Самовольная установка шлагбаума


Незаконная установка шлагбаума.

Законность установки шлагбаума на земельном участке придомовой территории многоквартирного дома/домов в общем определена постановлением Правительства Москвы N 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» от 02.07.2013, где:

  • в пунктах 3, 4 и 6 Приложения к постановлению Правительства Москвы N 428-ПП регламентировано право собственников помещений в многоквартирном доме или собственников помещений двух и более многоквартирных домов установить шлагбаум на придомовой территории по принятому на общем собрании/общих собраниях собственников помещений решению, в котором дополнительно должен быть регламентирован порядок въезда (проезда) на придомовую территорию транспортных средств, как собственников помещений многоквартирного дома/домов, так и автовладельцев - не собственников помещений дома/домов;

Важно: Для нивелирования рисков правовых коллизий с надзорными органами, исполнительными властями, а также структурами/службами специального назначения (МЧС, пожарная охрана, МВД и пр.) в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме или собственников помещений двух и более многоквартирных домов лучше заранее предусмотреть порядок круглосуточного и беспрепятственного доступа на участок придомовой территории пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб (требования п. 9 постановления Правительства Москвы N 428-ПП).

Справка: Формально по постановлению Правительства Москвы N 428-ПП законность установки шлагбаума на земельном участке придомовой территории многоквартирного дома/домов определяется только согласованием решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме или собственников помещений двух и более многоквартирных домов с советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется установка ограждения (шлагбаума). Вместе с тем, в разъяснениях Департамента городского имущества города Москвы порядка оформления земельно-правовых отношений для размещения шлагбаумов с постами охраны в целях ограничения доступа на внутридворовые территорий жилых домов, опубликованных на официальном сайте территориального органа исполнительной власти столицы – Управы района Коньково города Москвы отмечено, что поскольку согласнопункту 1.5 Правил дорожного движения, статьи 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и СНиП 2.07.01-89 запрещается самовольно устанавливать создающие помехи для движения дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения, в том числе шлагбаумы, то законная установка шлагбаума должна быть согласована, как с управой района, так и службой государственного пожарного надзора, и ОГИБДД.

  • в пункте 7 установлено, что решение собрания/собраний собственников помещений в многоквартирном доме или собственников помещений двух и более многоквартирных домов совместно с прилагаемым проектом установки, в котором должно быть указано место размещения, тип, размер, внешний вид шлагбаума, согласуется уполномоченным собранием/собраниями лицом с советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется установка.

Т.е. незаконная установка шлагбаума будет в случае отказа совета депутатов муниципального округа в разрешении, что согласно п.9 постановления Правительства Москвы N 428-ПП может быть при нарушении основных требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб, а также в случае создания шлагбаумом препятствий или ограничений прохода пешеходов и/или проезда транспортных средств на территории общего пользования.

В том же постановлении Правительства Москвы N 428-ПП обозначено, что незаконно установленный шлагбаум подлежит демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Справка: Незаконно установленный шлагбаум демонтируется при нарушении требований постановления Правительства Москвы N 428-ПП, однако и законно установленный шлагбаум на придомовой территории может быть демонтирован в случае, если он препятствует проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. Хотя демонтаж законно установленного шлагбаума осуществляется при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку шлагбаума, которые определяются на основании отчета независимой оценки.

Незаконная установка шлагбаума в положениях действующих правовых актов столицы.

Следует признать, что постановление Правительства Москвы N 428-ПП дает довольно ограниченное понимание незаконной установки шлагбаума на придомовой территории многоквартирного дома/домов. В действительности согласно положений действующих нормативно-правовых и правовых документов столицы возможна:

  • незаконная установка шлагбаума на земельном участке придомовой территории, юридически не являющимся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома/домов;

Важно: Юридически собственники помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме/домах вступают в права общей долевой собственности на земельный участок придомовой территории многоквартирного дома/домов в городе Москве только в случае, если земельный участок придомовой территории сформирован и в отношении этого участка проведен государственный кадастровый учет, а актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок придомовой территории является государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) с внесением информации об объекте недвижимости и размере доли в праве общей собственности на него в свидетельство о праве собственности на помещение собственника помещения многоквартирного дома (см. более подробно о правоустанавливающих документах собственников помещений многоквартирных домов на право общей долевой собственности на земельный участок придомовой территории и процедуре оформления общей долевой собственности на земельный участок придомовой территории многоквартирного дома в этом материале).

  • незаконная установка шлагбаума без получения ордера объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) (см. подробнее о получении ордера в ОАТИ здесь);
  • незаконная установка шлагбаума без получения разрешения региональной электросетевой организации (в столице - Московская объединённая электросетевая компания (МОЭсК)) и технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям, а также заключенного с поставщиком электроэнергии договора на получаемую мощность

Справка: В случае пересечения кабельными линиями питания шлагбаума сетей инженерно-технического обеспечения незаконной установка шлагбаума будет и без соглашений проекта ГУП «Мосгаз», МТК, ОАО «Московскаятеплосетевая компания» и т.д.

