Плетение из лозы


Сегодня лозоплетение снова в моде. Даже небольшие по размерам плетеные вещи способны создать неповторимую атмосферу тепла и уюта. Разнообразные корзинки, шкатулки, хлебницы и вазочки, коробы для белья – вот далеко не полный перечень возможных изделий. Конечно, их можно купить на рынке или в специализированных магазинах, но гораздо приятнее и интереснее сделать самому.

Наращивание прутьев при плетении из лозы

Простой способ наращивания

При таком способе наращивания поместите конец короткого прута и конец нового с тыльной стороны стойки, так их не будет видно снаружи.

Во время наращивания используйте комель (более толстая часть прута, противоположная вершинке) нового прута.

Двойное наращивание

Этот способ часто применяют во время плетения стенок. При таком наращивании концы прутьев находятся по обе стороны стойки на одном уровне. После наращивания прут, который выходит наружу, осторожно отогните влево и срежьте торчащий кончик.

Надежное крепление

Перекрутите новый и старый прут с изнаночной стороны (внутри круга) под другим рабочим прутом оплета. Торчащие концы аккуратно обрежьте.

Плетение из лозы  «веревочкой»   

Технику «веревочка» применяют во всех плетеных изделиях. Ее используют в основном для фиксации основного оплета изделия или в тех случаях, когда на некоторых участках изделия хотят получить особую прочность, кроме того, она украшает плетение.

«Веревочкой» оплетают стойки изделия (прутья основы, на которых крепится плетение).

При плетении любой «веревочки» последующий прут оплета должен выходить снизу из уже проработанных прутьев и затем ложиться над ними.

Веревочку плетут из разного количества прутьев, что влияет на фактуру изделия. С помощью совмещения различных элементов плетения можно получить новый узор. При плетении наращивают или подставляют новые прутья с тыльной стороны за рабочими прутьями оплета.

Простое плетение из лозы  «веревочкой» из двух прутьев

Этот прием выполняется вокруг вертикальных прутьев – стоек. Заложите левый прут оплета за первую стойку, а правый прут – за вторую. Затем левый прут оплета поднимите над правым и заведите за вторую стойку, после этого второй прут окажется с левой стороны. Повторите операцию: левый (второй) прут поднимите над правым и заведите за следующую (третью) стойку. Продолжайте плетение по такому принципу.

Простое плетение «веревочкой» из двух прутьев на прямых стойках

Чтобы не совпадали места наращивания прутьев, при оплете используйте прутья, которые немного различаются длиной.

Плетение «веревочкой» из трех прутьев

«Веревочку» из трех прутьев используют для создания выпуклого узора, в качестве перехода от одного основного плетения к другому и для укрепления краев изделия.

Для оплета возьмите три прута. Первую стойку отметьте прищепкой. Первый прут оплета, заправленный за первую стойку, проведите с внешней стороны следующих справа двух стоек (второй и третьей), заведите за четвертую и выведите наружу.

Второй прут оплета заведите за вторую стойку под первым прутом, обведите с внешней стороны третью и четвертую стойки над первым прутом, затем заправьте за пятую стойку и выведите наружу. Третий прут оплета заправьте за третью стойку под первые два прута оплета, проведите с внешней стороны четвертой и пятой стойки над первым и вторым прутом, заправьте за шестой прут и выведите наружу. Итак, каждый прут проходит сначала за одной стойкой (внутри круга), затем над двумя стойками (снаружи круга) и над двумя предыдущими прутьями плетения, снова за одной стойкой, и т. д. По такому принципу плетется весь ряд до последней стойки.

Если вы продолжаете плетение веревочки в несколько рядов, сделайте переход. Начните выполнять переход от последней стойки (слева от стойки с прищепкой). Возьмите правый прут, обведите им две стойки снаружи круга и заправьте за одну стойку внутрь круга. Эту же операцию проделайте со следующим прутом, а затем – с оставшимися.

При окончании «веревочки», когда вы подошли к трем стойкам, с которых начали плетение, (первая из них отмечена прищепкой), первый прут заплетите за первую стойку. Второй прут выведите под первый и заплетите за следующую стойку. Третий прут выведите под два прута и заплетите за третью стойку.

Плетение из лозы «веревочкой» из четырех прутьев на одну сторону

Первую стойку отметьте прищепкой. Первый рабочий прут оплета заправьте за первую стойку. Обогните три стойки спереди, одну – сзади и т. д. Второй прут заправьте за второй стойкой, обогните три стойки спереди, одну – сзади, начиная плетение из-под первого прута оплета, затем над ним и т. д. По такому же принципу введите в работу еще два прута для оплета.

