Дорожные ограждения на автомобильных дорогах


8.1 – Дорожные ограждения

ГОСТы → ГОСТ Р 52289-2004

Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

Раздел 8 – Правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств

Раздел 8.1 → Раздел 8.2

Дорожные ограждения

8.1.1 На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.

8.1.2 Удерживающие ограждения (далее – ограждения) устанавливают:

– на обочинах автомобильных дорог;

– на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы;

– с обеих сторон проезжей части мостового сооружения;

– на разделительной полосе автомобильной дороги, городской дороги или улицы, мостового сооружения.

8.1.3 В настоящем разделе приняты следующие определения:

Динамический прогиб ограждения (далее – прогиб) – наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения (рисунок В.25а) при наезде автомобиля на ограждение.

Рабочая ширина – максимальное динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места установки ограждения) относительно лицевой поверхности балки недеформированного ограждения (рисунок В.25б).

Рабочую ширину учитывают при установке ограждения на разделительной полосе, у опор путепроводов, консольных или рамных опор информационных дорожных знаков, опор линий электропередачи и связи, опор освещения и наземных трубопроводных коммуникаций и т.п. (далее – массивных препятствий), а также на городских дорогах и улицах у бортового камня на тротуаре или газоне, разделяющем проезжую часть и тротуар. В других случаях учитывают прогиб.

Ограждение должно соответствовать требованиям к уровню удерживающей способности (таблица 11), прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте (далее – высоте).

Таблица 11

Уровни удерживающей способности

8.1.4 Уровни удерживающей способности ограждений выбирают с учетом степени сложности дорожных условий для участков автомобильных дорог по 8.1.5, для мостовых сооружений автомобильных дорог по 8.1.6, для городских дорог, улиц и мостовых сооружений в городах по 8.1.7.

8.1.5 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на автомобильных дорогах, определяют по таблице 12.

Таблица 12

Уровни удерживающей способности ограждений на автомобильных дорогах

К группе А относят участки автомобильных дорог:

– на насыпи высотой более 5 м;

– расположенные на склоне местности круче 1:4;

– проложенные вдоль железнодорожных путей, болот, водных потоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии менее 15 м от края проезжей части;

– с разделительной полосой шириной 6 м и менее с односторонним поперечным уклоном круче 1:10;

– на которых массивные препятствия расположены на разделительной полосе или сбоку от проезжей части на расстоянии 4 м и менее от ее кромки.

К группе Б относят участки автомобильных дорог:

– с разделительной полосой шириной не более 6 м без массивных препятствий;

– проложенные вдоль железнодорожных путей, болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части;

– подходы к мостовым сооружениям при высоте насыпи менее указанной в таблице 13, на автомобильных дорогах IV и V, II и III, I категорий протяженностью 12, 18 и 24 м соответственно без учета начальных и концевых участков;

– на насыпи с откосами круче 1:4 при условиях, указанных в таблице 13.

Таблица 13

Условия отнесения участков автомобильных дорог к группе Б на насыпях

8.1.6 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях автомобильных дорог, определяют по таблице 14.

Таблица 14

Уровни удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях автомобильных дорог

Дорожные условия на мостовых сооружениях автомобильных дорог относят к группам В, Г или Д по таблице 15.

Таблица 15

Группы дорожных условий для мостовых сооружений автомобильных дорог

8.1.7 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на городских дорогах, улицах и мостовых сооружениях на них, определяют по таблице 16.

Таблица 16

Уровни удерживающей способности ограждений на городских дорогах, улицах и мостовых сооружениях на них

К группе Е относят участки городских дорог и улиц:

– с продольным уклоном не менее 50+;

– с массивными препятствиями на центральной разделительной полосе шириной не более 4 м;

– на насыпи высотой не менее 5 м при расстоянии между бортовым камнем и бровкой земляного полотна не более 10 м;

– у водотоков или водоемов глубиной более 1 м, находящихся на расстоянии не более 10 м от бортового камня;

– на набережной;

– с подпорными стенами на расстоянии не более 4 м от кромки проезжей части.

К группе Ж относят участки городских дорог и улиц:

– без массивных препятствий на разделительной полосе шириной не более 4 м;

– на насыпи высотой от 2 до 5 м при расстоянии между бортовым камнем и бровкой земляного полотна не более 10 м;

– с боковыми разделительными полосами шириной не более 4 м с двусторонним движением на боковых проездах.

Дорожные условия на мостовых сооружениях в городах относят к группе Е в следующих случаях:

– мостовое сооружение пересекает железные дороги, интенсивность движения по главным путям которых составляет более 100 поезд./сут, открытые линии метрополитена или трамвая;

– на мостовом сооружении, расположенном на магистральной дороге или улице, трамвайные пути размещены на обособленном полотне;

– проезжая часть на мостовом сооружении расположена в одном уровне с железнодорожными путями или путями метро;

– проезжая часть на мостовом сооружении магистральной дороги или улицы общегородского значения или перед ним на участке длиной 100 м имеет продольный уклон от 40+ до 50+ при длине сооружения более 100 м и более 50+ – при длине сооружения не более 100 м;

– проезжая часть мостового сооружения расположена на расстоянии более 5 м от поверхности водотока или водоема глубиной более 1 м;

– длина мостового сооружения более 250 м;

– эстакады третьего и выше уровней пересечений в разных уровнях.

Для всех других случаев дорожные условия на мостовых сооружениях в городах относят к группе Ж.

8.1.8 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог, городских дорог и улиц, принимают равными:

У3 – для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения;

У4 – для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах;

У5 – для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях съездов.

8.1.9 Прогиб барьерного ограждения, устанавливаемого на обочине, не должен превышать расстояние от продольной оси балки недеформированного ограждения до бровки земляного полотна, увеличенное на 0,25 м (рисунок В.26а).

Рабочая ширина не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия (рисунки В.26г, д), находящегося на обочине или за ее пределами на расстоянии менее 4 м от кромки проезжей части.

На обочине автомобильной дороги барьерное ограждение устанавливают на расстоянии 0,50-0,85 м от бровки земляного полотна до стойки барьерного ограждения, парапетное – на расстоянии 0,50 м от бровки земляного полотна до ближнего края парапетного ограждения и не менее 1,00 м от кромки проезжей части до лицевой поверхности балки ограждения или до ближнего края парапетного ограждения (рисунки В.26а, е).

При наличии на обочине или откосе насыпи массивного препятствия парапетное ограждение устанавливают на расстоянии 0,30-0,50 м от него (рисунок В.26ж).

