальное приспособление, которое зачастую сложно изготовить своими руками.

Прежде чем приступить к монтажным работам, следует надеть перчатки, чтобы не ожечься при подогреве прута. Для придания проволоки требуемой формы, ее конец следует зажать плоскогубцами. Место, где будет проходить изгиб, размещают над источником огня и ждут, пока прут не покраснеет. Раскаленный край зажимают вторыми плоскогубцами и начинают гнуть, чтобы придать прутку характерную форму крючка. Затем пруток помещают в воду.

После этого над источником огня размещают второй край прутка и действия повторяют. В этом случае необходимо сформировать кольцо, которое должно находиться с крючком в одной плоскости.

Далее скобу, в которую будет вставлять крючок, приваривают к опорному столбу. Сам крючок крепят к полотну калитки, закрепив его путем размещения скобы внутри сформированного кольца. Чтобы установленный крючок не коррозировал, его следует обработать специальным составом.

Крючок

Механический запор

Еще один вариант задвижек, который многие изготавливают своими руками. Для этого надо подготовить:

  • Металлическую пластину;
  • Прут, способный удержать калитку в закрытом состоянии;
  • Металлическую пружину;
  • Крепеж.

Его изготовления начинается со сборки каркаса. Берется металлическая пластина, к которой привариваются два держателя, имеющие форму скобы, и такое же количество упоров. Расстояние между боковыми сторонами скоб делают больше диаметра прута. Их надо расположить на определенном расстоянии друг относительно друга. Держатель, который предположительно будет располагать ближе к створке, делаю шире второго.

В качестве ручки к пруту приваривают небольшой отрезок стержня. К пруту также следует приварить специальный фиксатор для пружины. Пружину надевают на подготовленный стержень и размещают внутри каркаса. Изготовленную конструкцию прикручивают или приваривают к калитке. В опоре надо сделать отверстие для стержня или приварить небольшой отрезок трубы, диаметр которой немного больше диаметра прутка.

Винтовой запор

Такой задвижной механизм можно выбрать как альтернативу замку. Конструктивное исполнение механизма сравнительно простое, а потому сделать его самостоятельно при желании не составит особого труда. Винтовой запор включает стержень, на поверхности которого нарезана резьба, и ключевую основу. В основе предусматривается выемка и шпиль небольшого размера. В движение система приводится при помощи ключа особой формы.

Самостоятельно сделать такой задвижной механизм при большом желании можно, но при монтаже могут возникнуть некоторые сложности. Ширина калиточного проема обычного 1 м, а потому может просто не хватить места, чтобы разместить выемку с резьбой, которая будет использоваться для вкручивания стержня. Однако такой задвижной механизм обладает высокими прочностными характеристиками и может стать надежной преградой для злоумышленников.

Пазовый запор

Такой задвижной механизм способен обеспечить высокий уровень защиты от взлома. Работает он следующим образом: ключ, вставляемый в щель замка, заставляет двигаться поворотный шестерной механизм, с помощью которого открывается и закрывается дверь. Фиксаторы такой системы – задвижки с пружинами. Благодаря наличию последних, задвижной механизм двигается без особых усилий.

Таким образом, конструктивное исполнение запора может быть самым разнообразным. Планируя изготовить задвижной механизм своими руками, можно выбрать один из них. Для изготовления запора могут использоваться подручные материалы: остатки бруса, проволока, прокат. В ряде случаев может потребоваться сварочное оборудование. Если такового нет в наличии или сделать качественный шов получается крайне редко, можно сделать задвижной механизм другого типа, сборка и крепление которого осуществляется исключительно при помощи метизов.


Смотрите также