Плетение «веревочкой» из четырех прутьев на обе стороны

Эту «веревочку» лучше всего использовать в изделии, в котором будут видны обе стороны сплетенной стенки.

Первую стойку отметьте прищепкой. Первый рабочий прут оплета заправьте за первую стойку. Обогните две стойки спереди, две – сзади, и т. д. Второй прут заправьте за вторую стойку, обогните две стойки спереди, две – сзади, начиная плетение из-под первого прута, затем над ним, и т. д. По такому же принципу введите в работу еще два прута оплета.

                                            Плетение из лозы

podelochka.ru

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ НА РУСИ

Древнейшее из ремёсел – плетение – всегда было в чести на Руси. А по значимости ставилось зачастую выше всего остального. Говорилось даже: «Дело плетенично о злато чиста». И чего только не выделывали мастера столь древнего рукомесла! Из черёмухового прута, например, плели выездные сани, лёгкие тарантасы, чемоданы и дорожные сумки. Из ивовой лозы – корзины, всякую всячину для обеденного стола. А подчас и сам стол: кружевной, прочный и удивительно лёгкий. Даже игрушки плели, – всякие там корзиночки, ларчики, побрякушки (погремушки) и т. п.

Кто для себя вязал, а кто – на продажу. Особенно славились изделия искусных мастеров из Верхневолжья, кустарей из Кинешмы, умельцев из Костромской, Ивановской губерний. Оно и понятно: земли плодородием здесь не отличались. Наделы у крестьян были мизерными. Вот и приходилось выкручиваться, заниматься в межсезонье таким прибыльным ремеслом, как плетение. Благо – в исходном материале никогда недостатка не было.

О секретах незаслуженно полузабытого мастерства – искусного плетения -рассказывается в публикуемой ниже статье.

Как утверждают учёные, плетению человечество научилось гораздо раньше, чем гончарному делу. И не удивительно. Технология здесь достаточно проста, оборудование и инструментарий практически «нулевые». А материал, что называется, подсказан самой природой. Он всегда под рукой.

Как и в стародавние времена, для плетения применяют чаще всего побеги разных ив, произрастающих по берегам рек, прудов и озёр, в оврагах и других низких местах. Предпочтение обычно отдают так называемой ветле и корзиночной иве. Почти равноценен им белотал. Даёт он чистый и достаточно длинный прут.

Тонким и хорошим материалом может служить бредина (козья ива). Тем более что она широко распространена, произрастает в сырых лесах. Неплох для плетения и желтолозник.

Шелюга даёт прут среднего качества. А красная (каспийская) верба – толста в одно- и двухлетних побегах. Поэтому и используют последнюю в основном для мебели.

Заготавливать каждый из названных выше материалов можно практически в любое время года. Однако следует учитывать, что летом в период бурного роста побегов (вегетации) древесина довольно хрупкая. Прут не столь гибок и даёт до 30% поломок. Поэтому лучшим для заготовки прутьев считается время с конца осени и до ранней весны, когда интенсивного движения древесного сока не наблюдается.

При заготовке лозы следует срезать по возможности более прямые побеги (длиной не менее 60 – 70 см), без болезненных наростов, повреждений и сучков.

Причём о качестве всей партии можно судить по срезу одного побега (ведь физико-механические свойства у веток с одного куста примерно одинаковы). Если древесина на срезе имеет красновато-коричневый оттенок, а сердцевина большая и рыхлая, то заготавливать прутья с такого куста вряд ли целесообразно по причине повышенной ломкости исходного материала.

Лозу, срезанную поздней осенью или ранней весной, до работы с ней следует в течение 3-4 часов вымочить, а затем (0,5 ч) – пропарить для облегчения снятия коры (так называемой лупки или окорки). Делать это удобно, сворачивая длинные прутья по одному (или небольшими пучками) в виде кольца вдоль боковых стенок кастрюли подходящей ёмкости – см. илл.

После проварки лозу охлаждают в холодной воде и приступают непосредственно к окорке. Выполнять эту операцию лучше воспользовавшись щемилкой – самодельным пружинистым зажимом в виде кола с отверстием. Ще-милку вбивают в землю или укрепляют в кряже со скамьёй (станине). Комлевую часть прута вставляют в пружинящий зажим. Затем, придерживая левой рукой щемилку, правой тянут лозу «на себя». В случае, если при первом протаскивании кора отделилась не полностью, прут поворачивают вокруг его оси и пропускают через щемилку во второй раз.

Но для плетения, кроме круглых прутьев, зачастую требуются и так называемые шины (ленты). По сути своей это та же лоза, расщеплённая повдоль на две, три или четыре части. Заготовку такого материала выполняют обычно с помощью колунков, сделанных из твёрдой древесины или из кости, пластмассы, металла (см. илл.). На торце прута ножом производят соответствующий надрез, в который вставляют клинообразные выступы колунка. При движении последнего вдоль сердцевины пруток раскалывается на равные части. Ну а если мякоть удалить, получается ещё один вид материала для плетения -шов или струг.