8.1.10 Рабочая ширина для барьерного ограждения, устанавливаемого на разделительной полосе автомобильных дорог, городских дорог и улиц, а также мостовых сооружений не должна превышать:

– расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до края проезжей части (рисунок В.26б) при установке ограждения по середине разделительной полосы шириной менее 3 м при отсутствии на ней массивных препятствий;

– расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия при установке барьерного ограждения по боковым сторонам разделительной полосы (рисунок В.26в) при наличии на ней массивных препятствий.

На разделительной полосе автомобильной дороги барьерное или парапетное ограждение устанавливают на расстоянии не менее 1,0 м от кромки проезжей части (рисунки В.26б, в, и).

8.1.11 На боковых сторонах городской дороги и улицы ограждения устанавливают на газоне между проезжей частью и тротуаром (рисунки В.27а, б), а если невозможно установить ограждение на газоне или если он отсутствует – между бровкой земляного полотна и внешним краем тротуара (рисунки В.27в-е). Если и такая возможность отсутствует – на тротуаре, примыкающем к проезжей части (рисунок В.27ж).

8.1.12 Прогиб барьерного ограждения, устанавливаемого между бровкой земляного полотна и внешним краем тротуара, не должен превышать расстояние между продольной осью балки недеформированного ограждения и бровкой земляного полотна, увеличенное на 0,25 м (рисунки В.27в-е).

Ограждение устанавливают на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна до стойки ограждения и не менее 0,1 м от продольной оси балки ограждения до тротуара (рисунки В.27в-е), если расстояние от внешнего края тротуара до бровки составляет не менее 1,0 м.

8.1.13 Рабочая ширина барьерного ограждения, устанавливаемого на газоне, не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне, при его отсутствии – до ближнего края тротуара, но не более 3 м (рисунки В.27а, б).

На газоне барьерное ограждение устанавливают на расстоянии 0,05-0,10 м от бортового камня до лицевой поверхности балки ограждения.

8.1.14 Рабочая ширина барьерного ограждения, устанавливаемого на тротуаре, не должна превышать 1,5 м при ширине тротуара не менее 3,0 м (рисунок В.27ж). При меньшей ширине тротуара его необходимо расширить до 3,0 м. Если расширить тротуар невозможно, рабочая ширина не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до оси тротуара.

На тротуаре барьерное ограждение устанавливают на расстоянии 0,05-0,10 м от бортового камня до лицевой поверхности балки ограждения (рисунок В.27ж).

8.1.15 Прогиб барьерного ограждения на мостовом сооружении без тротуаров или служебных проходов не должен превышать 1,0 м.

Барьерное ограждение устанавливают на расстоянии не менее 0,4 м от края плиты до стойки ограждения (рисунок В.26к).

8.1.16 Прогиб ограждения на мостовом сооружении с тротуарами или служебными проходами принимают по таблице 17.

Таблица 17

Прогиб ограждения на мостовом сооружении (размеры в метрах)

Барьерные ограждения устанавливают на внешней границе полосы безопасности.

8.1.17 Высота ограждения должна быть не менее указанной в таблице 18.

Таблица 18

Минимальная высота ограждения (размеры в метрах)

8.1.18 Начальный и концевой участки барьерного и парапетного ограждения, устанавливаемого на обочине, устраивают с отгоном 1:20 к бровке земляного полотна. При этом балки барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных ограждений начальных и концевых участков понижают до поверхности дороги (рисунки В.28а, б).

Начальный и концевой участки одностороннего барьерного ограждения допускается выполнять с изгибом балки в форме петли длиной не менее 5,00 м, а расстояние от бровки земляного полотна до ближней стойки должно быть не менее 0,25 м (рисунок В.28в).

На начальных и концевых участках балки одно- и двусторонних барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных ограждений, устанавливаемых на разделительной полосе, понижают до земли с уклоном 1:15 (рисунки В.28г-ж). Односторонние ограждения сближают к оси разделительной полосы (рисунки В.28д, е).

В местах технологических разрывов разделительной полосы, разворота, пересечений и примыканий в одном уровне, у постов дорожно-патрульной службы и т.п. допускается устраивать понижение балок или верхних плоскостей парапетных ограждений до земли с уклоном 1:10 (рисунки В.28г-ж).

8.1.19 Переходные участки ограждений устраивают для соединения мостовых и дорожных ограждений, а также для соединения барьерных и парапетных ограждений.

Уровень удерживающей способности переходного участка ограждений не должен быть меньше самого низкого из двух допустимых уровней удерживающей способности, установленных для соединяемых ограждений, и больше самого высокого из них.

8.1.20 Над переходными плитами в местах сопряжения мостового сооружения с насыпями подходов устанавливают такие же ограждения, как и на мостовом сооружении.

8.1.21 Барьерные ограждения устанавливают так, чтобы в стыках балок предыдущая по ходу движения балка накладывалась на последующую, а отклонения оси балки от ее проектного положения в плане не превышали 1:1000 от длины стыкуемых балок.

8.1.22 В блоках парапетных ограждений предусматривают соединения, препятствующие смещению или наклону блоков относительно друг друга. При монтаже блоков их относительное смещение в плане и по высоте не должно превышать 5 мм.

8.1.23 Парапетные ограждения не должны препятствовать отводу воды с поверхности проезжей части, обочин (полос безопасности) дорог и мостовых сооружений.

8.1.24 Конструкция ограждения на протяжении участка с одним и тем же уровнем удерживающей способности должна быть одинаковой.

8.1.25 Световозвращатели, изготовленные по ГОСТ Р 50971, размещают:

– на барьерных ограждениях с балкой(ами) волнистого профиля – в углублении в средней части поперечного профиля балки (при наличии нескольких рядов балок – в углублении средней части поперечного профиля нижней балки);

– на барьерных ограждениях с балкой неволнистого профиля – над верхней гранью верхней балки или на опоре над ней;

– на парапетных ограждениях – на верхней плоскости ограждений.

8.1.26 Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с интервалом 4 м (в т.ч. на участках отгона и понижения).

8.1.27 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.

Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:

– перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом – напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;

– перильного типа – у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч – при запрещенной остановке или стоянке.

8.1.28 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) устанавливают у внешнего края тротуара на насыпях на расстоянии не менее 0,3 м от бровки земляного полотна.

Ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают:

– перильного типа или сетки – на разделительной полосе между основной проезжей частью и местным проездом на расстоянии не менее 0,3 м от кромки проезжей части;

– перильного типа – у внешнего края тротуара у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, на расстоянии не менее 0,3 м от лицевой поверхности бортового камня.

8.1.29 Высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) должна быть не менее 1,1 м.

Высота ограждений ограничивающих перильного типа должна быть 0,8-1,0 м, сеток – 1,2-1,5 м. Ограждения перильного типа высотой 1,0 м должны иметь две перекладины, расположенные на разной высоте.