  • • незаконная установка шлагбаума в ситуации, если из-за дополнительных объектов некапитального строительства на придомовой территории (навесов, сборно-разборных помещений обслуживающего шлагбаум персонала, кабинных уличных туалетов и пр.) шлагбаум может быть переквалифицирован в устройство автопарковки, т.е. стать частью объекта некапитального строительства, размещение которого регламентировано постановлением Правительства Москвы № 1139-ПП «Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» от 16.12.2008 с более расширенными и жесткими требованиями по проведению соглашений и наличию разрешительных документов.

Согласно постановлению Правительства Москвы №614-ПП от 02.11.2012 постоянно действующие Окружные комиссии по пресечению самовольного строительства при незаконной установке шлагбаума могут дать указание префектуре административного округа на снос/демонтаж некапитального объекта.

В соответствии с частью 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности с наложением административного наказания в виде административного штрафа.

Согласно статьи 6.5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования влечет за собой административную ответственность в виде наложения административного штрафа.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены меры ответственности в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ за нарушение требований пожарной безопасности.

вернуться к списку

Какой штраф за незаконную установку шлагбаума?

Если шлагбаум незаконно устанавливало юридическое лицо, то штраф от 10-и, до 20-и тысяч.

Если физическое, то от тысячи, до 2-х.

Причём затраты на демонтаж, на установку, на стоимость шлагбаума не компенсируются.

После того как наложено предписание на демонтаж шлагбаума, демонтажными работами должен заниматься сам пользователь установивший его.

Более того, штраф могут накладывать многократно до тех пор пока шлагбаум не уберут (условно говоря каждый день могут выписывать штраф и сумма возрастёт многократно).

Штрафы накладывают различные инстанции.

Этот же пользователь должен восстановить (за свой счёт) повреждённый участок, к примеру асфальт (под автоматический шлагбаум прокладываются кабеля, вскрывается дорожное покрытие), после демонтажа шлагбаума.

Есть вариант обойтись штрафом, но шлагбаум оставить на месте, для этого его надо узаконить, собрать пакет разрешительных документов, но лучше это делать до установки.

10.05.2018г. – получен отказ на установку шлагбаумов в нашем дворе.

По инициативе члена Совета дома Лебедева А.И. (подъезд 7) был направлен предварительный запрос на установку шлагбаумов в нашем дворе – у подъездов 1 и 7.

К сожалению, от Совета муниципальных депутатов получен первый отказ, но борьба за возможность установить шлагбаумы будет продолжена.

Ниже текст ответа:

Здравствуйте, Александр Игоревич.

Прежде всего, пожалуйста, посмотрите  № 428-ПП от 02.07.2013 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» .

По первым прикидкам Вы не можете установить шлагбаум. Земля под Вашим домом не в собственности, а в аренде.(Кадастровый номер:77:02:0023008:58)

” В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка , установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов. Согласно ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам принятия решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится вопрос, связанный с принятием решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Данная компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обуславливается тем, что ст. 36 ЖК РФ относит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно собственники помещений в многоквартирном доме обладают правом на принятие решения на установку ограждающего устройства только в случае наличия правомочий в отношении земельного участка, на территории которого планируется разместить ограждающего устройство. В противном случае, действия заинтересованных лиц могут нарушать права третьих лиц по пользованию участком. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29.12.2004 г. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме лишь с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Установление ограничений пользования или распоряжения земельным участком, принадлежащим городу Москве, или земельным участком, расположенным на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, но распоряжение которым осуществляют органы власти города Москвы, третьими лицами недопустимо.

В соответствии с действующим Порядком установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 №428-ПП установка ограждающего устройства допускается исключительно на придомовой территории. В соответствии с законодательством города Москвы под земельным участком многоквартирного дома понимается сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого ранее был подготовлен проект межеваний, прошедший публичные слушания и утвержденный Правительством Москвы. Если земельный участок под домом по соответствующему адресу не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, т.е. не является общей долевой собственностью, поскольку не сформирован в соответствии с порядком, установленным ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», то, следовательно, не может быть признан придомовой территорией, в связи с чем собственники указанного многоквартирного дома не обладают правом владения на указанные земельные участки. Использование исключительно для нужд жителей земельного участка путем установки ограждающего устройства (шлагбаума). Без установления границ такого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает законные права и интересы смежных землепользователей. Земельные участки, на которых предлагается согласовать установку ограждающих устройств, являются территорией общего пользования в силу положений ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Пунктом 13 Порядка запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования. Таким образом, при отсутствии прав на земельный участок придомовой территории собственники помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения об установке ограничений на данном земельном участке до возникновения права владения на него.

В соответствии с п. 14 Порядка, в случае нарушения требований настоящего Порядка при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежит демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно установленных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства».”

С уважением, депутат Совета депутатов муниципального округа Алексеевский Горчаков Дмитрий Алексеевич тел.: +7 (915) 434-0394

email: [email protected]

 В настоящее время А. Лебедевым  направлены  в Совет муниципальных депутатов несколько уточняющих вопросов:

Даже если земля в аренде, то мы же можем ограничивать доступ к ней на основе общего собрания жильцов и положительного решения? И если все-таки у нас нет прав в одностороннем порядке принимать такие решения, то может быть можно получить отдельное положительное решение или одобрение со стороны собственника земельного участка? Или мы можем только сначала оформить данный земельный участок в собсвтенность МКД, а только потом заняться устройством ограждений?

Похожее


Смотрите также