Часть заготавливаемого материала мастера-корзинщики, специалисты по плетёной мебели и опытные самодель-щики подвергают окраске. Но перед этим удаляют содержащиеся в лозе мешающие равномерному впитыванию краски дубильные вещества. Достигают этого вымачиванием материала (до нескольких часов) в горячем щелочном растворе (на литр воды уходит 40 – 50 г поташа, или углекислого калия, который можно приобрести в магазине фототоваров). Вымачивание зачастую осуществляют и простым «деревенским» способом, помещая заготовки из лозы в ведро с водой, куда предварительно опускали на 1/4 – 1/3 часа при кипении тряпичный мешочек с древесной золой.

Основательно вымочив заготавливаемый для плетения материал, щелочную воду сливают. А прутья (равно и шины, струг) на 3 часа опускают в красящий раствор, время от времени пошевеливая их палкой для получения равномерной окраски со всех сторон.

Яркие сочные цвета дают анилиновые красители, применяемые в быту для окраски тканей. Расход в нашем случае будет таким: один пакет на 3 литра воды. А чтобы прокрашивание стало более глубоким, в красящий раствор добавляют 1 – 2 ложки уксусной кислоты.

Виды колунков и их использование для расщепления прута на равные части:

1 – крестообразный;

2 – Y-образный; 

3 – долотообразный колунки;

а – выполнение надреза на торце прута;

б – расщепление прута на требуемые заготовки

Как уже указывалось, через 3 часа красящий раствор сливают. А сам материал прополаскивают в холодной чистой воде. Причём меняют её до тех пор, пока сливаемая вода не перестанет окрашиваться.

Вместо анилиновых красок зачастую используют и всевозможные протравы. Ведь они не боятся влаги и не выгорают на солнце. И диапазон тональности окраски дают довольно широкий. От светлосерого или, скажем, светло-коричневого до чёрного или тёмно-коричневого с красноватым, зеленоватым или синеватым оттенками.

Для получения серого цвета используют раствор железного купороса. Причём тон окраски зависит здесь от трёх факторов: концентрации раствора, времени нахождения в нём исходного материала и степени наличия дубильных веществ в древесине. Чёрного цвета добиваются, заменив через 1-2 часа раствор железного купороса густым отваром ивовой коры. Той самой, что остаётся после лупки (очистки) прутьев. Ну а коричневый цвет любой тональности получают, помещая исходный материал для плетения в раствор марганцовокислого калия.

Хранят подготовленный для плетения материал абсолютно сухим (во влажном состоянии уже через сутки может появиться плесень на древесине и она почернеет), связанным в пучки. А перед применением – замачивают. Эластичность же в ходе плетения поддерживают, завёртывая временно не «задействованные» в работу прутья, ленты и струг во влажную тряпку.

Плетение корзин с обруча используют в тех случаях, когда готовое изделие требуется получить как можно быстрее (в походе, в лесу или на берегу реки). Работу начинают с изготовления обруча. Сгибают его из ивового прута толщиной чуть поменьше мизинца. Концы заготовки срезают ножом «на ус», сводят их вместе и накрепко связывают ивовой лентой или бечёвкой друг с другом. Если корзина должна быть овальной, то обруч стягивают на взаимопротивоположных участках длинным гибким прутом или верёвкой.

Кряж со скамьёй (станина) – удобное рабочее место мастера по плетению мебели и других всевозможных изделий из лозы

Затем переходят к вплетению основы – вертикальных прутьев-стоек под прямым углом к обручу на равноудалённом расстоянии друг от друга. Причём каждый такой прут предварительно срезают под острым углом со стороны комля на длину ладони. Получается лёгкий и гибкий «хвост».

Его-то и обводят вокруг обруча, огибают прут-стояк и прижимают к обручу пальцами левой руки. В аналогичной последовательности вплетают следующий прут-стояк. Только с таким расчётом делают это, чтобы кончик предыдущего прута прочно прижимался им к обручу. А уже конец второго прута прижимают третьим и т. д. По тому же принципу, как это делают при плетении венка из полевых цветов.

Теперь будущая корзина напоминает вершу, только очень редкую. Её начинают заплетать прутьями, как деревенский плетень. А он ведь «плетётся с подтычкой», т. е. с как можно большим прижатием рядов прутьев друг к другу. Делать это удобно специальной колотушкой (см. рис.). Вырезают её обычно из дуба, берёзы, лиственницы или засохшего ствола сирени. Она должна быть достаточно массивной, тяжёлой и прочной. В то же время крайне желательно, чтобы колотушка эта могла проходить свободно между двумя соседними стойками плетения, была бы узкой и удобной в работе.