8.1.30 Ограждения из сеток или решеток устанавливают для предотвращения выхода животных на проезжую часть автомобильных дорог I и II категорий, проложенных через (вдоль) заповедники(ов) и (или) вдоль пастбищ.

см. – Правила применения направляющих устройств

Автор темы: АвтоЗащитник

Ограждения на автомобильных дорогах

Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть обо­рудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверх­ности ограждений.

Поврежденные элементы ограждений подлежат восста­новлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов. Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, ско­лами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки - с механическими повреждениями или умень­шенным расчетным поперечным сечением.

Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их от­крытая поверхность имеет разрушения более чем на 20 % площади или на поверхности имеются сколы глубиной бо­лее 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

Сигнальные столбики и маяки следует устанавливать в со­ответствии с требованиями ГОСТ 23457.

Сигнальные столбики и маяки не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м, а также иметь окраску, вертикальную разметку и световозвращатели в соответствии с требованиями ГОСТ 13508.

Поврежденные сигнальные столбики должны быть заме­нены в течение 5 суток после обнаружения повреждения.

Замену вышедшего из строя источника света или повреж­денного элемента маяка следует осуществлять в течение су­ток с момента обнаружения неисправности.

Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Переключение освещения транспортных тоннелей с днев­ного на ночной режим и обратно следует проводить при до­стижении естественной освещенности 100 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светиль­ников подряд, один за другим.

Содержание автомобильных дорог - комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отво­да, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безо­пасности движения, а также по зимнему содержанию и озеле­нению дороги.

Задача содержания состоит в обеспечении сохранности до­роги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обес­печения непрерывного и безопасного движения в любое вре­мя года.

Содержание автомобильных дорог весной, летом и осенью. Содержание земляного полотна и полосы отвода. Содержание земляного полотна. Работы заключаются в предупреждении, устранении или ослаблении воздействия природных факторов и транспортных средств, в ликвидации последствий этих воздействий, если они небольшого объема. Большие деформации или разрушения устраняют путем капи­тального или среднего ремонтов.

С целью предупреждения, устранения и ослабления воз­действия ливневых и талых вод на земляное полотно про­водят систематические работы по обеспечению беспрепят­ственного пропуска воды по водоотводным сооружениям с заблаговременной, регулярной прочисткой боковых водо­отводных канав, с вырубкой кустарника, скашиванием тра­вы, удалением камней и других предметов.

Содержание обочин и откосов включает полное удаление с них снега и льда по окончании зимы, скашивание травы, удаление кустарника и посторонних предметов, систематичес­кую планировку и утюжку, заравнивание ям, колей и других углублений.

Весьма ответственно содержание пучинистых участков. Ослабить процессы пучинообразования можно правильной очисткой дороги от снега, особенно в кон­це зимы и начале весны. Земляное полотно целесообразно очищать на всю ширину, а с наступлением потепления полно­стью удалять снег не только с обочин, но и с откосов и из кюветов. Задача состоит в том, чтобы максимально ускорить оттаивание и просыхание в первую очередь боковых частей земляного полотна.

Содержание полосы отвода. Дорожные организации про­водят следующие работы по содержанию полосы отвода: унич­тожение или скашивание сорных трав; вырубку кустарника, растущего близко к дороге и могущего вызвать снежные за­носы; уборку мусора с полосы отвода; уход за резервами и кавальерами; улучшение стока воды с полосы отвода с пла­нировкой отдельных участков и приданием им необходимого уклона; ликвидацию застоя воды в пониженных местах; со­держание летних и тракторных путей с утюжкой, а при необ­ходимости с профилированием их; ликвидацию ям, рвов, ко­лей и прочих углублений и неровностей; охрану полосы отво­да с проведением противопожарных мероприятий, особенно в лесной местности; недопущение устройства мусорных ям и свалок. Нельзя допускать засорения полей, принадлежащих смежным землепользователям, сорняковой растительностью.

Для борьбы с ней можно использовать химические средства, называемые гербицидами в виде рабочих раство­ров или суспензий. В каждом случае возможность примене­ния гербицидов следует согласовать с агрономами местных сельскохозяйственных органов.

Работы по содержанию проезжей части весной, летом и осенью заключаются в основном в систематическом уходе за дорожной одеждой с целью поддержания ее в чистоте и по­рядке; предотвращении и ликвидации небольших по­вреждений, возникающих под воздействием транспортных средств и природных факторов. Характер мероприятий по со­держанию проезжей части в значительной мере зависит от типа покрытия. На грунтовых дорогах, не имеющих дорожной одежды, содержание проезжей части, по существу, включает мероприятия по содержанию земляного полотна.

Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями. Выполняются работы по очистке покрытий от пыли, грязи и мойка их с помощью поливомоечных машин. На отдельных участках покрытий, построенных с применением избыточного количества органического вяжущего, в жаркие дни оно может выступать на поверхность. Такие места присы­пают каменной мелочью, высевками или крупнозернистым песком. Сбрасываемый колесами автомобилей материал вновь наметают на покрытие.

Содержание дорог с переходными покрытиями. Производятся наметание каменной мелочи и высевок на покрытие, уборка катуна и обеспыливание водой. Другие обеспыливающие материалы, например хлористый кальций или органические вяжущие, применяют при ремонте. Весной и осенью переходные покрытия приходится очищать от грязи, заносимой колесами с обочин, а также отводить воду, если она задерживается в местных понижениях проезжей ча­сти. Гравийные покрытия выравнивают профилировкой авто­грейдерами или утюжкой металлическими утюгами.

Содержание грунтовых и грунтово-улучшенных дорог. Ин­тенсивное и частое профилирование проводят для устране­ния образовавшихся ям, колеи и других неровностей. Утюжка – профилактическое мероприятие, проводимое заранее, до образования крупных неровностей, когда грунт имеет опти­мальную влажность. При интенсивных дождях или в периоды распутицы проезд по грунтовым дорогам целесообразно закрывать.

Усовершенствованные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой.

При большом скоплении грязи на покрытии (около пере­ездов, съездов и т. д.) прибегают к комбинированной очист­ке, т. е. механической щеткой и поливомоечной машиной.

Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без применения органических вяжущих, осуще­ствляют путем обработки их поверхности обеспыливающими материалами. Повторно обрабатывают при появлении первых признаков образования пыли. Нормы расхода обеспыливающих матери­алов при этом уменьшают в два раза по сравнению с нормами для первой обработки.

Число обработок за сезон определяют с учетом продолжи­тельности теплого периода, в течение которого наблюдается образование пыли; числа дождливых дней и срока действия обеспыливающих материалов.

Гравийные покрытия обеспыливают двумя способами: про­питкой и смешиванием на дороге минерального материала по­крытия с обеспыливающим материалом.

Метод смешивания на дороге при обработке покрытия обес­пыливающими материалами применяют на завершающем эта­пе ремонта гравийных и им подобных покрытий. В этом случае вывезенную в конуса гравийную смесь оптимального состава для верхнего слоя покрытия (слоя износа) разравнивают авто­грейдером за четыре круговых прохода на всю ширину покры­тия; разливают раствор или распределяют твердый обеспыли­вающий материал в количестве 80 % от нормы.

В течение 5...7 дней после проведения мероприятий по обеспыливанию регулируют движение транспортных средств, чтобы получить равномерно накатанную поверхность и обес­печить лучшее формирование покрытия.

В состав работ по содержанию дорожных ограждений вхо­дят периодический осмотр ограждений и сигнальных столби­ков, замена и мелкий ремонт неисправных элементов, подтя­гивание креплений, очистка от пыли и грязи, мойка, а при не­обходимости окраска ограждений.

Содержание дорожных знаков состоит в систематической очистке щитков и стоек от пыли и грязи, окраске тыльной сто­роны знаков и поверхности стоек, выпрямлении или замене щитков и стоек, подтягивании болтов, замене источников света в подсвечиваемых знаках.

Автопавильоны содержат в чистоте, моют, возобновляют окраску, исправляют мелкие повреждения, заменяют испор­ченные детали.

Дорожные здания и подсобные сооружения необходимо регулярно осматривать (целесообразно дважды в год — вес­ной и осенью) с целью определения их состояния и требуе­мых мер по устранению недостатков.

К содержанию дорожных зданий и сооружений относят: ус­транение небольших дефектов кровли, укрепление лестниц и их перил; утепление окон и дверей, устранение мелких по­вреждений центрального отопления и течи водопровода и ка­нализации, ликвидацию утечки газа; смену кранов и выключа­телей газовых плит; окраску трубопроводов; устранение по­вреждений электропроводки; прочистку мусоропроводов и исправление запорных частей мусороприемников; очистку дворовых колодцев и выгребов; систематическую уборку тер­ритории приусадебных участков, подъездных путей от основ­ной дороги к зданиям, проездов и пешеходных дорожек. Пе­риодически проводят побелку и покраску зданий, вспомога­тельных построек, заборов.

Ледоход и паводки бывают как весной, так и осенью. Мероп­риятия по пропуску весеннего ледохода и паводка включают: подготовительные работы, пропуск ледохода и паводка, зак­лючительные работы.

Подготовительные работы включают следующие мероп­риятия:

- осмотр и ремонт опор и ледорезов;

- промеры дна у опор и ледорезов с укреплением его в необхо­димых местах каменной наброской;

- обследование ледовых условий в районе моста;

- предварительное ослабление льда и освобождение опор и ледорезов;

- раскалывание ледяного покрова в ближайших водоёмах;

- подготовка взрывников, завоз взрывчатых веществ и средств взрывания;

- заготовка материалов для борьбы с размывами – мешков с песком, камней, хвороста;

- заготовка инструментов и инвентаря, необходимых при пропуске льда, - багров, шестов длиной 2…3 м, ломов, топоров, пешен, лопат, досок, спасательных лодок, кругов, поясов;

- разведение наплавных мостов, снятие паромных переправ и укрытие их в затонах.

Пропуск ледохода и паводка. К этим работам относятся:

- наблюдение за проходом льда через сооружение с размель­чением ледяных полей и отдельных льдин до таких размеров, чтобы они могли беспрепятственно пройти под мостом;

- наблюдение за движением льда выше и ниже моста, осо­бенно в местах, где имеются крутые повороты и излучины, способствующие образованию заторов и зажоров;

- наблюдение за состоянием речного русла под мостом, выше и ниже него;

- наблюдения за колебаниями горизонта воды, скоростью и направлением течения, состоянием и характером ледяного по­крова;

- надзор за наплавными мостами и паромами в затонах и охрана их от повреждений ледоходом.

Заключительные работы. К ним относят:

- актирование разрушений, происходящих во время пропус­ка ледохода паводка;

- очистку искусственных сооружений и приведение их в по­рядок после окончания ледохода и спада воды, исправление повреждений, уборку неиспользованных материалов;

- восстановление паромных переправ, наплавных и низко­водных мостов.

Особенности содержания дорог в горной местности. Борьба с оползнями Для борьбы с оползнями применяют следующие способы:

- регулирование поверхностного и подземного стоков;

- изменение рельефа склона;

- возведение удерживающих сооружений;

- изменение физико-механических свойств грунтов;

- укрепление береговых склонов;

- установление специального режима в оползневой зоне.

Защита от обвалов. Меры по защите от скальных обвалов делят на профилактические и защитные. К профилактичес­ким относят очистку склонов и откосов с удалением неустойчи­вых глыб и обломков скального грунта, угрожающих падени­ем; заблаговременное обрушение неустойчивых скальных массивов, которые могут вызвать обвал; уменьшение крутиз­ны откосов и склонов, если она превышает допустимую, пу­тем террасирования или уменьшения угла наклона откосов с помощью взрывных работ.

К защитным мерам относят: возведение поддерживающих сооружений; закрепление с помощью анкеров и свайных кон­струкций; защиту от выветривания склонов и откосов; при­менение улавливающих сооружений и устройств, противооб­вальных галерей.

Защита автомобильных дорог от осыпей. В процессе со­держания дорог в горной местности предусматривают следу­ющие меры защиты: улучшение водоотвода с целью повы­шения устойчивости осыпи; строительство сооружений, пре­пятствующих движению осыпи или защищающих от нее доро­гу, закрепление склонов.

Защита автомобильных дорог от селей. Для защиты дорог от селей принимают профилактические и защитные меры.

Профилактические меры проводят в двух направлениях: предотвращение селевых потоков или их ослабление, пре­дупреждение о селевой опасности. Предотвратить образова­ние селевых потоков или ослабить их деятельность возможно путем:

- сохранения и развития древесной, кустарниковой и тра­вянистой растительности на селеопасных склонах;

- улучшения сенокосов с применением многолетних луго­вых культур;

- пропашки и поперечной обработки склонов для замед­ления стока;

- запрещения вырубки лесной растительности;

- защиты лесов от вредителей и пожаров;

- объявления покрытых лесом склонов заповедными зонами;

- регулирования выпаса скота на эродированных склонах;

- улучшения водоотвода с расчисткой водоотводных и селеотводящих канав и лотков, ремонта гидротехнических уст­ройств и ухода за ними;

- ускорения снеготаяния зачернением снега;

- заблаговременного выпуска воды из ледниковых и мо­ренных озер, которые могут угрожать прорывом;

- расчистки межозерных моренных перемычек;

- профилактической уборки завалов и других накоплений рыхлого материала, который может быть захвачен возникаю­щим селевым потоком.