Стадии плетения корзины с обруча:

1 – изготовление обруча;

2 – вплетение основы (вертикальных прутьев-стоек);

3 – выполнение простого плетения на бортах корзины;

4 – сгибание прутьев-стоек, изготовление каркаса дна;

5 – оплетение дна корзины;

6 – последовательность выполнения ручки;

7 – вариант оплетения ручки корзины;

8 – готовое изделие

Выведя бока до донышка, загибают прутья-стояки. Подрезают их лишнюю длину так, чтобы упрятать концы каждого в соответствующее место на противоположной части стенки. Причём выполняют операцию по упрятанию с закреплением. То есть, просунув конец очередного прута между прутьями на противоположной стороне, загибают его, после чего прочно заплетают дно лозой потоньше.

Ручка выполняется из толстого прута-спицы, заострённого с двух концов, вставленного в борта корзины и оплетённого пучками тоненьких прутьев одним из указанных на иллюстрациях способом. Например, обвивая каждый из пучков вокруг дужки и прочно завязывая концы узлом у противоположного борта.

Корзину можно сделать и соответствующим образом украшенной. Скажем, использовав для её плетения не только окорённые (белые) прутья, но и неочищенные. Такое контрастное сочетание тёмных рядов плетева со светлыми выглядит довольно эффектно и нарядно.

О. ТИТОВА, Московская область (Продолжение следует).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

modelist-konstruktor.com

Плетение из лозы

© сост. И. Скрипник, 2011

Предисловие

Лозоплетение известно с древних времен и до сих пор пользуется заслуженным уважением. Эта книга научит вас работать с лозой и самим создавать декоративные украшения и просто необходимые для дома вещи. Здесь собрано все, что касается современного лозоплетения – от советов по выращиванию ивы до практических рекомендаций по изготовлению самых невероятных и оригинальных предметов, которые могут украсить ваш быт. Перед вами раскроется необъятный мир лозы – удивительного природного материала, податливого и твердого одновременно. Но в этом-то и заключается его своеобразие и ценность. Предложенные в книге изделия из лозы смогут пробудить фантазию лозоплетельщиков. В результате вы создадите лучшие и уникальные предметы быта, украшения, мебель, выработаете свой собственный стиль.

Описаны приемы и способы плетения, как самые простейшие, необходимые для изготовления предметов домашнего обихода, так и более сложные, позволяющие создать художественные изделия. Даны характеристики различных пород ивы, рекомендации по уходу за плантацией этого растения. Приведена технология заготовки материала для плетения.

Основная цель этой книги – научить любого желающего плести из лозы, позволить ему вырасти до профессионального уровня, показать, что красота кроется даже в невзрачных запыленных кустиках ивы, стоит лишь приложить труд и фантазию, чтобы она проявилась в прекрасных творениях ваших рук. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей и практикой лозоплетения. Много нового и интересного найдут здесь и начинающие, и опытные мастера.

Удачи вам в освоении прекрасного искусства лозоплетения!

Древнее искусство плетения из лозы

Из истории лозоплетения

Кто из нас в детстве не опустошал одуванчиковые поляны и не плел венки из этих чудесных пушистых комочков вперемешку с полевыми цветами и сухой травой? А кто из детей не мастерил в свое время бумажных ковриков и веревочных кукол? Наверное, многие любили это занятие. Но кто задумывался над тем, что плетение – это искусство, по возрасту сравнимое с возрастом человеческого рода? В древности люди не задумывались над тем, заниматься им плетением или нет. Это было необходимостью. Изготовление посуды, сосудов для хранения пищи, различных украшений – без этих ремесел человечество не смогло бы развиваться.

Промысел, прошедший через века

Лозоплетение прошло сквозь тысячелетия и дошло до нас практически в первозданном виде. Как можно его модернизировать? Вопрос риторический. И тысячи лет назад, и сейчас человек плетет по одним и тем же принципам, с помощью одинаковых приемов. И в этом есть нечто таинственное и мистическое. Плетение существует как бы вне времени и вряд ли изменится за последующую тысячу лет.

Другое дело, что изменилась сама цель лозоплетения. В древнем мире оно составляло необходимую потребность, связанную с обустройством человеческого быта. А теперь плетеные изделия служат в основном украшениями. Но это не значит, что они потеряли свой практический смысл. Лозоплетение может оказаться полезным в современном быту. До сих пор народные умельцы изготавливают удивительную по своей красоте и легкости мебель, способную создать конкуренцию современной заводской мебели из ДСП или древесного шпона.