Предупреждение о селевой опасности включает организа­цию службы предупреждения, оснащенной автоматическими приборами, оповещающими о возникновении и прохождении селей; установку на селевых руслах и в селевых бассейнах датчиков и радиооповестителей, регистрирующих подъем уров­ней воды и сигнализирующих о нарастании селевой опаснос­ти; контроль за всей хозяйственной деятельностью, проводи­мой на селеопасной территории.

К защитным мерам относят стабилизацию селевых русел и задержание селевых выносов, пропуск селевых потоков над дорогой, защиту русел от размыва, отвод селевого потока от дороги, задержание селей и защиту дорог.

Очистка дорог от снега. Задачи и виды очистки дорог от снега. Очистка от снега должна обеспечивать такое состояние дороги, при котором в максимальной степени удовлетворяются требования непрерыв­ного, удобного и безопасного движения автомобилей с рас­четной скоростью, и снижается до минимума объем снежных отложений на проезжей части и обочинах. Время очистки рег­ламентируется ГОСТ Р 50597-93.

Для решения перечисленных задач выполняют следующие основные виды снегоочистительных работ: патрульную очис­тку; удаление валов; расчистку снегопадных отложений и снеж­ных заносов небольшой толщины; расчистку снежных зано­сов значительной толщины, лавинных завалов.

Технология очистки дорог от снега. При патрульной очистке дорогу очищают путем систематических проездов (патрулирования) машин по обслуживаемому участку в те­чение всего времени, пока продолжаются метель или снего­пад. К патрульной очистке нужно приступить, как только на­чинаются метель или снегопад. Очистку следует вести на возможно большей скорости, что способствует увеличе­нию дальности отбрасывания снега.

В зависимости от мощности метелей и ширины дорожно­го полотна можно применять различные схемы очистки. Мож­но вести ее как одиночными машинами, так и отрядом снегоочистителей.

Удаление снежных валов. Обычно их удаляют роторными снегоочистителями или валоразбрасывателями с выносным рабочим органом.

Расчистка снежных заносов. Для их расчистки применяют весь комплекс снегоочистительных машин. В начальной ста­дии образования заносов, когда толщина отложений бывает небольшой (0,2...0,3 м), их расчищают плужными автомобиль­ными снегоочистителями, которые должны работать в комп­лексе со шнекороторным снегоочистителем, необходимым для удаления валов.

Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Для организации работ по борьбе и предотвращению об­разования зимней скользкости необходимо учитывать ее вид; погодные условия, предшествующие и сопутствующие обра­зованию скользкости, и тенденцию их изменения.

Для борьбы с зимней скользкостью используются противогололедные материалы. К противогололедным материалам (ПГМ) относятся:

а) химические: твердые сыпучие (кристаллические, грану­лированные или чешуированные); жидкие (растворы или рас­солы химических реагентов);

б) фрикционные: мелкий щебень; песок; песчано-гравийная смесь (ПГС); шлак; золы уноса;

в) комбинированные: смеси фрикционных и химических материалов.

Способы борьбы с зимней скользкостью. При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический, комбинированный, фрикционный и физико-химический спо­собы борьбы с зимней скользкостью.

Химический способ основан на использовании химических материалов, обладающих способностью при контакте со снеж­но-ледяными отложениями переводить их в раствор, не за­мерзающий при отрицательных температурах.

Комбинированный способ (химико-фрикционный) предусмат­ривает совместное применение химических и фрикционных ПГМ. Комбинированный способ используют при необходимо­сти ликвидации снежно-ледяных отложений и повышения ко­эффициента сцепления на них. При применении этого спосо­ба результат борьбы с зимней скользкостью получается такой же, как и при использовании химических ПГМ.

Фрикционный способ применяют на дорогах (участках) III...V категорий, а также на дорогах, расположенных в регионах с продолжительными и устойчивыми низкими темпе­ратурами (ниже -20...-25°С), или где использование отдель­ных химических ПГМ запрещено.

Физико-химический способ заключается в придании проти­вогололедных свойств асфальтобетонному покрытию путем введения в асфальтобетонную смесь антигололедного напол­нителя, который на поверхности покрытия создает гидрофобный слой, снижающий адгезию снежно-ледяных от­ложений к покрытию или предотвращающий их образование. Применяют этот способ на участках дорог, подверженных частому гололедообразованию (участках в горной местности; у водоемов, ТЭЦ; на мостах, путепроводах, эстакадах и др.).

Озеленение автомобильных дорог. Снегозащитные насаждения. Снегозащитные насаждения должны удовлетворять следу­ющим основным требованиям:

- их конструкции и размещение должны соответствовать объему приносимого к дороге снега;

- расстояние от посадок до дороги должно быть достаточ­ным, чтобы снежный шлейф не мог выйти на дорогу;

- породно-видовой состав насаждений должен соответство­вать местным почвенно-климатическим условиям произрастания и подбираться с учетом снегозащитных свойств деревьев и кустарников, их декоративных свойств и хозяйственной цен­ности;

- насаждения надо закладывать с минимальным отводом земельной площади и минимальными затратами.

Насаждения для защиты автомобильных дорог от снежных заносов создают в виде живых изгородей или лесных полос. Живая изгородь – это густая посадка, формируемая из дере­вьев или кустарников одной породы. Она имеет небольшое число рядов, чаще всего один - два. Лесная полоса — посад­ка из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки. Общее число рядов в лесных полосах на автомобильных до­рогах составляет от 4 до 9. В каждой полосе первый ряд со стороны поля создаётся из низких кустарников, второй −из высоких, остальные ряды − из древесных пород.

Древесные и кустарниковые породы для снегозащитных насаждений выбирают с учетом лесорастительных условий, а также биологических, хозяйственных, специфических снего­задерживающих свойств деревьев и кустарников.

Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по вос­производству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производятся возмещение износа покрытия; восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств; устранение всех деформаций и повреж­дений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги; организация и обеспечение безопасности движения.

При этом под первоначальными понимаются транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуата­цию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.

Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение норматив­ных требований в период до очередного ремонта при интен­сивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги.

Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых зна­чений или когда на других элементах дороги и дорожных со­оружениях накопились деформации и разрушения, устране­ние которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.

К ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений относятсяследующие работы:

По земляному полотну и водоотводу:

- восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; очистка обвалов, оползней и селевых выносов;

- уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, засев травами откосов земляного полотна и резервов с проведени­ем необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия;

- укрепительные и другие работы, обеспечивающие устой­чивость земляного полотна;

- поднятие небольших по протяженности участков земля­ного полотна на сырых или снегозаносимых местах, ликвида­ция небольших пучинистых участков;

- раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккуму­ляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега, устройство грунтовых банкетов и берм для защиты отко­сов от размывов и для задержания приносимого снега;

- восстановление земляного полотна и водоотвода на пере­сечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и т. п.;

- сплошная прочистка водоотводных канав, устройство но­вых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подвер­женных размыву;

- исправление и восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, водоотводных лотков, быстротоков и водобойных колодцев, подводящих и отводящих русл у мо­стов и труб, ливневой канализации; восстановление берего­защитных и противоэрозионных сооружений; подсыпка и ук­репление обочин;

- отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по ремонту дороги.

По дорожным одеждам:

- восстановление изношенных верхних слоев дорожных покрытий с обеспечением требуемой ровности и шерохо­ватости; восстановление покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала ста­рого покрытия;

- устройство поверхностной обработки защитных слоев и слоев износа на всех типах дорожных одежд;

- ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровнос­тей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки; восстановление бордюров по краям усовершенствованных покрытий; фрезе­рование и устройство покрытий из битумоминеральных сме­сей на укрепительных полосах и обочинах;

- замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороз­док на цементобетонных покрытиях;

- перемощение отдельных участков мостовых с заменой основания;

- восстановление профиля и усиление щебеночных, гра­вийных и грунтовых улучшенных покрытий с добавлением ще­беночных или гравийных материалов в количестве до 500 м3 на километр дороги в среднем.

По обустройству дорог, организации и обеспечению бе­зопасности движения:

- восстановление и установка вновь недостающих дорож­ных знаков и табло индивидуального проектирования;

- восстановление и совершенствование элементов и сис­тем диспетчерского и автоматизированного управления дви­жением;

- восстановление существующих и установка вновь авто­номных и дистанционно управляемых знаков и табло со смен­ной информацией и светофорных объектов;

- восстановление существующих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках; туале­тов; площадок для остановки или стоянки автомобилей; вос­становление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пе­шеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных сооруже­ний на участках дорог, проходящих через населённые пункты;

- устройство виражей на опасных для движения кривых;

- архитектурно-художественное оформление обустройства и благоустройства дорог и их отдельных участков, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площа­док и других объектов;

- восстановление электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях;

- восстановление дорожной линейной телеграфной (теле­тайпной) связи или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи;

- восстановление кабельной сети; нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной после завершения ремонта.

Прочие работы по ремонту:

- устройство площадок для складирования материалов и рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонта;

- устройство и ликвидация временных объездов ремон­тируемых участков дороги;

- предпроектное обследование мостовых сооружений, ди­агностика и оценка состояния автомобильных дорог и других дорожных сооружений;

- разработка проектно-сметной документации и ее экспер­тиза (в установленном порядке);

- инженерное и научно-техническое сопровождение наи­более сложных работ по ремонту.

Капитальный ремонт автомобильной дороги − это комплекс работ, при котором производятся полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного по­лотна и дорожных сооружений; осуществляются смена изношен­ных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные; в необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осе­вых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих ка­тегории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличе­ния ширины земляного полотна на основном протяжении дороги.

Задача капитального ремонта состоит в полном восстановле­нии и повышении транспортно-эксплуатационного состояния дороги до уровня, позволяющего обеспечить нормативные тре­бования в период до очередного капитального ремонта при соблюдении ин­тенсивности движения, соответствующей расчетной для данной категории дороги, при превышении которой необходима рекон­струкция дороги с переводом в более высокую категорию.

Критерием для назначения капитального ремонта является та­кое транспортно-эксплуатационное состояние дороги, при котором прочность дорожной одежды снизилась бы до предельно допустимо­го значения или параметры и характеристики других элементов дороги и дорожных сооружений не удовлетворяли бы возросшим тре­бованиям движения настолько, что невозможно или экономичес­ки нецелесообразно было приводить их в соответствие с указанными требованиями посредством работ по ремонту и содержанию.

Капитальный ремонт, как правило, должен производиться комплексно по всем сооружениям и элементам дороги на всем протяжении ремонтируемого участка дороги.

К капитальному ремонту автомобильных дорог и дорож­ных сооруженийотносятся следующие работы.

По земляному полотну и водоотводу:

- поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегоза­носимых участках;

- перестройка пучинистых, оползневых и обвальных участ­ков;

- усиление земляного полотна с заменой грунтов устрой­ством изолирующих и армирующих прослоек; устройство но­вых дренажей, системы водоотвода (в том числе прикромочных и телескопических лотков), осушительных канав, берего­защитных и противоэрозионных сооружений, водобойных ко­лодцев, ливневой канализации;

- исправление параметров земляного полотна на отдель­ных участках с доведением его геометрических размеров до норм, соответствующих категории, установленной для ре­монтируемой дороги (смягчение продольных уклонов, обес­печение видимости в плане и продольном профиле, увели­чение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых, уст­ройство виражей);

- устройство земляного полотна и водоотвода на пересе­чениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площад­ках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечатель­ным местам, паромным переправам;

- отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по капитальному ремон­ту.

По дорожным одеждам:

- усиление дорожных одежд с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с использованием арми­рующих, изолирующих, дренирующих и других материалов);

- устройство более совершенных типов покрытий с исполь­зованием существующих дорожных одежд в качестве осно­вания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона; уширение до­рожной одежды до норм, соответствующих категории ремон­тируемой дороги;

- устройство вновь бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий;

- устройство вновь дорожных одежд в местах исправления и перестройки земляного полотна, на пересечениях и примы­каниях, разворотных площадках, на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, на объездах ремонтируемых дорог и подъездных дорогах к паромным переправам;

- ликвидация колей глубиной более 45 мм с заменой неста­бильных слоев дорожной одежды методами фрезерования и регенерации на ширину полос наката или на всю ширину по­крытия с укладкой одного или нескольких слоев сдвигоустойчивого асфальтобетона;

- сплошное перемощение мостовых с полной или частич­ной заменой песчаного основания.

По обустройству дорог, организации и обеспечению бе­зопасности движения:

- устройство вновь недостающих остановочных и посадоч­ных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровых ям или эстакад;

- устройство переходно-скоростных полос и разделительных островков на съездах и въездах, пересечениях и примы­каниях, на автобусных остановках, а также дополнительных полос для движения тихоходного транспорта на подъемах; ус­тройство аварийных улавливающих съездов (карманов) на за­тяжных спусках;

- устройство пешеходных переходов (в том числе в раз­ных уровнях), тротуаров, пешеходных и велосипедных доро­жек, шумозащитных сооружений на участках дорог, проходя­щих в пределах населенных пунктов;

- переустройство существующих пересечений и примыка­ний в одном уровне в более совершенные узлы в одном уров­не; улучшение параметров и устройство дополнительных въез­дов и съездов на существующих пересечениях и примыкани­ях в разных уровнях;

- устройство электроосвещения на отдельных участках до­рог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тонне­лях, сооружение линейной телеграфной (телетайпной) связи или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи, кабельных сетей;

- устройство (монтаж) новых и переустройство существую­щих средств организации и регулирования движения на пере­сечениях автомобильных дорог с автомобильными и желез­ными дорогами;

- устройство систем мониторинга состояния дорог и усло­вий движения, диспетчерского и автоматизированного управ­ления движением с применением дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофоров и сис­тем автоматики и телемеханики;

- нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта, нанесение постоянной разметки после капитального ремонта.