Но вернемся в древний мир… Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины. Плетение развивалось прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой – велика и многообразна потребность в плетеных изделиях.

С древнейших времен плетением занимались в Африке и Азии, в Европе и Австралии, в Южной и Северной Америке. Плели из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника. Наверное, наряду с корзинами, рыболовецкие снасти и ловушки для зверей и птиц были первыми и самыми важными для человека «плетеными поделками». Снасти из тонкого ивового прута были прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Поэтому позднее лозу заменили различные нити и обрезки кожи.

Сколько же веков насчитывает лозоплетение? Самыми старыми из найденных плетеных предметов считаются египетские и ближневосточные находки. Так, например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Примерно такие же можно увидеть сегодня в мебельных магазинах. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев использовалась в Древнем Риме – и в домах простолюдинов, и в домах патрициев (они, кстати, были известными ценителями изящества и комфорта). Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты.

Издревле доказано, что лоза – прекрасный проводник земной энергии. В Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, сначала обследовали с помощью лозы и дом ставили на том месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца. Глубоко символичен тот факт, что когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.

В позапрошлом веке особенно широко лозоплетение применялось во Франции. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывали позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. В конце XIX века появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира. На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог сплести ее при необходимости. Корзинщики-виртуозы выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. И действительно, без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку, брали в дорогу, отправляясь в дальний путь, в них собирали урожай, с ними ходили за грибами. Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для возведения стен и крыш. Важно и то, что на постройку, например, сарая из глиноплетневых стен тратится не больше недели. Другим преимуществом является дешевизна. Впрочем, есть и минус – недолговечность постройки. Рассчитан такой плетеный домик в среднем на 10–15 лет использования, хотя, в принципе, может простоять десятки лет (это зависит от умения строителей). Глинобитные подсобные помещения еще несколько десятков лет назад были популярны на юге России и в Украине.

Ива имеет еще и другое – духовное – значение для русского народа. С давних времен образ ветвистой ивы – это одухотворенный образ частички живой природы. А веточка вербы (одна из разновидностей ивы) – символ веры, символ памяти об усопших. Ее срывали по христианскому обряду весной во время цветения в вербное воскресение и ставили в доме в красном углу – честь, оказанная не многим растениям. Ива охраняет своей торжественной задумчивостью священную память о погибших воинах на больших и малых мемориалах. Она украшает своей зеленью сады и парки, города и поселки.

Это дерево распространено и ценится не только в России. Городом ив называют, например, столицу Корейской Народно-Демократической Республики город Пхеньян. По берегам реки Тэдонган, на которой стоит город, растут огромные плакучие ивы. Они, как шатром, укрывают набережные – излюбленное место отдыха и раздумий жителей города. Можно привести множество примеров щедрой народной любви к иве, ее гибким волнующим ветвям, шелесту ее листвы, ее трогательной беззащитности и негасимой духовной силе.

Как видим, ивовый прут дошел до нас в практически первозданном виде. Конечно, изделия из него максимально усложнились, так же, как и техника плетения, однако суть лозоплетения осталась неизменной.

Одно дело – бытовое лозоплетение, а другое – мода на плетеные изделия, которой следуют практически все слои населения. Лозоплетение – одно из самых демократических ремесел. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце XVIII века. Ввел ее князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе. Он создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. В течение следующих десятилетий искусство лозоплетения совершенствовалось русскими мастерами. В конце XIX века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. Лозоплетение становится в России подлинным народным искусством.

В начале XX века в России ассортимент плетеных изделий просто поражал воображение. Из лозы плели всевозможную мебель, стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки, газетницы, коляски, дорожные принадлежности, сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, сани, корзинки, детские качели и игрушки. Наверное, не было такого предмета или утвари, которую бы в то время умельцы не смогли бы сплести из лозы.

Лозоплетением в России занимались практически повсеместно, где росла ива или можно было достать растительный материал, способный ее заменить. В Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской губерниях были сосредоточены наиболее крупные центры плетения. Развитию этого ремесла способствовала организация школ, в которых обучали плетению.

Одним из наиболее крупных центров плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д. В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели. В 1891 году на средства известного русского мецената С. Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А. И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже, Кельне, Нью-Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, завоевывали международное признание и неоднократно получали призы.

Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно выраженные художественные и технологические особенности по изготовлению бытовых изделий из лозы. Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел стало развиваться поздно и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок.

До Великой Отечественной войны и после нее широкое производство плетеных изделий было приостановлено, потому что промышленные приоритеты были расставлены совсем иначе, чем до революции. Однако в 50-х годах ХХ столетия наметилось некоторое возрождение плетеного ремесла. На мебельной Борисовской фабрике был создан цех лозоплетения. Там стали выпускать плетеную мебель и изделия утилитарного назначения. В 1971 году по инициативе художника Ю. П. Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха лозоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий.

Изделия из лозы в современном быту

Мода постоянно возвращается. Сейчас плетеная мебель – легкая, экологичная, изысканная – вновь покоряет Россию. Ее можно увидеть в каталогах и витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах. Плетеные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, создавая особый домашний уют. Плетеная мебель охотно заселяет балконы, веранды, чайные домики и прочие «уголки для размышлений».

Сейчас ивовая лоза уже утратила былую привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, но от этого не стала менее используемой. Плетеная корзина и поныне остается «тарой номер один» для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится в лес с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча попросту превратится в труху. Ивовые ветки содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева.

Картофельные корзины – прочные, вместительные, легкие – порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.

Плетеная корзина – отличная тара для различной снеди для пикника. В ней пищевые продукты будут надежно защищены от дождя и пыльных бурь. Кроме того, с плетеной корзинкой очень удобно ходить на рынок и в магазин. Ведь более удобной тары для ношения яиц и фруктов люди еще не придумали.

Из лозы плетут сухарницы, вазы для печенья и конфет, которые могут украсить праздничный стол. Делают из нее легкую и сравнительно дешевую дачную мебель, плетут детские санки и коляски, оплетают старые цветочные горшки.

Дизайнеры всего мира используют плетеную мебель, корзины, вазы как обязательный элемент весьма популярного стиля кантри. В этот же дизайнерский арсенал входят короба для белья, корзины для бумаг, «ящики» для хранения вещей, забавные корзинки для домашних животных. Все эти мелочи делают дом уютным и наполняют его особым теплом, присущим только природным материалам.

Но почему же так много красивых и практичных вещей полностью ушло из нашего интерьера? Увы, в какой-то момент люди посчитали лозу неактуальной, и на смену ей пришла суперсовременная синтетика в виде различных пластмасс и полимеров. Действительно, синтетические материалы дешевле и практичнее, но не намного. А с точки зрения эстетического вкуса натуральная лоза не идет ни в какое сравнение с продукцией химической промышленности. У нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традицией.

Главные достоинства плетеных изделий – это экологичность, свойственная всем предметам ручной работы, крепость, легкость, характерный приятный запах. Лоза в изделии имеет свойство в течение трех лет приобретать красный оттенок. При бережном отношении к предметам быта они не теряют своих свойств два десятка лет. Природная чистота материала и высокие качества плетеной мебели делают ее все более востребованной. Она создает ностальгическую атмосферу уюта и благополучия дворянских усадеб минувшего века, а золотистое кружево ивовой лозы очаровывает своими умиротворяющими ритмами и словно защищает от стресса.

Устойчивость к воздействию влаги и высоким температурам дает возможность применять лозу в саунах и бассейнах. Она очень легкая и открытая. К ней приятно прикасаться. Порой ротанговая мебель по сроку своей службы бывает не хуже дубовой. Благодаря используемой технике плетения удается избегать острых углов, создавать обтекаемые, плавно извивающиеся формы и, соответственно, – силуэты в интерьере. Особый шик плетеная мебель приобретает, когда ее создают настоящие мастера своего дела, способные учесть разнообразие фактур плетения и требования, которые выдвигаются к современной мебели. Время от времени лозу комбинируют с тканью, деревом, стеклом, металлом, кожей, расширяя таким образом стилистику предметов. Также не последняя роль отводится конструктивности мебели, поскольку это качество в современном мире во многом определяет конкурентоспособность мебельной идеи для ее запуска в производство.

К сожалению, настоящую ивовую корзинку (а тем более мебель) сейчас редко можно встретить. Поэтому лучше сплести ее самому, на свой вкус. Плетение ивовыми лентами доступно и школьникам, и людям пожилого возраста. Не вызовет больших финансовых расходов и заготовка материалов, так как природа обильно снабжает мастеров нужным сырьем. Необходимые прутья можно найти около речки, пруда, болота. Ива в изобилии растет вдоль дороги, в садах, оврагах, около дома. Словом, сырье всегда «под руками». Так почему бы не приступить к делу?

Природный чудо-материал

Когда говорят о лозе в применении к плетению, то имеют в виду прежде всего лозу ивовую, расщепленные ивовые прутья. Однако для лозоплетения можно использовать и другие материалы, похожие на лозу: камыш, ситник, рогоз, солому злаковых культур, педдиг, рафию, бамбук, лещину. Их используют в комбинации с лозой или отдельно. А вот с виноградной лозой специалисты не рекомендуют работать – она слишком ломкая и пригодна далеко не для всех видов плетения. Лучше всего ее использовать для изготовления ограждений в стиле кантри.