Прочие работы по капитальному ремонту:

- изыскание и освоение резервов грунта и месторождений местных каменных материалов для производства ремонтных работ, устройство подъездных дорог и железнодорожных ту­пиков к производственным базам и карьерам, высоковольтных ЛЭП для энергообеспечения;

- устройство площадок для складирования дорожно-строи­тельных материалов, устройство и ликвидация временных объездов ремонтируемых участков, а также ликвидация объез­дов участков дорог, разрушенных стихийными бедствиями;

- природоохранные мероприятия, рекультивация времен­ной полосы отвода; рекультивация земель, ранее занятых под карьерами, резервами, объездными дорогами, ненужными участками дорог, дорожными сооружениями и произво­дственными объектами и др.;

- разработка проектно-сметной документации на капиталь­ный ремонт дороги и дорожных сооружений и её экспертиза, разработка документации по отводу земель;

- инженерное и научно-техническое сопровождение про­ектирования и выполнения работ по капитальному ремонту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие в про­цессе эксплуатации допускаются минимальные значения

коэффициента сцепления дорожного покрытия ?

2. Как определяется обобщенный показа­тель качества и со



Дорожные ограждения. Назначение и виды дорожных ограждений

Неотъемлемой составляющей частью транспортных магистралей являются дорожные ограждения. Их основная функция — обозначение траектории движения транспорта, а также смягчение последствий при ДТП и препятствование опрокидыванию автомобиля в кювет. Все чаще используются такие ограждения не только на междугородних трассах, но и на городских дорогах в качестве заборов безопасности.

Основные типы дорожных ограждений

Выделяют 2 основные группы ограждений:

  1. Конструкции барьерного типа (парапеты, бордюры и т. д.), которые применяются для того, чтобы не допустить съездов транспортных средств с дорожного полотна, эстакад, путепроводов, а также чтобы избежать столкновений и наездов на сооружения, находящиеся в полосе отвода. Барьерное ограждение дорожное может быть металлическим, бетонным и пластиковым.
  2. Конструкции перильного типа — металлические сетки, предназначенные для препятствия выхода на проезжую часть животных, а также для упорядочивания движения пешеходов.

Металлические ограждения

Благодаря своим преимуществам, этот вид ограждений наиболее популярен. Он представляет собой конструкцию, деформирующуюся при наезде. Металлический профиль закрепляется на отдельных стальных или деревянных стойках. При наезде автомобиля часть энергии забирает на себя амортизатор, расположенный между стойкой и профилем. Поэтому основная роль ограждения — снижение аварийности на дороге и уменьшение последствий ДТП.

Такие конструкции легко устанавливаются и демонтируются. Применяются металлические дорожные ограждения не только на транспортных магистралях, но и на строительных участках, и для ограждения пешеходных зон.

Изготавливают эти ограждения в соответствии с особыми требованиями ГОСТ. При выборе конструкций помимо их практического назначения следует обязательно учесть климатические и сейсмические условия. В соответствии с этими факторами особое внимание уделяется несущим опорам.

Бетонные ограждения

Это недеформируемые конструкции, выполненные из бетона или железобетона. В виде бордюров применяют ограждения:

  • высотой до 35 см, которые имеют закругленную гладкую кромку и выполняют роль декоративного окаймления тротуаров;
  • конструкции высотой от 35 до 50 см с крутой кромкой, способные удержать транспортное средство на проезжей части.

Кроме них еще существует парапетное ограждение — его высота более 50 см. По внешнему виду эта конструкция напоминает сплошную стенку, которая отделяет проезжую часть от пешеходных дорожек и предотвращает выезд автомобиля на тротуары. Фасадная поверхность этих ограждений, как правило, наклонная с закругленной верхней кромкой.

Довольно часто встречается теперь барьерное ограждение дорожное, изготовленное из пластика. Такие конструкции обладают значительными преимуществами по сравнению с бетонными или металлическими. Кроме того что их легко перевозить и монтировать, эти ограждения обеспечивают наибольшую безопасность в случае автомобильной аварии.

Наиболее распространенными являются дорожные блоки водоналивные, изготовленные из пластика красного и белого цвета. При заполнении их водой через имеющееся в верхней части отверстие с пробкой образуют довольно устойчивые конструкции, которые служат для перенаправления транспортного потока, а также для обеспечения безопасности как надежное ограждение дорожных работ. В нижней части заграждения предусмотрено отверстие для слива. Пластик, применяемый для изготовления водоналивных барьеров, отличается устойчивостью к резким перепадам температуры, выдерживает морозы до -40 ⁰С, не выгорает под лучами солнца, легко моется и не требует покраски.

Возможность расположения блоков под различным углом друг к другу позволяет огораживать любые участки дороги, в том числе и различные повороты, а также ямы и котлованы. На такое ограждение можно наклеить дополнительно светоотражающую разметку. Являясь ярким зрительным ориентиром, пластиковые дорожные ограждения помогают обеспечивать безопасность движения.

Другие виды ограждений

В целях безопасности при проведении строительных работ требуется обязательно использовать специальные дорожные ограждения, изготовленные как из пластика, так и любых других материалов.

Лучшим вариантом для стройплощадок считаются яркие пластиковые сетки, которые хорошо заметны в любую погоду. Они отличаются высокой прочностью, легкостью и устойчивостью к гниению, что позволяет использовать их очень длительное время.

Сетки металлические перильного типа применяются с цель упорядочения движения пешеходов и для того, чтобы предотвратить появление животных на проезжей части.

Вместо сетки иногда применяют оградительную ленту с чередованием красного и белого цвета. О неровностях дорожного грунта, ямах или каких-либо препятствиях могут предупредить мягкие конусовидные дорожные ограждения, сигнальные гирлянды или передвижные ограждения с логотипом.