Чудо-материал – так говорят об ивовых прутьях. Еще древние умельцы приметили в них редкое сочетание гибкости и упругости. Используя эти качества, люди научились плести из лозы множество самых разных по форме и назначению изделий.

Ива – одна из распространенных древесно-кустарниковых пород умеренного и холодного поясов земного шара, лишь немногие ее виды встречаются в субтропических и тропических областях. Как свидетельствуют данные палеонтологии, ива появилась на земле в весьма отдаленные геологические эпохи. В различных странах Европы, Азии и Америки ее остатки найдены в нижнемеловых отложениях мезозойской эры, в третичном периоде ива была уже широко распространена. Изучение ископаемых ив, найденных в верхнемеловых отложениях, показало, что за многие тысячелетия это растение упростило внутреннюю организацию, приобрело большую пластичность и крайне разнообразные внешние формы, определяющие ее видовое многообразие.

Ива – одна из ценных древесно-кустарниковых пород, имеющих разностороннее, универсальное применение. Это уникальное лекарственное растение. Ее кора – прекрасный дубитель, а волокно – сырье для изготовления мешковины, веревок и матов. Способность ивы быстро давать большое количество древесины позволяет широко использовать ее и в целлюлозном производстве, при изготовлении пластиков. В степных районах, бедных лесом, древесина кустарниковых ив используется на топливо, а из древовидных ив получают деловые сортименты древесины. Цветение этого дерева начинается значительно раньше, чем у других растений, поэтому ива еще и ценный медонос. Кроме того, ее широко используют для закрепления песков, обрывов и оползней. Наконец, она дает прекрасный, ценный для плетения материал – прут или, как его еще называют, лозу.

Все ивы можно разделить на два больших вида: кустарниковые и древовидные. Кустарниковые, которых большинство, растут повсюду: по берегам рек и озер, вдоль шоссейных и железных дорог, на болотах и по высыхающим руслам рек. Они первыми «заселяют» лесные вырубки и пожарища, как шубой покрывая почерневшую землю. Растут ивы и по склонам гор, даже на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря. Ветви кустарниковой ивы – это и есть основной материал для плетения. Это одно из самых быстрорастущих растений: однолетние побеги порой достигают высоты 3 м. Древовидные ивы иногда вырастают в красивые могучие деревья. Например, в селе Никольском Смоленской области растет серебристая ива, ствол которой в обхвате превышает 5 м, и возраст, по мнению биологов, составляет более 120 лет. Это дерево-рекордсмен среди сородичей в Нечерноземной зоне России.

fictionbook.ru

Плетение из лозы Часть 1

За много лет плетения всевозможных изделий из лозы накопился огромный опыт.  Пришло время поделиться им со всеми, кто хочет этим заняться.

Плетение из лозы — литературы, в которой об этом рассказывается, на сегодняшний день довольно много, но любой автор может внести, что — то своё, что обычно не применяется, об этом интересно почитать и если понравилось, взять на заметку. Так что надеюсь и мои, не большие советы по плетению из лозы, помогут начинающим мастерам, освоить, что — то новенькое.

А теперь поговорим о плетении из лозы. Самое трудное в искусстве плетения из лозы, и я думаю самое трудоёмкое, это лоза, её заготовка и дальнейшая обработка, очищение от коры, раскалывание и строгание. Само плетение изделий из прута ивы доставляет удовольствие. Советую не пренебрегать расколкой прута. Из одного прута, получается, от двух до четырёх лент. Экономия материала баснословная и труд, потраченный на получение ленты, себя окупит. Из ленты, возможно, сплести изделия которые невозможно изготовить из обычного прута. Ещё один плюс строганной ленты.

Заготовка ивы происходит в три периода. Первый – ранней весной, во время весеннего сокодвижения. Второй — конец июля, начало августа, летнее сокодвижение. И последний, основной, начало осеннего листопада, до снега. Осенняя заготовка, самая качественная. Прут полностью вызрел и готов к плетению любых изделий.  Я готовлю при недостатке прута и в зимний период, но это неудобно. Весенний и летний прут можно очистить от коры  на месте заготовки. Кора в этот период очень легко снимается.

Для этого необходимо использовать шемилку рис. 1, палку с прорезью, в которую вставляется прут, немного сжимается и протягивается. Кора легко удаляется с прута.

Рис 1. Щемилка для снятия коры с ивового прута.

Очень часто в качестве щемилки ипользуется толстый ствол ивы на месте заготовки. Верхний конец расщепляется, а нижний, заостряется и втыкается в землю, что очень удобно. Смотрите на форуме . Многие задаются вопросом—где найти иву? Заготовка прута, очень тяжёлый труд. Это многих отпугивает. Но советую не пугаться. Можно плести для души и тогда количество прута не большое. За годы занятий плетением из лозы, пришел к выводу, что самое большое количество дикорастущей ивы, пригодной для лозоплетения, находится вдоль железной дороги и вдоль автомобильных дорог. Почему именно там? Потому что, там постоянно проходят санитарные рубки и после этого вырастает много прута так необходимого для плетения. Он как раз такой, какой и необходим: однолетний, без боковых отростков. Единственное, то, что растут разные сорта и необходимо внимательно смотреть, что режешь. Но с небольшим опытом, ошибиться невозможно. И, конечно, самая лучшая лоза, это посаженая вашими руками. Как сажать лозу и где брать посадочный материал расскажу позднее.

Итак, ива (лоза) найдена, нарезана. Теперь необходимо, если резали её в осенний период, очистить от коры. Осенняя заготовка, требует для снятия коры, отварки в кипящей воде в течение часа. Можно варить в железной ванной, на территории садового участка, можно и на газу, в бельевом баке. Как вам удобнее, увидите сами. Для ускорения процесса отварки, необходимо герметично закрывать емкость, в которой варятся прутья. Лоза. Тогда кора будет сползать просто при нажатии на неё пальцами и время отварки может сократиться до 20 минут.

Лоза есть, теперь вам понадобится инструмент. Самое необходимое сейчас рассмотрим.

Плетение из лозы — вот минимальный набор инструмента для этого.

Ножи лозоплетельщика, рис 2, это один из самых главных инструментов. Имея только нож, уже можно сплести корзину.

Рис 2. Ножи для плетения из лозы.

Левый нож, применяется для заготовки лозы и для заострения толстых ивовых палок, например для ручки корзины. Средний, это основной нож лозоплетельщика.

Обратите внимание, что рабочая часть ножа, прямая — такая форма необходима. Правый нож, используется для заготовки большого количества прута. Форма сохранилась с далёких времён. Мне этот достался от старшего поколения. Также, можно при заготовке прута, использовать секатор. Но учтите, что плохой, не качественный секатор, будет мять прутья и ива может заболеть. На следующий год в этом месте не получите прута. С опытом поймёте, что лучше. Так же вам понадобятся бокорезы и круглогубцы. Советую денег не жалеть и покупать качественный инструмент. Бокорезами удобно обкусывать лишние прутики, подравнивать «стоячки» плетёного изделия.

Понадобятся шилья как на рис 3

Рис 3. Шило для плетения из лозы.

Все три шила не покупные, а изготовление своими руками. Левое и правое , из гвоздей подходящего диаметра, а среднее не знаю из чего. Попалась уже почти готовая заготовка. В качестве ручек, хорошо подходят ножки от стульев, табуретов, мебели. Колунки рис 4. Колунок необходим для расколки прута на 2, 3, 4 части.

Левый и правый, на три зубца, средний на четыре. На два обычно не делают, используют один из этих. Изготовление из ножек мебели. Выпилены ножовкой по металлу и зачищены напильником, твёрдости вполне достаточно, не хуже чем из алюминия.  Мне больше нравятся деревянные.

Рис 4.  Колунки для раскалывания прута на три и четыре части.

Строгание расколотого прута. Для этого понадобится приспособление под название «струг» или иногда называют «шоф».

Струг рис 5. Лоза, расколов её, надо прострогать, для получения ленты. Я использую простейшее приспособление. Основа его, деревянный брусок, на котором закреплено лезвие электро рубанка. Заточка лезвия сохранена родная. Лезвие закреплено под углом. Это сделано для облегчения процесса строгания ленты. Вставляем сначала в широкий промежуток и потом передвигаем в более узкий. Снимаем не за один раз а за два , три прохода. Так физически легче прострогать ленту. И возьмите на заметку, что прут расколотый на три и четыре части, строгается легче, чем расколотый на две. Там снимается рыхлая сердцевина прута.

Рис 5.  Струг для строгания ленты — глянца из прута ивы.

Для придания нужной ширины ленте, применяют инструмент под названием шмол. Простейший вариант его изготовления, это вбитые два кусочка ножовочного полотна, с заточкой одной стороны, на нужной ширине. Прут протаскивают между ними и получают необходимую ширину ленты.

Лоза и всё самое основное, для того что бы начать заниматься плетением из лозы.

Удачи вам.

Владимир

Метки: выращивание лозы, заготовка лозы, ивовый прут, инструмент лозоплетельщика, искусство, колунок, лоза, лозоплетение, плетение из лозы, сделай себя сам, струг, шмол, шоф, щемилка. Закладка Постоянная ссылка.

sdelajsebya.ru


Смотрите также