АО КТЦ Металлоконструкция – комплексные решения для инфраструктурных проектов

Таблица 15Группы дорожных условий для мостовых сооружений автомобильных дорог

Категория автомобильной дороги (число полос движения)

Группа дорожных условий

В

Г

Д

R, м, менее

/, %, более

R, м

R, м, более

/, %, менее

I (6 и более)

1500

30

1500-3000

20-30

3000

20

I(4)-II (4)

1000

1000-2500

2500

II(2)

800

40

800-2000

30-40

2000

30

III (2)

600

50

600-1500

40-50

1500

40

IV(2), V(1)

500

60

500-1000

50-60

1000

50

Примечания:

  • 1. На мостовом сооружении и примыкающих к нему участках подходов протяженностью 100 м выбирают наименьшее значение радиуса кривой в плане R и наибольшее значение продольного уклона /.
  • 2. Если значения радиуса и уклона окажутся в разных группах, принимают группу с более сложными услови­ями движения.

8.1.7 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на городских дорогах, улицах и мостовых сооружениях на них, определяют по таблице 16.

Таблица 16Уровни удерживающей способности ограждений на городских дорогах, улицах и мостовых сооружениях на них

Категория городских дорог и улиц

Группа дорожных условий

Дороги и улицы

Мостовые сооружения

с тротуарами или служебными проходами

без тротуаров или служебных проходов

Уровни удерживающей способности

Магистральные дороги скоростного движения

Е

У4 (У5)

У6 (У5)

У7 (У5)

Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения

Ж

УЗ (У4)

У4 (У4)

У5 (У4)

Магистральные дороги регулируемого движения

Е

УЗ

У4

У5

Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения

Ж

У2

УЗ

У4

Магистральные улицы районного значе­ния

Е

У2

УЗ

У4

Ж

У1

У2

УЗ

Улицы и дороги местного значения

Е

У1

У2

УЗ

Ж

У1

У2

Примечание:

  • Значения в скобках относятся к ограждениям, устанавливаемым на разделительной полосе

К группе Е относят участки городских дорог и улиц:

  • с массивными препятствиями на центральной разделительной полосе шириной не более 4 м;
  • на насыпи высотой не менее 5 м при расстоянии между бортовым камнем и бровкой земляного полотна не более 10 м;
  • у водотоков или водоемов глубиной более 1 м, находящихся на расстоянии не более 10 м от борто­вого камня;
  • на набережной;
  • с подпорными стенами на расстоянии не более 4 м от кромки проезжей части.

К группе Ж относят участки городских дорог и улиц:

  • без массивных препятствий на разделительной полосе шириной не более 4 м;
  • на насыпи высотой от 2 до 5 м при расстоянии между бортовым камнем и бровкой земляного полотна не более 10 м;
  • с боковыми разделительными полосами шириной не более 4 м с двусторонним движением на боко­вых проездах.

Дорожные условия на мостовых сооружениях в городах относят к группе Е в следующих случаях:

  • мостовое сооружение пересекает железные дороги, интенсивность движения по главным путям которых составляет более 100 поезд./сут, открытые линии метрополитена или трамвая;
  • на мостовом сооружении, расположенном на магистральной дороге или улице, трамвайные пути размещены на обособленном полотне;
  • проезжая часть на мостовом сооружении расположена в одном уровне с железнодорожными путя­ми или путями метро;
  • проезжая часть на мостовом сооружении магистральной дороги или улицы общегородского значе­ния или перед ним на участке длиной 100 м имеет продольный уклон от 40 %о до 50 %о при длине соору­жения более 100 м и более 50 %о — при длине сооружения не более 100 м;
  • проезжая часть мостового сооружения расположена на расстоянии более 5 м от поверхности водо­тока или водоема глубиной более 1 м;
  • длина мостового сооружения более 250 м;
  • эстакады третьего и выше уровней пересечений в разных уровнях.

Для всех других случаев дорожные условия на мостовых сооружениях в городах относят к группе Ж.

8.1.8 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог, городских дорог и улиц, принимают равными:

  • УЗ — для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения; У4-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах;
  • У5 — для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях съездов.

8.1.9 Прогиб барьерного ограждения, устанавливаемого на обочине, не должен превышать расстоя­ние от продольной оси балки недеформированного ограждения до бровки земляного полотна, увеличенное на 0,25 м (рисунок В.26 а).Рабочая ширина не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия (рисунки В. 26 г, д), находящегося на обочине или за ее пределами на расстоянии менее 4 м от кромки проезжей части.На обочине автомобильной дороги барьерное ограждение устанавливают на расстоянии 0,50 — 0,85 м от бровки земляного полотна до стойки барьерного ограждения, парапетное — на расстоянии 0,50 м от бровки земляного полотна до ближнего края парапетного ограждения и не менее 1,00 м от кромки проезжей части до лицевой поверхности балки ограждения или до ближнего края парапетного ограждения (рисунки В. 26 а, е).

При наличии на обочине или откосе насыпи массивного препятствия парапетное ограждение устанав­ливают на расстоянии 0,30-0,50 м от него (рисунок В.26 ж).

8.1.10 Рабочая ширина для барьерного ограждения, устанавливаемого на разделительной полосе автомобильных дорог, городских дорог и улиц, а также мостовых сооружений не должна превышать:

  • расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до края проезжей части (рисунок В. 26 б) при установке ограждения по середине разделительной полосы шириной менее 3 м при отсутствии на ней массивных препятствий;
  • расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия при установке барьерного ограждения по боковым сторонам разделительной полосы (рисунок В. 26 в) при наличии на ней массивных препятствий.

На разделительной полосе автомобильной дороги барьерное или парапетное ограждение устанавли­вают на расстоянии не менее 1,0 м от кромки проезжей части (рисунки В.26 б, в, и).

8.1.11 На боковых сторонах городской дороги и улицы ограждения устанавливают на газоне между проезжей частью и тротуаром (рисунки В.27 а, б), а если невозможно установить ограждение на газоне или если он отсутствует — между бровкой земляного полотна и внешним краем тротуара (рисунки В.27 в — е). Если и такая возможность отсутствует — на тротуаре, примыкающем к проезжей части (рисунок В.27ж).

8.1.12 Прогиб барьерного ограждения, устанавливаемого между бровкой земляного полотна и вне­шним краем тротуара, не должен превышать расстояние между продольной осью балки недеформированного ограждения и бровкой земляного полотна, увеличенное на 0,25 м (рисунки В.27 в — е).

Ограждение устанавливают на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна до стойки ограждения и не менее 0,1 м от продольной оси балки ограждения до тротуара (рисунки В.27 в — е), если расстояние от внешнего края тротуара до бровки составляет не менее 1,0 м.

8.1.13 Рабочая ширина барьерного ограждения, устанавливаемого на газоне, не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне, при его отсут­ствии — до ближнего края тротуара, но не более 3 м (рисунки В.27 а, б).

На газоне барьерное ограждение устанавливают на расстоянии 0,05 — 0,10 м от бортового камня до лицевой поверхности балки ограждения.


Смотрите также